Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа
Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.
Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Описывая один возраст
за другим, Выготский пытался определить
в каждом из них своеобразие испытываемых
индивидом исполненных
До этого в центре исследований
Выготского была логика мысли. Он открыл
закономерную эволюцию у детей умственных
конструктов в единстве со значением
слов. Следующим шагом в поисках
факторов перехода от одной возрастной
психологической "формации" к
другой на передний план в анализе
Выготским онтогенеза "личностного
возраста" (в отличие от календарного
и умственного) выступило переживание.
Будучи всегдашним оппонентом Дильтея,
Выготский, принимая термин "переживание",
соединяете ним радикально другое содержание,
чем заложенное в культурно-исторической
концепции "двух психологий", отвергавшей,
применительно к истории
"В переживании, –
указывал Выготский, – дана, с
одной стороны, среда в ее
отношении ко мне, с другой
– особенность моей личности".
Сила же среды "приобретает
направляющее значение
Стало быть, возрастное развитие,
согласно Выготскому, может быть представлено
как история переживаний
Другой важный момент –
это включение переживания в
контекст идеи единства аффекта и
интеллекта, причем акцент ставится на
сопряженности переживания с
конфликтными ситуациями, через которые
проходит история индивида. И наконец,
переживания выступают как
На важность эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми». Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.
А.Е. Ольшанникова, отмечая,
что развитие эмоционального мира личности
является частью единого процесса психического
развития детей, и опираясь на работы
П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина,
утверждает, что эмоциональное развитие
осуществляется по следующим направлениям:
1) дифференциация эмоций (обогащение качественной
палитры переживаний); 2) формирование
способности контролировать и регулировать
эмоции; 3) уменьшение с возрастом
абсолютной частоты эмоциональных
реакций (в связи с развитием
мотивационно-потребностной
А. В. Петровский отмечает, что
«саморегулирование, самосознание в
сфере чувств направлены на овладение
своей эмоциональной сферой и
осуществляют процесс совершенствования
себя как личности». Об «умении управлять
спонтанными эмоциональными побуждениями
и реакциями» как о вареном
показателе эмоционального развития писал
В. И. Слободчиков. Он считает, что совершенствование
высших эмоций и чувств происходит
по мере социализации и развития индивида,
становления личности. Такое развитее
идет в нескольких направлениях: во-первых,
в направлении, связанном с включением
в сферу эмоциональных
Л.П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Она выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:
• умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
• умение дифференцировать
и адекватно интерпретировать экспрессивные
выражения и эмоциональные
• многообразие способов эмоционального реагирования;
• широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
• интенсивность и глубину переживания;
• уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
• терминологическую оснащенность языка.
Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.
В области изучения эмоционального
развития личности остается до сих
пор много нерешенных вопросов, решение
тех или иных из них часто носит
гипотетический характер и требует
подтверждения конкретными
1.3 Особенности
и функции эмоциональных
Проблема эмоциональных переживаний, возникающих на фоне социально-психологических и личностных трудностей, у иностранных граждан в России представляет большой интерес в современной психологии. Иностранцев из стран Евросоюза, Соединённых Штатов, Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и многих других уголков мира неминуемо касаются проблемы адаптации в России, усвоения социально-культурных норм, трудности языкового барьера.
Во-первых, на начальном этапе иностранцы испытывают трудности «вхождения» личности в новую макро и микросреду. Такие проблемы во многом связаны с тем, что большинство иностранцев (в особенности – студенты) имеют низкий уровень информированности о политической, экономической и социальной жизни России. Иностранные граждане могут иметь не совсем точное и полное понимание норм, обычаев, традиций и культуры русского народа, в том числе, что касается студентов – они могут быть недостаточно осведомлены о функционирующей в стране системе высшего образования. На этом этапе у иностранцев нередко возникает проблема интернационализации, необходимости коммуникации с носителями разных социальных, этнических, национальных норм и культур, что вызывает различного рода эмоциональные переживания, которые достаточно часто носят негативный характер в ситуациях, в которых по незнанию каких-либо обычаев, традиций или норм русского языка иностранцы допускают ошибки.
