Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью бакалаврской работы является анализ деятельности контрольно-счетных палат как органов внешнего финансового контроля и разработка мероприятий по повышению эффективности их деятельности в управлении экономическими и социальными процессами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы контрольно-счетных органов;
рассмотреть организационно-правовую характеристику контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
проанализировать деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
рассмотреть проблемы в организации деятельности контрольно-счетной палаты и предложить решения их устранения.

Содержание

Введение….. …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Особенности деятельности контрольно-счетных органов в системе финансового контроля в России .……………………………………………… 5
1.1. История развития финансового контроля в России и зарубежных странах ……………………………………………………….. ………………… 5
1.2. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного
финансового контроля ………………………………………………………….14
1.3.Взаимодействие контрольно-счетных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами……………………... 19
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска …………………………………………………..………………………………. 24
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности контрольно-счетной палаты Думы города Югорска …………………………………….. 24
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска ……………………………………………………….. 30
2.3. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-
счетной палатой и пути их решения ………………………………………… 50

Заключение ….. ……………………………………………………………… 55
Список использованных источников .……………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

2. основная кредиторская задолженность  сформирована в комитете  по  жилищно-коммунальному и строительному  комплексу администрации города Югорска и составляет 205,8 млн.руб., в том числе просроченная 42,8 млн.руб. Как показал анализ кредиторской задолженности по данному главному распорядителю средств бюджета основная сумма просроченной задолженности числится по объектам 2006-2007 годов :

- расширение КОС-1 и ВОС -1 задолженность  составляет 28,4 млн.руб.

- реконструкция школы лицея  - 14,4 млн.руб.

По финансированию данных объектов предполагалось участие средств Ханты-Мансийского автономного округа, но в связи с кризисом финансовой системы средства бюджета округа были существенно сокращены.

     Таким образом, при  анализе дебиторской и кредиторской  задолженности установлены объективные  причины ее формирования в  комитете по жилищно-коммунальному  и строительному комплексу администрации города Югорска, в то время как дебиторская задолженность, сформированная в Департаменте муниципальной собственности и градостроительства администрации города, напрямую указывает на некачественную, несвоевременную  работу данного администратора доходов бюджета.

       В экспертном заключении на годовой отчет об исполнении бюджета города Югорска за 2008 год также отражен результат внешней проверки отчетов главных администраторов доходов бюджета города Югорска, в котором указывается на не предоставление  некоторыми главными администраторами доходов  отчетов о поступлении  доходов в городской бюджет. В связи с этим, фактическое составление консолидированной отчетности было произведено Департаментом финансов администрации города Югорска по кассовому поступлению доходов.

    По результатам проведенной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2008 год контрольно-счетной палатой сделаны выводы и направлены следующие предложения в администрацию города Югорска по совершенствованию работы в ходе исполнения городского бюджета:

- главным администраторам доходов  бюджета города усилить взаимодействие  с администраторами доходов в  части своевременного предоставления  отчетности по поступлению доходов  в городской бюджет;

- главным распорядителям бюджетных средств:

  • принимать меры к взысканию дебиторской задолженности и не допускать просроченной дебиторской задолженности;
  • уменьшить сформированную кредиторскую задолженность и впредь  при отсутствии плановых ассигнований не создавать кредиторскую задолженность;
  • при финансировании объектов обращать внимание на наличие просроченной дебиторской задолженности по данным объектам;
  • использовать средства бюджета на реализацию мероприятий городских целевых программ в соответствии с утвержденными решениями Думы города Югорска программными назначениями

- Департаменту финансов администрации  города Югорска улучшить качество  планирования  бюджета, особое внимание  уделить его расходной части, а так же усилить внутренний  контроль  за исполнением бюджета  главными распорядителями бюджетных средств и главным администратором средств бюджета – Департаментом муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска.

   Кроме того, план работы контрольно-счетной палаты был дополнен пунктом «Проведение контрольно-ревизионного мероприятия по полноте и своевременности поступления в доход бюджета города арендных платежей.

Одной из задач контрольно-счетной палаты Думы города Югорска провозглашается финансовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти города Югорска, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение, а также экспертиза городских целевых программ. (Приложение № 10)

 Работа в данном направлении  осуществляется в постоянном режиме, так как  перед  заседанием Думы города Югорска  80% всех вопросов, выносимых на рассмотрение, так или иначе влияет на формирование городского бюджета.

