Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа
Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.
Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Участников эксперимента можно разделить на три группы: иностранцы, проживающие в России; иностранцы, проживающие в других зарубежных странах (не в России); иностранцы, которые живут на родине. Для исследования выяснялись следующие характеристики: пол, возраст, семейное положение участника, а также длительность его пребывания в стране настоящего проживания. Первая группа была представлена двенадцатью участниками из Китая, Великобритании, Италии и Испании, проживающих в России от одного года до шести лет. Возраст участников группы находится в пределах от 20 до 50 лет. В их число входят восемь женщин и четыре мужчины. В таблице 1(в приложении) вы можете ознакомиться с их описанием.
Вторую группу составляют
Третья группа включает в себя иностранцев (не Россиян), проживающих на территории родных стран. Это граждане Австралии, Франции, Дании и Китая в возрасте от двадцати до сорока лет. В данную группу входят трое мужчин и шесть женщин. Участники являются представителями совершенно различных профессий, таких как: преподаватель, менеджер, помощник руководителя, менеджер по работе с персоналом, государственный служащий, бухгалтер, студент. С перечнем участников вы можете ознакомиться в Таблице 3.
2.2 Описание и
обоснование методов
Участникам было предложено заполнить один опросник(в приложении), основанный на четырех психологических тестах.
В качестве первой теста, вошедшего в основу опросника, был выбран опросник А. Басса и А.Дарки (Buss-Durkey Inventory), разработанный в 1957 г. и предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, из которых мы выбрали 8 утверждений. Первые четыре утверждения признаны охарактеризовать уровень «речевой агрессии» респондента, последние четыре утверждения служат для отражения уровня «физической агрессий» участника. Цель анкетирования заключается в том, чтобы сравнить индекс агрессивности и враждебности у представителей трех групп. Результаты можно непосредственно связать с условиями, в которых находится респондент (например, проживает меньше года на территории чужой страны).
Вторым для исследования был выбран опросник Д. Рассела и М. Фергюсона, признанный диагностировать уровень субъективного ощущения одиночества у респондента.
Выявляемое состояние
одиночества может быть связано
с такими эмоциональными переживаниями
человека, как тревога, социальная изоляция,
депрессия, скука. Необходимо различать
одиночество как состояние
Шкала: высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.
Третьим опросником, использованным
для проведения исследования, является
опросник В.Зунга (The Zung self-rating depression scale),
предназначенный для
Шкала Цунга для самооценки,
опубликованная в 1965 г и получившая
мировое признание, представляет собой
тест для оценки депрессии. Шкала
была разработана в Университете
Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом.
Тест позволяет оценить уровень
депрессии пациентов и
И наконец, четвертым тестом, послужившим фундаментом для формирования опросника, стал тест Сакса Леви. Методика незаконченных предложений.
Данная психологическая методика относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к таким эмоциональным переживания человека, как страхи и опасения, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, некоторые из них свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений.
Из данного теста мы выбрали 10 вопросов, характеризующих отношение к его настоящему, прошлому, а также к окружающим людям (сотрудникам, студентам и т.п.).
2.3 Анализ результатов исследования
По результатам эксперимента
нам удалось оценить у
Тест А. Басса и А.Дарки.
За ответы «да», «нет» по тесту А. Басса и А.Дарки на выявление «вербального агрессивного поведения» и «физического агрессивного поведения» респонденту присуждался 1 балл или 0 баллов, в зависимости от ответа. По результатам теста мы видим, что средний показатель агрессивности участников первой группы составил 2,7 балла из возможных 8, средний показатель участников второй группы составил 1,8 баллов из 8, а показатель участников третьей группы составил 2,8 баллов из 8. По параметру «агрессивное поведение» у третьей группы людей, проживающих на родине, наблюдается самый высокий показатель, равный 35%, тогда как самый маленький показатель агрессивности (23%) был выявлен у иностранцев, проживающих за рубежом (не в России), у тех же иностранцев, которые пребывают в России это значение является средним -32%.
Данные результаты по каждому респонденту проиллюстрированы в Таблицах 4, 5, 6 и графиках 4,5,6,7.
