Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель проводимого в работе исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний иностранцев, находящихся в России. Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии.
Проанализировать существующие исследования эмоциональных переживаний и различные подходы к изучению эмоциональных переживаний у людей, проживающих не на родине.
Провести самостоятельное исследование особенностей эмоциональных переживаний иностранцев в России.

Содержание

Введение
Глава I. Подходы к изучению эмоциональных переживаний в психологии
1.1 Определение эмоциональных переживаний
1.2 Роль эмоциональных переживаний в развитии личности
1.3 Особенности и функции эмоциональных переживаний людей, проживающих за рубежом
Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев в России
2.1 Описание выборки
2.2 Описание и обоснование методов исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЯН.docx

— 95.40 Кб (Скачать файл)

Описывая один возраст  за другим, Выготский пытался определить в каждом из них своеобразие испытываемых индивидом исполненных драматизма ситуаций. Так, например, младенчество – это возраст господства "нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения".Но тогда источник переживаний заключен в противоречии "между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения". На ранних ступенях ребенок еще не знает своего "Я". Крупным шагом, открывающим новую главу в становлении ребенка, является перестройка, связанная с осмысленной ориентировкой в собственных переживаниях. Возникает "обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств".

До этого в центре исследований Выготского была логика мысли. Он открыл закономерную эволюцию у детей умственных конструктов в единстве со значением  слов. Следующим шагом в поисках  факторов перехода от одной возрастной психологической "формации" к  другой на передний план в анализе  Выготским онтогенеза "личностного  возраста" (в отличие от календарного и умственного) выступило переживание. Будучи всегдашним оппонентом Дильтея, Выготский, принимая термин "переживание", соединяете ним радикально другое содержание, чем заложенное в культурно-исторической концепции "двух психологий", отвергавшей, применительно к истории человеческой личности, принцип причинности и  объективный метод.

"В переживании, –  указывал Выготский, – дана, с  одной стороны, среда в ее  отношении ко мне, с другой  – особенность моей личности". Сила же среды "приобретает  направляющее значение благодаря  переживанию ребенка. Это обязывает  к глубокому внутреннему анализу  переживаний ребенка, то есть  к изучению среды, которое переносится  в значительной степени внутрь  самого ребенка".

Стало быть, возрастное развитие, согласно Выготскому, может быть представлено как история переживаний формирующейся  личности.

Другой важный момент –  это включение переживания в  контекст идеи единства аффекта и  интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с  конфликтными ситуациями, через которые  проходит история индивида. И наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.

На важность эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми». Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.

А.Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом  абсолютной частоты эмоциональных  реакций (в связи с развитием  мотивационно-потребностной сферы).

А. В. Петровский отмечает, что  «саморегулирование, самосознание в  сфере чувств направлены на овладение  своей эмоциональной сферой и  осуществляют процесс совершенствования  себя как личности». Об «умении управлять  спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями» как о вареном  показателе эмоционального развития писал  В. И. Слободчиков. Он считает, что совершенствование  высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и развития индивида, становления личности. Такое развитее идет в нескольких направлениях: во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний  человека новых предметов, событий, людей; во-вторых по линии повышения  уровня сознательного управления эмоциями; в-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию  более высоких ценностей и  норм.

Л.П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной  регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный  характер ориентации в ситуации. Она  выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:

• умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления  окружающего мира;

• умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные  выражения и эмоциональные состояния  других;

• многообразие способов эмоционального реагирования;

• широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;

• интенсивность и глубину  переживания;

• уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

• терминологическую оснащенность языка.

Под эмоциональным развитием  личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация —  осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга  объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный  отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

В области изучения эмоционального развития личности остается до сих  пор много нерешенных вопросов, решение  тех или иных из них часто носит  гипотетический характер и требует  подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи  отмечают определяющее значение эмоционального Развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей  может указать механизм развития человека в целом, так как чувства  выявляют важные стороны внутреннего  мира личности.

 

1.3 Особенности  и функции эмоциональных переживаний  людей, проживающих за рубежом

 

Проблема эмоциональных  переживаний, возникающих на фоне социально-психологических  и личностных трудностей, у иностранных  граждан в России представляет большой  интерес в современной психологии. Иностранцев из стран Евросоюза, Соединённых Штатов, Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и многих других уголков мира неминуемо касаются проблемы адаптации в России, усвоения социально-культурных норм, трудности языкового барьера.

Во-первых, на начальном этапе  иностранцы испытывают трудности «вхождения»  личности в новую макро и микросреду. Такие проблемы во многом связаны  с тем, что большинство иностранцев (в особенности – студенты) имеют  низкий уровень информированности  о политической, экономической и  социальной жизни России. Иностранные  граждане могут иметь не совсем точное и полное понимание норм, обычаев, традиций и культуры русского народа, в том числе, что касается студентов  – они могут быть недостаточно осведомлены о функционирующей  в стране системе высшего образования. На этом этапе у иностранцев нередко  возникает проблема интернационализации, необходимости коммуникации с носителями разных социальных, этнических, национальных норм и культур, что вызывает различного рода эмоциональные переживания, которые  достаточно часто носят негативный характер в ситуациях, в которых  по незнанию каких-либо обычаев, традиций или норм русского языка иностранцы допускают ошибки.