На рисунке 9 видно, что прослеживается рост количества проводимых экспертиз проектов решений о целевых городских программах и иных нормативно-правовых актов (НПА).

 

Рис. 9. Количество проведенных экспертиз  НПА и целевых программ за 2007-2009 (9мес.) годы.

 

     Следует отметить эффективность данного вида деятельности контрольно-счетной палаты, так как  все замечания были учтены и до вынесения проекта решения на заседание Думы нормативно-правовые  акты  и проекты решений по целевым программам  были приведены в соответствие.

Для контрольно-счетной палаты города Югорска  экспертно-аналитическая функция  является второй основной функцией. Эта функция распадается на два направления деятельности: подготовку экспертных заключений по конкретным документам и аналитических материалов по отдельным проблемам.

Контрольно-счетная палата должна также систематически анализировать итоги проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджета.

Фактически экспертно-аналитическая функция контрольно-счетной палаты чаще играет роль предварительного и последующего контроля, поэтому  предупреждает и указывает на неэффективные или нерациональные расходы средств бюджета.

Значение этой функции для эффективной деятельности муниципального контрольного органа достаточно высоко, поскольку предварительный контроль с его превентивной направленностью и анализ крупных негативных моментов в финансовой деятельности наиболее эффективны для принятия правильных управленческих решений и недопущения необоснованных финансовых потерь.

Анализируя, эффективность экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной палаты Думы города можно сделать вывод, что данная деятельность имеет уровень недостаточно высокий, так как не менее 75% всех предложений (замечаний) учитывается органами исполнительной  и представительной власти города Югорска и новые проекты решений формируются уже с учетом замечаний и предложений контрольно-счетной палаты Думы города Югорска. 

 

    2.3.   Проблемы в   организации   проведения   финансового   контроля

             контрольно - счетной палатой и пути их решения.

 

   Контрольно-счетные органы муниципальных образований еще достаточно молодые органы финансового контроля.

Проблем в организации проведения финансового контроля у контрольно-счетной палаты Думы города Югорска достаточно.

Наиболее актуальными проблемами финансового контроля, практически во всех муниципальных образованиях, осуществляемого контрольными органами,  в настоящее время являются следующие:

1. Отсутствие федерального закона  о контрольно-счетных палатах.

2. Отсутствие единых методик  осуществления контрольной и  экспертно-аналитической деятельности  контрольно-счетных палат (далее - КСП).

Конечно, это не далеко не полный перечень факторов, не помогающих работе КСП, но обозначенные трудности «архиважно» разрешить в первую и скорейшую очередь.

Не существует ни одного четкого перечня полномочий КСП. Это приводит к тому, что в  обязанности контрольно-счетной палаты все пытаются включить разный вопросы. Диапазон выполняемых обязанностей очень широк: от контроля формирования и исполнения местного бюджета до курирования широкого круга вопросов, в том числе касающихся порядка управления муниципальным имуществом, тарифной политики, организации муниципальных закупок и т.д. В то же время, не предусмотрена контрольная функция контрольно-счетной палаты при обращении представителей населения.

 Естественно, сам собой напрашивается вывод о том, что необходимо унифицировать отношения, возникающие в результате деятельности КСП. Необходим федеральный закон, эти отношения упорядочивающий. Нужно привести к единому знаменателю не только внешнюю атрибутику всех КСП, но необходимо, по большему счету, легализировать деятельность всех муниципальных КСП. Существующая ситуация позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время КСП «немножко легитимны». Бюджетный кодекс Российской Федерации, хотя и упоминает органы муниципального финансового контроля (ст. 152) в числе участников бюджетного процесса, и даже вскользь устанавливает их полномочия (ст. 157), более не оговаривает ничего.

Отсутствует единый закон, в котором должны быть четко сформулированы права, обязанности, штатная основа, нормативы и обязательность расходов на осуществление контрольных функций всех контрольно-счетных органов, а также в обязательном порядке будут разработаны  полномочия по мерам воздействия на нарушителей бюджетного законодательства, а они (меры), несомненно и обязательно должны быть включены в состав полномочий КСП.

Ведь, на сегодняшний день, даже сложно говорит об эффективности проводимых контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, так как эффективность всегда измерялась и измеряется  экономической, социальной или финансовой выгодой. Другими словами, если достигнут качественный результат при меньших затратах, то можно говорить об эффективности. В отношении КСП, если в результате их деятельности установлены нарушения, неправомерное и неэффективное использование средств  бюджета, данные об этом нарушении не должны оставаться лишь на бумаге и вести лишь к дисциплинарной ответственности должностных лиц. Должен быть предусмотрен результативный способ восстановления данных средств в бюджет, причем не за счет уменьшения финансирования на аналогичное мероприятие будущего года, а за счет лиц, допустивших это расходование.

