Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.

Содержание

Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЯН.docx

— 95.40 Кб (Скачать файл)

Этимология слова личность прослеживается от слова «личина» - уличная маска актеров, которые  играли разные роли.

Личность (от лат. «persona») - наружность, идентичность, личина, внешний вид, имидж (общественное, социальное «Я»).

Из этого определения  видно, что личность с одной стороны  может относиться к конкретному  индивиду (лицу) как субъекту деятельности в единстве его индивидуальных свойств (т.е. единичному, что в нем есть) и его социальных ролей, с другой же стороны понятие личность подразумевает  социальное свойство индивида, то есть совокупность интегрированных в  нем социально значимых черт, сложившихся  в процессе прямого и косвенного взаимодействия лица с другими людьми, что делает его в свою очередь  субъектом познания, деятельности, общения.

Подходы к определению  личности условно разделяются следующим  образом:

1) первая группа ученых  исследовала методологические и  общетеоретические проблемы личности, то есть личность характеризовалась  через проблему структуры, типологии,  динамики;

2) вторая группа ученых  проводила эмпирическое исследование  конкретных структурных составляющих  личности и личностных феноменов;

3) третья группа провела  целостные авторские теории личности.

С.Л. Рубинштейн: личность - совокупность внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздействия.

А.В. Петровский: личность - системное  социальное качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и в общении, и воплощающая  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

А.Н. Леонтьев: личность - психологическое  образование особого типа, порождаемое  жизнью человека в обществе.

А.Г. Маклаклов: личность - это  конкретный человек, взятый в системе  его устойчивых психологических  характеристик, которые проявляются  в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для  него и окружающих.

Л.Д. Столеренко: Личность (в  широком смысле) включает три типа субъекта:

1. Природный субъект - человек;

2. Социальный субъект  - человек как носитель усвоенных  социальных норм, правил;

3. Субъект культуры - субъект  самостоятельного и ответственного  решения жизненных проблем на  основе общечеловеческих нравственных  и культурных принципов.

В этом случае она понимается как субъект деятельности, внутреннее условие таковой, когда любая  способность субъекта может повлиять на специфику его действий и поведения.

Личность в узком смысле - это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и  ответственно решать проблемы субъект  культуры.

У. Джемс: «личность человека составляет общая сумма всего  того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что  он имеет; его имущество составляет его сущность, его собственность  поглощает его личность».

Р.С. Немов: личность - это  человек, взятый в системе таких  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих.

Чтобы как-то систематизировать  трактовки данного термина Г. Оллпорт в 1937 году, проанализировав  около пятидесяти известных тогда  определений личности, сформулировал  свое известное определение личности, которое приводится во многих учебниках  психологии:

«Личность есть динамическая организация тех психофизических  систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление».

Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.

Таким образом, личность это  сложное явление, она многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях, однако свойства личности не являются разобщенными - личность всегда едина при всем многообразии своих свойств (сущность структурного единства личности).

Проблема эмоционального развития личности в психологии считается  одной из самых сложных и малоизученных. До сих пор в психологии не существует целостной концепции развития эмоциональной  сферы личности. Мнения ученых по данному  вопросу остаются достаточно противоречивыми. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считает, что эмоциональная  система является врожденной и самой  зрелой по сравнению с другими  субсистемами личности. Это связано  с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое  число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания  остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его  вызывающие, и его последствия  зависят от степени зрелости индивида». Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим  закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают  адаптивную функцию в жизни ребенка  и необходимые интеллектуальные предпосылки. Согласно теории дифференциальных эмоций эмоциональное переживание  представляется как целое, не разложимое на единицы понятие, и подразумевает своего рода соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией.

Можно сделать разумный вывод  о том, что концепция Изарда, являясь  по сути биологической моделью развития эмоций, исторически восходит к Дарвиновской теории о том, что эмоциональная  экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма, поэтому она  считается запрограммированной  в специфических биологических  структурах. Биологическая интерпретация  эмоций представляет собой явную  связь между множеством компонентов  эмоций: стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной  экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями.

Однако концепцию Изарда отличает от более ранних трудов попытка  преодоления ограниченности биологической  модели развития эмоций. Как отмечает Изард, «по мере развития человек  научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции».

Другая точка зрения  принадлежит Л. С. Рубинштейну, который  выделяет три уровня эмоциональной  сферы личности:

Первый уровень – это  уровень  органической аффективно-эмоциональной  чувствительности, подразумевающий  элементарные физические чувствования удовольствия или неудовольствия, связанные  с органическими потребностями. Эмоциональные переживания на этом уровне могут иметь относительно специализированный местный характер, играя роль эмоциональной окраски  или эмоционального тона какого-либо процесса ощущения. Однако они могут  иметь и более общий характер, выражая общее органическое самочувствие индивида, такие эмоциональные состояния  носят неопредмеченный характер. В качестве примера приведем такие  эмоциональные переживания, как  чувство беспредметной тоски, такой  же беспредметной тревоги или  радости. Как известно, чувство отражает состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. Несмотря на неопредмеченный характер эмоционального состояния "беспредметная" тревога может возникнуть не без причины,  то есть она может быть вызвана каким-нибудь «предметом»; однако связь чувства с «предметом», который объективно вызвал его, может быть неосознанна.