В первые несколько недель после приезда в Россию особое напряжение испытывают иностранцы из материально плохо обеспеченных семей и те, кто привык к чрезмерной опеке со стороны родителей. Они  находятся в состоянии стресса: жалуются на потерю аппетита, усталость, вялость, бессонницу, плохое настроение и раздражительность.

Помимо бытовых проблем, каждый иностранец испытывает языковые трудности после приезда в  другую страну, особенно если его деятельность связана с общением на иностранном  языке (учеба, работа). Невозможность  объясниться с людьми может поставить  их в крайне затруднительное положение. Проблемы возникают при покупке вещей или продуктов питания. Нередки случаи, когда иностранцы не могут объясняться с русскими людьми, не прибегая к помощи жестов и мимики. Объяснение жестами и ошибки в построении фраз вызывают смех и удивление, а порой носят неприличный характер, что очень огорчает и смущает иностранцев.

Смена климата также является сильным раздражителем для человека, она может вызвать расстройство сна, головную боль, повышение кровяного  давления, обострить хронические  заболевания. Повышение и понижение  температуры, изменение влажности  воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня могут  вызвать плохое настроение и дискомфорт.

Пребывание означает временное  проживание на новом месте. Пребывающие  за рубежом люди делятся на следующие  категории: деловые люди, дипломаты, военные, студенты, временные рабочие, миссионеры и т.п. Словом, те, кто  часто проводит от пяти месяцев до пяти лет в других странах: с деловой  целью; с дипломатической миссией; с миротворческой миссией; в качестве консультанта по военным вопросам; с целью получения образования  или, наоборот, обучения местных жителей; с целью обращения людей в  свою веру. Становится очевидным важность адаптации пребывающих за рубежом  людей к новым культурным реалиям  в течение короткого времени, чтобы они могли эффективно действовать  в новых условиях жизни. Однако существует множество индивидуальных особенностей в том, насколько быстро и глубоко  эти люди адаптируются к новым  условиям, которые, в свою очередь, могут  сильно повредить как их физическому  и душевному здоровью, так и  их профессиональной деятельности и  организациям, на которые они работают.

Как было ранее замечено, особенно много проблем испытывают иностранные студенты.

Иностранные студенты - это  социализированные зрелые личности, сформированные под влиянием той  среды, в которой воспитывались. Они, как правило, имеют определенную жизненную позицию, целевые установки, систему ценностей и ценностные ориентации. Кроме того, каждый студент  имеет свои специфические особенности: этнические, национально-психологические, психофизиологические, личностные и  т.д.

Иностранный студент, включенный в новую макро- и микросреду, испытывает естественный дискомфорт, т.к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов  личности. В начальный период адаптации  иностранный студент находится  в «шоковом» состоянии (в состоянии  стресса):

• информационная перенасыщенность на всех уровнях (в учебном процессе и вне его);

• эмоциональная перегрузка (новые связи, коммуникации, комфортность, языковой барьер и пр.);

• адаптация на бытовом  уровне (самостоятельность в распределении  бюджета, самообеспечение и самообслуживание) и т.п.

Иностранные студенты на данном этапе нуждаются:

• в снабжении механизмом саморегуляции и помощи овладения  им;

• в создании комфортных условий для снятия психофизиологических трудностей (регулярные собеседования  и обследования, поддержка, «дозирование»  информационного потока и т.п.).

Вышеперечисленные особенности  иностранного контингента и ряд  других являются источниками тех  трудностей, которые иностранный  студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой  стране.

Разделим эти трудности  на следующие группы:

- адаптационные трудности  на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном  и т.д.

- психофизиологические трудности,  связанные с переустройством  личности в условиях начальной  адаптации и «вхождением» в  новую макро- (этносоциальную и  этнокультурную) среду и микро- (межнациональную  по горизонтали и управляемую  по вертикали) среду;

- учебно-познавательные  трудности, связанные, в первую  очередь, с языковым барьером; преодолением различий в системах  образования; адаптацией к новым  требованиям и системе контроля  знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на  принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития  навыков самостоятельной работы;

- коммуникативные трудности  как по вертикали, т.е. с администрацией  факультета, с преподавателями и  сотрудниками, так и по горизонтали,  т.е. в процессе межличностного  общения внутри межнациональной  малой учебной группы, учебного  потока, в общежитии, на улице,  в магазинах и т.д.;

- бытовые трудности, связанные  с отсутствием навыков самостоятельности,  принятия решений и разрешения  проблем.

Все эти группы проблем  взаимообусловлены и представляют собой психологический барьер, преодоление  которого сопряжено с психическими (душевными), личностными, эмоциональными, интеллектуальными, физическими перегрузками, что подтверждается многими психологами.

 

 

 

Глава II. Исследование эмоциональных переживаний иностранцев  в России

 

2.1 Описание выборки

Чтобы исследовать эмоциональные  переживания, испытываемые иностранцами, проживающими на территории РФ, мы проведем в данной исследование с участием иностранцев, проживающих в данный момент времени в России.

Итак, чтобы исследовать, какую роль играет нахождение в чужой  культурной среде на эмоциональное  состояние иностранцев, мы провели  анкетирование двадцати шести иностранных  граждан разных возрастов и профессий, уроженцев различных стран. В  эксперименте приняли участие граждане следующих стран: Китай, Великобритания, Италия, Испания, Австралия, Дания, Франция, Индия, Япония. Возраст участников варьируется  в границах от 20 до 50 лет, преимущественно  это молодые люди в возрасте от 20 до 26 лет.

Информация о работе Особенности эмоциональных переживаний иностранцев в России