 Все виды деятельности контрольно-счетных органов, а особенно контроль и анализ бюджета, связаны с обработкой больших массивов данных (прогнозных, плановых и фактических). Все данные должны быть развернуты во времени, по видам доходов и источникам их формирования, по функциональной, ведомственной и экономической структурам расходов. Однако, до сих пор, единое информационное пространство  финансового контроля не создано. Единая методология отсутствует.

    Деятельность КСП - тот же самый аудит, только бюджетный. Однако, если у «обычного» аудитора понятия существенности показателей, аудиторской выборки, аудиторских доказательств, аудиторского риска и т.п. не вызывают ровно никаких эмоций, и воспринимаются им как сами собой разумеющиеся инструменты работы, то в бюджетном аудите терминологии нет. Необходима срочная разработка хотя бы минимального количества стандартов (например, стандарт «Заключение КСП», стандарт «Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств» и т.д.). Такая работа должна быть четко организована и централизована. Если провести аналогию с тем же «обычным» аудитом, то там разработкой стандартов занимается целая структура при Президенте РФ.

 До тех пор, пока контрольная  деятельность КСП не будет стандартизирована, акты счетных палат и производство по ним будут абсолютно не похожими друг на друга. Как следствие этого, решения по одной и той же проблеме, по одному и тому же вопросу  могут быть приняты в разных КСП по разному.

Возвращаясь к вопросу эффективности, необходимо обратить внимание на то, что понятие это при бюджетном аудите достаточно сложное. Отсутствующее в настоящее время точное определение данного понятия приводит к сложности при классификации данного нарушения.

Имеющиеся в настоящее время понятия эффективности ссылаются на стандарты качества предоставляемых услуг, но и эти стандарты не едины и не однозначны, а во многих муниципальных образованиях не разработаны, в том числе в городе Югорске.

Постоянное повышение квалификации работников контрольно-счетной палаты так же должно стать обязательным условием, причем обучение важно как теоретическое, так и практическое.

Для улучшения качества и сокращения времени на подготовку отчетов, анализов и других материалов контрольно-счетная палата должна быть обеспечена информационно-техническими и аналитическими программами.

К вопросам местного значения относится широкий спектр деятельности, в каждом из которых иногда возникает необходимость привлечения к экспертизе контрольно-счетной палаты узкого специалиста. Поэтому, следует разработать норматив оплаты стоимости данных услуг и включать их в расходы бюджета.

Вообще, обозначенные проблемы не новы, всем известны, тем не менее, они не решены. Возможно, что вполне устраивает зачаточное состояние внешнего бюджетного аудита кому–то выгодно и вполне устраивает. Ведь, по сути, на сегодняшний день контрольно-счетные органы без прав и без полномочий. Вся система муниципальных контрольно-счетных органов держится на одной строчке Бюджетного кодекса РФ,  в которой говорится об обязательности внешней проверки исполнения бюджета.

Заключение.

                                                          

Анализ современного состояния государственного финансового контроля в зарубежных странах показывает, что контрольные органы, являются важнейшим элементом системы государственного финансового контроля демократических стран (в большинстве экономически развитых стран они имеют статус высших органов государственного финансового контроля).

Избранные обществом представители поручают контрольно-счетным органам решать важнейшую задачу: осуществлять высококвалифицированный внешний контроль за управлением всеми государственными средствами, в частности, проводить внешний аудита бюджета. Именно деятельность контрольно-счетных органов помогает органам законодательной (представительной) власти гарантировать обществу, что управление государственными (т.е. общественными) средствами осуществляется в интересах всего общества, в полном соответствии с установленными законами, экономно и эффективно.

От того, насколько контрольно-счетные органы квалифицированно и добросовестно справляются с возложенными на них обязанностями, зависит доверие общества к власти как исполнительной, так и представительной, а значит и стабильность этой власти. Законы демократических стран предоставляют контрольно-счетным органам большие права и полномочия, подчеркивая, что объектом их контроля является все управление государственными финансами.

     С 1 января 2009 года вступил в действие в полном объеме  Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этой связи больше внимания стало уделяться формированию и совершенствованию системы финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Информация о работе Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска