Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.

Содержание

Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЯН.docx

— 95.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет педагогики и психологии

 

Кафедра психологии развития

 

Курсовая работа на тему:

Особенности эмоциональных  переживаний иностранцев в России

 

Научный руководитель:

кпн, доцент кафедры психологии развития И.А. Лопатина

 

Автор:

Студентка Ⅲ курса

                                Ян Чжао

 

Москва

2013

 

 

Содержание

Введение    

3

Глава I.  Подходы к изучению эмоциональных переживаний в  психологии

6

1.1 Определение эмоциональных   переживаний

6

1.2 Роль эмоциональных  переживаний в развитии личности

10

1.3 Особенности и функции  эмоциональных переживаний людей,  проживающих за рубежом

20

Глава II. Исследование эмоциональных  переживаний иностранцев в России

25

2.1 Описание выборки

25

2.2 Описание и обоснование  методов исследования

26

2.3 Анализ результатов  исследования

28

Заключение                                                                                                          

38

Список литературы        

40

 Приложение

43


 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  вопросу возникновению у иностранцев, проживающих в России, эмоциональных  переживаний.

Актуальность:

Внутренний мир человека полон разнообразных переживаний, как например удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют эмоциями. Эмоции очень важны для человека. Они  играют важную роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир, думаем и  как себя  ведем. Эмоциональные  переживания индивида становятся более  очевидными и могут принимать  серьезную форму в случае его  нахождения за рубежом.

Перечислим факторы, вызывающие эмоциональные переживания у  иностранцев: незнакомое окружение (волнение, страх, интерес, удивление), языковой барьер (тревога, обида, стыд), отсутствие родных рядом (печаль, горе), отсутствие близких  друзей (скука, уныние), расхождение  культур (гнев, вина, стресс) и многое другое.

Людям, проживающим на территории не родной им страны, очень важно  уметь справляться с эмоциональными переживаниями и находиться в  благоприятном для жизнедеятельности  эмоциональном состоянии.

В современном мире людям  открыто множество возможностей жить, учиться и работать за рубежом. Согласно переписи населения 2010 года,  в России проживает 687 тысяч иностранных граждан. Это достаточно большое число. Как известно, иностранцы нередко переживают множество трудностей, что вызывает у них различные эмоциональные переживания.  Исследование эмоциональных переживаний является очень важным предметом не только для самих иностранцев, но также и для окружающего их социума.

Кроме того, каждый из нас  может столкнуться с некоторыми проблемами, находясь или проживая за рубежом, посему можно сделать  вывод, что тема данного исследования звучит актуально для каждого  из нас.

Гипотеза: эмоциональные переживания иностранцев, проживающих в России, как правило, носят негативный характер и выражаются в следующих проявлениях эмоциональной сферы личности: держание агрессии; чувство одиночества, как иностранцы проживающие зарубежном (не России); и значительный упадок настроения.

Объектом курсовой работы являются переживания.

Предметом – особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России.

Цель проводимого  в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России.

Задачи:

  • Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
  • Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
  • Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.

 

Теоретическая основа:

1.Теория агрессии Конрада  Лоренца.

2.Психология одиночества  (Корчагина С.Г.)

3.Теория Депрессии Эллиса

 

Методологическая  основа:

1. Защита занимаемой территории (Лоренц, Ардри)

2. Установка к господству (Моррисон)

3. Реакция личности на враждебную окружающую действительность (Хорни, Фромм).

 

Методы исследования:

  1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

2. Методика диагностики  уровня субъективного ощущения  одиночества Д. Рассела и М.  Фергюсона;

3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга;

4.Тест Сакса Леви. Метод  незаконченных предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I.  Подходы к изучению эмоциональных  переживаний в психологии