Тест Д. Рассела и М. Фергюсона
Ответы респондентов оценивались
по следующей шкале: высокая степень
одиночества - 40 - 60 баллов, средний
уровень одиночества - 20 - 40 баллов, низкий
уровень одиночества - 0 - 20 баллов. Обработка
результатов производилась
По результатам теста мы видим, что показатель «ощущения одиночества» у иностранцев, проживающих в России, имеет самый высокий уровень - 37%, у людей, проживающих на родине, этот показатель несколько ниже - 34%, а у иностранцев, проживающих за рубежом (не в России), показатель самый низкий - 29%.
По тесту на выявление
«ощущения одиночества» у 6 человек
(или 50% группы) из первой группы наблюдается
«низкий уровень одиночества», у
другой половины группы наблюдается
«средний уровень одиночества». У 3
человек (или 60% группы) из второй группы
заметен «низкий уровень
Данные результаты по каждому респонденту проиллюстрированы в Таблицах 4, 5, 6 и графиках 4,5,6,7.
Тест В.Зунга
В тестировании учитывалось 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствовали десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе ответов «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона:
Данный тест, проведенный у трех групп респондентов, дал следующие результаты: у представителей всех групп наблюдается легкая депрессия, у участников первой группы показатель равен 53%, у участников второй группы – 52%, у членов третьей группы – 47%.
По тесту на выявление уровня «депрессии» у 3 человек (или 25%) из первой группы наблюдается «Нормальное состояние», у 6 человек (50%) из этой же группы заметна «Легкая депрессия», еще у троих (25%) была выявлена «Умеренная депрессия». У четверых (80%) из второй группы наблюдается «Легкая депрессия», и тогда у одного участника из этой группы «Нормальное состояние» (20%). У 4 человек из третьей последней группы (44%) наблюдается «Нормальное состояние», у остальных 5 человек (56%) заметна «Легкая депрессия».
Данные результаты по каждому респонденту проиллюстрированы в Таблицах 4, 5, 6 и графиках 4,5,6,7.
Таблица 4. Результаты первой группы
Агрессивное поведение (вербальное) |
Агрессивное поведение (физическое) |
Оценка субъективного ощущения одиночества |
Процент уровня депрессии (%) | |
1 |
2 |
2 |
15(н) |
40(н) |
2 |
2 |
1 |
33(с) |
44(н) |
3 |
1 |
2 |
17(н) |
51(л) |
4 |
0 |
3 |
34(с) |
60(у) |
5 |
2 |
2 |
27(с) |
68(у) |
6 |
1 |
0 |
26(с) |
59(л) |
7 |
0 |
1 |
19(н) |
43(н) |
8 |
0 |
2 |
17(н) |
46(л) |
9 |
2 |
1 |
22(с) |
50(л) |
10 |
2 |
2 |
13(н) |
69(у) |
11 |
2 |
1 |
22(с) |
50(л) |
12 |
1 |
0 |
16(н) |
51(л) |
График 4.
(1)
(2)
Таблица 5. Результаты второй группы
Агрессивное поведение (вербальное) |
Агрессивное поведение (физическое) |
Оценка субъективного ощущения одиночества |
Процент уровня депрессии (%) | |
1 |
2 |
1 |
24(с) |
58(л) |
2 |
2 |
0 |
24(с) |
53(л) |
3 |
2 |
2 |
5(н) |
40(н) |
4 |
1 |
0 |
14(н) |
50(л) |
5 |
2 |
0 |
7(н) |
59(л) |
График 5.
(1)
(2)
Таблица 6. Результаты третьей группы
Агрессивное поведение (вербальное) |
Агрессивное поведение (физическое) |
Оценка субъективного ощущения одиночества |
Процент уровня депрессии (%) | |
1 |
2 |
0 |
26(с) |
36(н) |
2 |
4 |
2 |
22(с) |
56(л) |
3 |
2 |
0 |
5(н) |
53(л) |
4 |
0 |
2 |
21(с) |
45(н) |
5 |
1 |
1 |
23(с) |
31(н) |
6 |
0 |
0 |
21(с) |
50(л) |
7 |
1 |
1 |
19(н) |
55(л) |
8 |
2 |
1 |
19(н) |
41(н) |
9 |
2 |
4 |
30(с) |
59(л) |
Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России