Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа
Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.
Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
Особенности эмоциональных
переживаний иностранцев в
Научный руководитель:
кпн, доцент кафедры психологии развития И.А. Лопатина
Автор:
Студентка Ⅲ курса
Москва
2013
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии |
6 |
1.1 Определение эмоциональных переживаний |
6 |
1.2 Роль эмоциональных
переживаний в развитии |
10 |
1.3 Особенности и функции
эмоциональных переживаний |
20 |
Глава II. Исследование эмоциональных
переживаний иностранцев в |
25 |
2.1 Описание выборки |
25 |
2.2 Описание и обоснование методов исследования |
26 |
2.3 Анализ результатов исследования |
28 |
Заключение |
38 |
Список литературы |
40 |
Приложение |
43 |
Введение
Данная курсовая работа посвящена
вопросу возникновению у
Актуальность:
Внутренний мир человека
полон разнообразных
Перечислим факторы, вызывающие эмоциональные переживания у иностранцев: незнакомое окружение (волнение, страх, интерес, удивление), языковой барьер (тревога, обида, стыд), отсутствие родных рядом (печаль, горе), отсутствие близких друзей (скука, уныние), расхождение культур (гнев, вина, стресс) и многое другое.
Людям, проживающим на территории
не родной им страны, очень важно
уметь справляться с
В современном мире людям открыто множество возможностей жить, учиться и работать за рубежом. Согласно переписи населения 2010 года, в России проживает 687 тысяч иностранных граждан. Это достаточно большое число. Как известно, иностранцы нередко переживают множество трудностей, что вызывает у них различные эмоциональные переживания. Исследование эмоциональных переживаний является очень важным предметом не только для самих иностранцев, но также и для окружающего их социума.
Кроме того, каждый из нас может столкнуться с некоторыми проблемами, находясь или проживая за рубежом, посему можно сделать вывод, что тема данного исследования звучит актуально для каждого из нас.
Гипотеза: эмоциональные переживания иностранцев, проживающих в России, как правило, носят негативный характер и выражаются в следующих проявлениях эмоциональной сферы личности: держание агрессии; чувство одиночества, как иностранцы проживающие зарубежном (не России); и значительный упадок настроения.
Объектом курсовой работы являются переживания.
Предметом – особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России.
Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России.
Задачи:
Теоретическая основа:
1.Теория агрессии Конрада Лоренца.
2.Психология одиночества (Корчагина С.Г.)
3.Теория Депрессии Эллиса
Методологическая основа:
1. Защита занимаемой территории (Лоренц, Ардри)
2. Установка к господству (Моррисон)
3. Реакция личности на враждебную окружающую действительность (Хорни, Фромм).
Методы исследования:
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга;
4.Тест Сакса Леви. Метод незаконченных предложений.
Глава I.
Подходы к изучению
1.1 Определение эмоциональных переживаний
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Существует множество
порой противоречивых и неполных
определений понятия «
Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание определило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события.
Исходя из всех существующих
определений, становится очевидно, что
переживание связано с
Пожалуй, наиболее адекватное определение переживанию из вышеперечисленных дал в своей более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения».
Любое переживание - это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение - это неспокойное состояние. Но возникает вопрос - а что такое спокойное состояние? Как оно осознается?
По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что оно слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных (или индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) заключил, что вопрос о существовании таких состояний человека является неразрешимым.
П. В. Симонов выделяет такое понятие как смешанные эмоции, то есть заключение в одном и том же переживании положительных и отрицательных оттенков (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках», или переживание неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.). Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное, желаемое - нежелаемое) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные. Первый предложенный пример показывает, что такая врожденная отрицательная эмоция как страх может при определенных условиях превращаться в социальную (или интеллектуальную) положительную эмоцию. Вряд ли от волнения перед экзаменом учащиеся получают удовольствие, а вот волнение, тревога, испытываемые болельщиками во время финального матча по футболу, хоккею и т. п. необходимы им, как острая приправа к мясному блюду. Они идут на такой матч не только поддержать любимую команду, но и получить удовольствие от переживаний. Поэтому если перед трансляцией такого матча по телевидению в записи они случайно узнают из новостей по другому каналу, как завершился этот матч, у них пропадает всякий интерес к этому телевизионному репортажу именно потому, что их лишили возможности поволноваться, понервничать.
Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, по данным А. А. Баранова, 1999, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии). В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.
Классифицируя эмоциональные переживания по параметру интенсивности и глубины, нередко применяют линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой интенсивности (аффекты). Подобный линейный подход к классификации эмоциональных переживаний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д. Линдсли (1960).
Ф.Крюгер кроме интенсивности
эмоционального переживания,
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
Прежде чем говорить о
значении эмоциональных переживаний,
оказываемом на развитие личности,
необходимо в первую очередь дать
определение понятию «личность»
Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России