Второй уровень эмоциональных  проявлений подразумевает предметные чувства, соответствующие предметному  восприятию и предметному действию. Под опредмеченностью чувства понимается осознание данного чувства на определенном уровне. Если на прошлом  уровне мы рассматривали беспредметную  тревогу, то примером эмоциональных  переживаний второго уровня может  быть страх перед чем-либо. Человеку может быть "вообще" тревожно (эмоциональный  фон), но боятся люди всегда чего-то определенного. Тогда как на первом уровне органической аффективно-эмоциональной чувствительности чувство отражало состояние организма, находящегося в определенных отношениях с окружающим миром, при этом причина  возникновения чувства была неосознанна, на втором уровне чувство служит выражением в осознанном переживании отношения  человека к миру.

Опредмеченность чувств подразумевает  их дифференциацию, то есть разделение в зависимости от предметной сферы: интеллектуальные, эстетические и моральные  эмоциональные переживания. Примером чувств данного уровня являются восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть  к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

Третий уровень подразумевает  более обобщенные чувства, соотносимые  по уровню обобщенности с отвлеченным  мышлением. Среди них такие эмоциональные  переживания как чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Перечисленные чувства, как  известно, могут иногда принимать вид частных состояний, возникающих в определенных случаях, однако, как правило, они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Очевидно, что второй и  третий уровни эмоциональной сферы  — продукты воспитания, а не врожденные. С.Л. Рубинштейн в своих трудах отмечал, что «эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его  интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала  поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного  окружения родных, близких, в котором  ребенок рос, и начинает сознательно  направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться  избирательным».

Интересной представляется нам теория эмоционального развития М.Люиса. В рамках этой теории реализуется  структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев  в совокупности их связей друг с  другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоциональная экспрессия, эмоциональное  переживание. Эмоциональное развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов  эмоционального процесса и связей между  ними. Предполагается, что у ребенка  от рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций, например, между эмоциональным  состоянием и экспрессией, эмоциональным  состоянием и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим  способом связать экспрессивное  поведение, внутреннее состояние и  ситуацию. Главное внимание в этой концепции уделяется изучению отдельных  сторон социализации и выделению  социальных факторов, опосредующих развитие переживаний.

Роль мотивационной обусловленности  в эмоциональном развитии человека была исследована В. Вилюнасом. Он связывал мотивационную обусловленность  с процессом смыслообразования, говоря о том, что смыслы, являясь  единицей психики, представляют собой  единство аффективного и интеллектуального. Говоря о механизмах воздействия  среды на эмоциональное развитие человека, Вилюнас связывает эмоциональные  процессы с личностными образованиями.

Исследуя динамику эмоционального развития, У. Макдаугл также говорил  о связи эмоций с ситуацией, в  которой протекает деятельность субъекта. Главная идея Макдаугла  состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать  эмоциями успеха или неуспеха.

П. М. Якобсон обращается к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера  человека, и предлагает пути эмоционального развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению  П. М. Якобсона, является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное  развитие ребенка идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный  характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении  чувств в эмоциональной сфере  ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.

В российской психологии переживание  рассматривается в качестве одной  из центральных категорий, характеризующих  эмоциональный мир личности. От переживания  во многом зависит направленность развития личности. Именно таким образом трактовали понятие «эмоциональное переживание» Л. С. Выготский и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина, доказывая его ведущее  значение в формировании личности ребенка  и проявлении негативных отклонений в этом процессе.

Отдельно остановимся  на выводах, сделанных Выготским, первым в советской психологии ученым, обратившимся к вопросу переживаний. Переживание  вводится Выготским как единица  сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время  как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. В другом тексте Выготского читаем: "Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание".Стало  быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в  социальной ситуации развития. Выготский  апробировал это понятие в  своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить "изменение личности как целого". В этом изменении выделяются "поворотные" переживания. В первых детских речевых  реакциях выражено "аффективно-волютивное содержание". В нем и коренится "завязь" того особого отношения личности к своему миру, на которое указывает термин "переживание". За ним скрыты конфликты и кризисы развития. Внутренняя жизнь ребенка, подчеркивал Выготский, "связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами" Перед нами "психология в терминах драмы" – драмы внутренней, незримой для внешнего наблюдателя, перед глазами которого проходят лишь отдельные симптомы в виде капризов, упрямства, негативизма и других проявлений "трудновоспитуемости", с которыми сталкиваются взрослые.

Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России