                1.1 Определение эмоциональных   переживаний

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного  отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Существует множество  порой противоречивых и неполных определений понятия «переживание». Л. С. Выготский под переживанием подразумевал особую интегральную единицу  сознания, изначально сопряженную с  социальными обстоятельствами развития личности. Ф. Е. Василюк, исследовавший  переживания, развивает, исходя из теории деятельности А.Н. Леонтьева, понимание  переживаний как непосредственной внутренней субъективной данности психического явления, которое протекает спонтанно  в виде особого режима функционирования сознания. Переживание может как  обострять психическое состояние, так и способствовать разрешению жизненных ситуаций, в том числе  и экстремальных. К. К. Платонов в 1972 году вывел следующее определение  переживания: «переживание - это атрибут  акта сознания, не содержащий образа отражаемого  и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или  успокоения». В 1984 г. он сформулировал  другое определение переживания  как простейшего субъективного  явления, психической формы отражения, являющегося одним из трех атрибутов  сознания. Спустя 10 лет, в 1994 году Р.С. Немов  заключил, что переживание – это  ощущение, сопровождаемое эмоциями. Согласно Л.М. Веккеру под переживанием следует  понимать «непосредственное отражение  самим субъектом своих собственных  состояний, а не отражение свойств  и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание». Также  весьма распространенным является определение, данное М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем в 1998 году: «Переживание - осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни».

Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание определило скачок от физиологической  формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний  состоит в том, что они сигнализируют  о личностном смысле события.

Исходя из всех существующих определений, становится очевидно, что  переживание связано с сознанием  и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Однако в чем  состоит глубинная специфика  этого отражения по сравнению  с другими его видами - сенсорным, интеллектуальным? Подчеркивание субъективного  характера этого отражения вопроса  не снимает - восприятие, например, тоже субъективно.

Пожалуй, наиболее адекватное определение переживанию из вышеперечисленных  дал в своей более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся  в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения».

Любое переживание - это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение - это неспокойное состояние. Но возникает вопрос - а что такое  спокойное состояние? Как оно  осознается?

По знаку эмоциональные  переживания делятся на положительные  и отрицательные, т.е. приятные и  неприятные. Такое полярное деление  переживаний по знаку является общепризнанным, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что  оно слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных (или  индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) заключил, что вопрос о существовании таких состояний человека является неразрешимым.

П. В. Симонов выделяет такое  понятие как смешанные эмоции, то есть заключение в одном и том  же переживании положительных и  отрицательных оттенков (получение  удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании  на «американских горках», или переживание  неразделенной любви: «любовь никогда  не бывает без грусти» и т. п.). Это свидетельствует о том, что  знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное, желаемое - нежелаемое) может  не соответствовать традиционному  делению эмоций на положительные  и отрицательные. Первый  предложенный пример показывает, что такая врожденная отрицательная эмоция как страх  может при определенных условиях превращаться в социальную (или интеллектуальную) положительную эмоцию. Вряд ли от волнения перед экзаменом учащиеся получают удовольствие, а вот волнение, тревога, испытываемые болельщиками во время  финального матча по футболу, хоккею и т. п. необходимы им, как острая приправа к мясному блюду. Они  идут на такой матч не только поддержать любимую команду, но и получить удовольствие от переживаний. Поэтому если перед  трансляцией такого матча по телевидению  в записи они случайно узнают из новостей по другому каналу, как  завершился этот матч, у них пропадает  всякий интерес к этому телевизионному репортажу именно потому, что их лишили возможности поволноваться, понервничать.

Можно говорить об эмоциональных  переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление  на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько  минут, часов и даже дней (например, по данным А. А. Баранова, 1999, у детей  первого класса негативные переживания  после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось  в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии). В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.

Классифицируя эмоциональные  переживания по параметру интенсивности  и глубины, нередко применяют  линейный подход: на одном конце  ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой  интенсивности (аффекты). Подобный линейный подход к классификации эмоциональных  переживаний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации  аппарата эмоций) осуществил Д. Линдсли (1960).

 Ф.Крюгер кроме интенсивности  эмоционального переживания, отдельно  отмечал такое понятие как  глубина переживания. Его мнение  всецело поддержал А. Веллек, не  только разделивший эти два  понятия, но также и настоявший  на антагонизме между ними. Он  пишет, что эмоции взрывного  характера обнаруживают тенденцию  быть поверхностными, в то время  как глубинные переживания характеризуются  меньшей интенсивностью и большей  устойчивостью (например, разочарование). Однако несмотря на это антагонизм  между этими двумя характеристиками  переживания – достаточно спорный  вопрос. Выделение в качестве  отдельной характеристики переживаний  их глубины считается разумным. Под глубиной понимается в  данном случае внутренняя значимость  для субъекта события, вызвавшего  переживание. В этом смысле  можно говорить о глубине разочарования,  о глубине чувства и т. п.

          1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности

Прежде чем говорить о  значении эмоциональных переживаний, оказываемом на развитие личности, необходимо в первую очередь дать определение понятию «личность».

Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России