В первые несколько недель после приезда в Россию особое напряжение испытывают иностранцы из материально плохо обеспеченных семей и те, кто привык к чрезмерной опеке со стороны родителей. Они находятся в состоянии стресса: жалуются на потерю аппетита, усталость, вялость, бессонницу, плохое настроение и раздражительность.
Помимо бытовых проблем, каждый иностранец испытывает языковые трудности после приезда в другую страну, особенно если его деятельность связана с общением на иностранном языке (учеба, работа). Невозможность объясниться с людьми может поставить их в крайне затруднительное положение. Проблемы возникают при покупке вещей или продуктов питания. Нередки случаи, когда иностранцы не могут объясняться с русскими людьми, не прибегая к помощи жестов и мимики. Объяснение жестами и ошибки в построении фраз вызывают смех и удивление, а порой носят неприличный характер, что очень огорчает и смущает иностранцев.
Смена климата также является
сильным раздражителем для
Пребывание означает временное проживание на новом месте. Пребывающие за рубежом люди делятся на следующие категории: деловые люди, дипломаты, военные, студенты, временные рабочие, миссионеры и т.п. Словом, те, кто часто проводит от пяти месяцев до пяти лет в других странах: с деловой целью; с дипломатической миссией; с миротворческой миссией; в качестве консультанта по военным вопросам; с целью получения образования или, наоборот, обучения местных жителей; с целью обращения людей в свою веру. Становится очевидным важность адаптации пребывающих за рубежом людей к новым культурным реалиям в течение короткого времени, чтобы они могли эффективно действовать в новых условиях жизни. Однако существует множество индивидуальных особенностей в том, насколько быстро и глубоко эти люди адаптируются к новым условиям, которые, в свою очередь, могут сильно повредить как их физическому и душевному здоровью, так и их профессиональной деятельности и организациям, на которые они работают.
Как было ранее замечено, особенно много проблем испытывают иностранные студенты.
Иностранные студенты - это социализированные зрелые личности, сформированные под влиянием той среды, в которой воспитывались. Они, как правило, имеют определенную жизненную позицию, целевые установки, систему ценностей и ценностные ориентации. Кроме того, каждый студент имеет свои специфические особенности: этнические, национально-психологические, психофизиологические, личностные и т.д.
Иностранный студент, включенный в новую макро- и микросреду, испытывает естественный дискомфорт, т.к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов личности. В начальный период адаптации иностранный студент находится в «шоковом» состоянии (в состоянии стресса):
• информационная перенасыщенность на всех уровнях (в учебном процессе и вне его);
• эмоциональная перегрузка (новые связи, коммуникации, комфортность, языковой барьер и пр.);
• адаптация на бытовом
уровне (самостоятельность в
Иностранные студенты на данном этапе нуждаются:
• в снабжении механизмом саморегуляции и помощи овладения им;
• в создании комфортных условий для снятия психофизиологических трудностей (регулярные собеседования и обследования, поддержка, «дозирование» информационного потока и т.п.).
Вышеперечисленные особенности иностранного контингента и ряд других являются источниками тех трудностей, которые иностранный студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране.
Разделим эти трудности на следующие группы:
- адаптационные трудности
на различных уровнях:
- психофизиологические
- учебно-познавательные
трудности, связанные, в
- коммуникативные трудности
как по вертикали, т.е. с
- бытовые трудности, связанные
с отсутствием навыков
Все эти группы проблем
взаимообусловлены и
Глава II. Исследование
эмоциональных переживаний
2.1 Описание выборки
Чтобы исследовать эмоциональные переживания, испытываемые иностранцами, проживающими на территории РФ, мы проведем в данной исследование с участием иностранцев, проживающих в данный момент времени в России.
Итак, чтобы исследовать, какую роль играет нахождение в чужой культурной среде на эмоциональное состояние иностранцев, мы провели анкетирование двадцати шести иностранных граждан разных возрастов и профессий, уроженцев различных стран. В эксперименте приняли участие граждане следующих стран: Китай, Великобритания, Италия, Испания, Австралия, Дания, Франция, Индия, Япония. Возраст участников варьируется в границах от 20 до 50 лет, преимущественно это молодые люди в возрасте от 20 до 26 лет.
Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России