Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:09, реферат
1. Документальное оформление и особенности учета недостачи порчи при поступлении материалов на склад.
2. Учет поступления материалов.
Основные источники поступления материалов на предприятие. Документальное оформление операций по приобретению материалов: договор поставки, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, счет-фактура, доверенность на получение. Понятие неотфактурованных поставок и товаров в пути. Порядок получения материальных ценностей экспедитором. Роль организации складского хозяйства для правильной постановки учета материалов.
14. Особенности учета поступления материалов.
1. Документальное
оформление и особенности
2. Учет поступления материалов.
Основные источники поступления материалов на предприятие. Документальное оформление операций по приобретению материалов: договор поставки, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, счет-фактура, доверенность на получение. Понятие неотфактурованных поставок и товаров в пути. Порядок получения материальных ценностей экспедитором. Роль организации складского хозяйства для правильной постановки учета материалов. Система материальной ответственности. Порядок количественной и качественной приемки материалов на складе. Случаи и порядок составления приходного ордера и акта о приемке материалов. Характеристика счетов 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материалов», 18 «НДС по приобретенным ценностям». Синтетический учет поступления материалов, расчетов с поставщиками, материалов в пути и неотфактурованных поставок. Учетные регистры для отражения расчетов с поставщиками, порядок их заполнения. Аналитический учет расчетов с поставщиками.
Объем лекционных занятий - 4 час.
В большинстве случаев поступление на склад материалов несобственного производства происходит на основании договоров купли-продажи, поставки, иных аналогичных договоров. При этом организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и товаросопроводительные документы (товарно-транспортные и товарные накладные, спецификации, счета-фактуры и др.), на основании которых осуществляется приемка и оприходование поступивших материалов. С лицом, осуществляющим приемку материалов, должен быть составлен договор о материальной ответственности и выписана доверенность (разовые доверенности выдаются на 10 дней, постоянные – на год).
При приемке материалы подлежат проверке на соответствие ассортименту, ценам, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах и в договорах поставки (других аналогичных договорах). Помимо условий договоров правила приемки также регламентируются Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290.
При отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными (по количеству и качеству) приемка и оприходование поступающих материалов и тары под материалы оформляются приходными ордерами. На однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день.
Приемка поступающих материалов может осуществляться непосредственно на основании сопроводительных документов (при отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными).
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. Акт служит основанием для предъявления претензии и исков к поставщику и (или) транспортной организации. Названный акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.
Приходные ордера и акты о приемке материалов составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки в пределах сроков, установленных для приемки поступающих грузов.
Оприходование материалов, закупленных за наличный расчет производится на основании документов, подтверждающих покупку (товарных и кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов о закупке товаров у физических лиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету.
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
*Цена возможного использования материалов может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации.
Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету
счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета расчетов (Дт76/3 Кт60). При оприходовании поступивших от поставщика недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшаются стоимость материалов, суммы транспортно-заготовительных затрат и налога на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи (Дт10(15) Кт76/3).
Аналогично
учитываются суммы требований к
поставщикам при излишней оплате,
произведенной в связи с
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в сопроводительных документах расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм, указанных в сопроводительных документах. В этом случае неоплаченные суммы на субсчете 76/3 «Расчеты по претензиям» не отражаются.
При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (в случаях стихийных бедствий и др.), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на финансовые результаты (Дт90 Кт94(76/3)).
В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может быть отражено:
Если организацией не используются счета 15 и (или) 16, принятие к бухгалтерскому учету материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и других счетов.
Пример 1
Организация приобрела материал А количеством 10 ед. стоимостью 1 200 000 руб. (в т.ч. НДС - 200 000 руб.). Расходы по его доставке, выполненные сторонней организацией, составили 360 000 руб. (в т.ч. НДС - 60 000 руб.). На момент отражения в учете материала А как стоимость самого материала, так и стоимость его доставки известны (документы поставщика и транспортного предприятия переданы организации).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Д-т 10 - К-т 60 - 1 000 000 руб.
Д-т 18 - К-т 60 - 200 000 руб.
Д-т 10 - К-т 60 - 300 000 руб.
Д-т 18 - К-т 60 - 60 000 руб.
В случае использования счетов 15 и 16 на основании поступивших в организацию сопроводительных документов делается запись по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и других счетов по фактической себестоимости материалов.
Если материалы находятся в пути, в процессе таможенного оформления или в процессе приемки по количеству и качеству, то их фактическая себестоимость в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 15 и кредиту счета 60.
Оприходование фактически поступивших в организацию материалов, в том числе после завершения таможенного оформления, приемки по количеству и качеству, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 по учетным ценам. Сумма разницы между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается с кредита (дебета) счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет (кредит) счета 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Пример 2
Содержание операции |
Сумма, тыс.руб. |
Дебет |
Кредит |
1 . Получен материал А от поставщика: |
1 200 000 |
||
- материалы без НДС; |
1 000 000 |
15 |
60,76 |
- на сумму НДС |
200 000 |
18 |
60,76 |
2. Получены расчетные
документы транспортной |
360 000 |
||
- без НДС; |
300 000 |
15 |
60,76 |
- на сумму НДС |
60000 |
18 |
60,76 |
3. Оприходован материал А по учетным ценам |
1 000 000 |
10 |
15 |
4. Разница между
фактической стоимостью |
300 000 |
16 |
15 |
Стоимость материалов, полученных от собственника имущества (учредителей, участников) в счет вклада в уставный фонд организации в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются с этого счета в кредит счетов учета финансовых результатов по мере списания стоимости материалов на счета учета затрат на производство (98 90).
Материалы, полученные в процессе модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, иных работ по капитальным вложениям, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по ценам возможного их использования.
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (10 20,26,90,91).
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов при принятии их к бухгалтерскому учету определяется на основании заключения об их оценке, проведенной лицом, осуществляющими оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.
Стоимость выявленных
при инвентаризации излишков материалов
в бухгалтерском учете
Для учета движения материалов на складе работник склада, являющийся материально ответственным лицом (заведующий складом, кладовшик и др.), по каждому сорту, виду и размеру, номенклатурному номеру материалов заполняет карточку складского учета.
Карточки открываются
на календарный год и
Карточки складского учета выдаются заведующему складом (кладовшику) под расписку в реестре (журнале) учета. На складе карточки складского учета хранятся у материально ответственного лица.
Информация о работе Особенности учета поступления материалов