Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:09, реферат
1. Документальное оформление и особенности учета недостачи порчи при поступлении материалов на склад.
2. Учет поступления материалов.
Основные источники поступления материалов на предприятие. Документальное оформление операций по приобретению материалов: договор поставки, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, счет-фактура, доверенность на получение. Понятие неотфактурованных поставок и товаров в пути. Порядок получения материальных ценностей экспедитором. Роль организации складского хозяйства для правильной постановки учета материалов.
В случае использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию сопроводительных документов делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и других счетов по фактической себестоимости материалов.
Если материалы находятся в пути, в процессе таможенного оформления или в процессе приемки по количеству и качеству, то их фактическая себестоимость в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Оприходование фактически поступивших в организацию материалов, в том числе после завершения таможенного оформления, приемки по количеству и качеству, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по учетным ценам. Сумма разницы между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается с кредита (дебета) счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет (кредит) счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Если организацией
не используются счета 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»
и (или) 16 «Отклонение в стоимости матери
Непосредственное
(прямое) включение транспортно-
Транспортно-заготовительные затраты учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. В случае незначительного различия в удельном весе транспортно-заготовительных затрат, а также при невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов допускается ведение бухгалтерского учета транспортно-заготовительных затрат в целом по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При применении
метода учета транспортно-
Транспортно-заготовительные затраты или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на управленческие нужды и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.).
Списание отклонений
в стоимости материалов или транспортно-
Распределение
транспортно-заготовительных
- при небольшом
удельном весе транспортно-
- удельный вес
транспортно-заготовительных
- в течение
отчетного периода транспортно-
- транспортно-заготовительные
затраты или величина
- транспортно-заготовительные затраты или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к стоимости по цене приобретения материалов или учетной цене) не превышает пяти процентов.
Методы оценки, применяемые в международной практике
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них- в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Независимо от принятого метода аналитического учета материалов в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри их- по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
В аналитическом учете существует четыре метода оценки сырья и материалов. На предприятии должен быть выбран наиболее удобный метод оценки с отражением в учетной политике:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости
первых по времени
- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО). Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение одного года.
Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и расходу материалов. Указанные ведомости могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно. В указанных ведомостях подсчитываются (формируются) итога оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения).
Ежемесячно составляется сводная ведомость движения материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениям (местам хранения материалов). В сводных ведомостях движения материалов приводятся также данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.
Данные сводной
ведомости движения материалов и
накопительных ведомостей ежемесячно
сверяются с данными
Кроме сводной ведомости движения материалов организация может составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой указываются корреспондирующие синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости от направления их использования. Ведомость распределения материалов составляется в стоимостном выражении. Как правило, формирование указанной ведомости осуществляется производственной группой (отделом) бухгалтерской службы. В ведомости распределения (расхода) материалов отражаются транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой (при использовании счета «Заготовление и приобретение материалов»).
Популярная ранее журнально-ордерная форма счетоводства была рассчитана на ручной способ обработки учетной информации. В настоящее время при ведении бухгалтерского учета широко применяются средства вычислительной техники, снабженные специализированным программным обеспечением. Компьютерные программы позволяют полностью либо частично автоматизировать получение отчетных данных путем введения информации из первичных учетных документов. Программы бухгалтерского учета относятся к классу прикладных компьютерных программ. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операции по традиционной схеме: первичные документы - журнал хозяйственных операции - промежуточные документы - баланс и отчетность.
Работники бухгалтерской службы организации, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц; осуществлять непосредственно на складах (в кладовых) в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей (разносок) операций в карточках складского учета, а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.
При ведении в бухгалтерской службе сальдового метода учета материалов работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках складского учета с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью проверяющего может производиться также в случаях, когда в бухгалтерской службе учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей.
При ведении карточек учета в бухгалтерской службе организации (первый вариант оборотного метода) сверяются карточки бухгалтерской службы со складскими карточками.
Периодически в сроки, установленные в организации графиком документооборота, заведующие (кладовшики) складами обязаны сдавать, а работники бухгалтерской службы принимать от них все первичные учетные документы, прошедшие (исполненные) по складам (кладовым) за соответствующий период.
Прием-сдача первичных учетных документов оформляется, как правило, составлением реестра, на котором работник бухгалтерской службы или иного подразделения организации расписывается в получении документов.
Бухгалтерская служба организации принимает и проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.
Постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 года № 133 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету запасов (в ред. постановления Минфина от 27.04.2011 года № 25, далее – Инструкция № 133). Инструкция определяет методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета (далее - организации).
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.
К запасам относятся:
- сырье, основные
и вспомогательные материалы,
полуфабрикаты и комплектующие
изделия, горюче-смазочные
- инвентарь,
хозяйственные принадлежности, инструменты,
оснастка и приспособления, сменное
оборудование, специальная (защитная),
форменная и фирменная одежда
и обувь, временные (
- животные на выращивании и откорме;
- незавершенное производство;
- готовая продукция;
- товары.
Особенности бухгалтерского учета животных на выращивании и откорме, товаров определяются законодательством.
Информация о работе Особенности учета поступления материалов