Понятие аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс аудит .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие аудиторской  деятельности.

Аудит, аудиторская  деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В настоящее время  государственное регулирование  аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

В дальнейшем планируется  передать полномочия регулирования  аудиторской деятельности от государственного органа \министерства финансов в саморегулируемую организацию.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

1 уровень. Представлен системой кодексов ГК, УК,НК и тд, Ф З «об аудиторской деятельности» (№119 ФЗ от 07.08.2001 г.) и Указами президента и постановлениями правительства по вопросам регулирования аудиторской деятельности и другие законы.

2 уровень. Представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАТ). Стандартов 31

3 уровень. Представлен различными приказами различных Министерств финансов, методическими рекомендациями, регламентирующими порядок осуществления аудиторских проверок применительно к конкретным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и специальных аудиторских заданий.

4 уровень. Внутренние стандарты аудиторских организаций подготавливаемые с целью разъяснения внешних правил и оказания помощи их технической реализации.

 

2. Цели и  задачи аудита.

Цель аудита определена как «выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Тем самым  воспроизводится формулировка цели аудита, содержащаяся в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (пункт 3 статьи 1). Однако подобной констатацией федеральное правило (стандарт) "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" не ограничивается. Оно конкретизирует законодательную норму, отмечая, что мнение выражается применительно к существенным аспектам. Тем самым до сведения пользователей аудиторских услуг доводится тот факт, что от аудиторов нельзя требовать оценки абсолютно всех, в том числе незначительных, аспектов финансовой информации.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления  резервов лучшего использования  финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов и т.д.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, с целью подтверждения их достоверности соответствия законодательным актам, правильности сложения финансовых результатов и их использования, а так же оказанию иных аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; обучение и др.

 

3. Этапы планирования  аудита.

При подготовке аудиторской  проверки аудитор руководствуется  федеральным стандартом №15, «Понимание деятельности аудируемого лица». Сделав свой выбор из числа аудиторских  организаций, предприятие направляет в адрес аудиторской организации официальное письмо-предложение о проведении аудита. Чтобы снизить риск неудачной проверки аудиторы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. К числу предварительных процедур, проводимых аудитором, относятся: определение цели проверки у данного клиента, определение отраслевых особенностей функционирования предприятия, определение специфики деятельности потенциального клиента, наличие дочерних предприятий, определение квалификации учетного персонала, предварительное знакомство с условиями производства, с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, предварительная оценка трудоемкости и сложности проверки, оценки аудиторского риска и других факторов.

Если проведение аудита признается возможным, то аудиторская организация направляет экономическому субъекту письмо о проведении аудита, руководствуясь стандартом №12,  «Согласование условий проведения аудита». Данное письмо будет считаться действительным до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим или действие не будет прекращено.

Для разовых соглашений данное письмо может служить формой договора меду сторонами, но, как правило, заключается договор о проведении аудита (стандарт №12).

Этап планирования регламентируется Федеральным стандартом №3 «Планирование аудита».

Планирование предполагает разработку общей стратегии и  детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудитор в  праве обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, с членами совета директоров, с членами ревизионной комиссии для координации аудиторских процедур и повышения эффективности аудита. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

При разработке общего плана  аудитору необходимо принимать во внимание:

-деятельность аудируемого  лица, в том числе обще экономические  факторы и условия отросли,  финансовое состояние, общий уровень  компетентности руководства

-система бухгалтерского  учета (СБУ) и система внутреннего  контроля (СВК), в том числе учетную  политику и влияние новых нормативных  актов на отражение в отчетности  результатов деятельности

-риск и существенность

-характер, временные  рамки, объем процедур, в том числе относительную важность различных разделов учета для проведения аудита влияние на аудит наличие компьютерной системы ведения учета и существование подразделения внутреннего аудита

-координация направления  работы и текущий контроль, в том числе привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов подразделений, привлечение экспертов, количество и квалификация специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку.

Общий план и программа  аудита должны по мере необходимости  уточняться и пересматриваться. Причины  внесения значительных изменений должны быть документально зафиксированы.

 

4. Понимание  особенностей бизнеса клиента.

До заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.

После заключения договора оказания аудиторских услуг следует  расширить объем и степень  детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и  аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом ;

информация, полученная от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

информация, полученная от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в соответствующей отрасли, заказчиков, поставщиков и т.д.);

нормативные правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого  лица;  
документы периода деятельности аудируемого лица (например, протоколы заседаний совета директоров, материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные уполномоченным государственным органам власти, рекламные материалы, финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы, сметы, внутренние отчеты руководства, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета, должностные инструкции, планы маркетинга и продаж).

Понимание деятельности аудируемого лица является основой  для выражения профессионального  суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:  
оценивать риски и выявлять проблемные области;

эффективно планировать  и проводить аудит;

оценивать аудиторские  доказательства;

обеспечивать высокое  качество аудита и обоснованность выводов.

 

5. Отличие аудита  от ревизии и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Предварительный  этап аудиторской проверки.

Этапы аудита:

  1. Ознакомительный (этап планирования)
  2. Исследовательский (аудит по существу)
  3. Заключительный (подготовка отчета аудитора)

1 этап – ознакомительный.  На данном этапе осуществляется  планирование, который заключается  в разработке общего плана  аудита с указанием ожидаемого  объема графиков и сроков проведения  аудита, а также разработке аудиторской  программы, определяющей объемы, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Кроме того, планирование предполагает глубокое изучение деятельности клиента, изучение возможных искажений в аудиторском заключении и оценку вероятности наличия существенных искажений.

2 этап. Получение базовой информации. Основные этапы исследовательского  этапа: 1) предварительное планирование, 2) подготовка и составление общего  плана, 3) подготовка и составление  программы аудита. На предварительном  планировании (этап до заключения  договора о проведении аудита) осуществляется общее знакомство с финансово-хоз д-тью клиента, определение состава специалистов, определение общих затрат на проведение аудита. План и программа в плане осуществления аудита может изменяться.

 

7. Аудиторская тайна.

Статья 9. Аудиторская тайна

1. Аудиторскую тайну составляют  любые сведения и документы,  полученные и (или) составленные  аудиторской организацией и ее  работниками, а также индивидуальным  аудитором и работниками, с  которыми им заключены трудовые  договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим  лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным  законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с  аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты  аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация  и ее работники, индивидуальный  аудитор и работники, с которыми  им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую  тайну.

3. Аудиторская организация,  индивидуальный аудитор не вправе  передавать сведения и документы,  составляющие аудиторскую тайну,  третьим лицам либо разглашать  эти сведения и содержание  документов без предварительного  письменного согласия лица, которому  оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений  и документов, составляющих аудиторскую  тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

5. Федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган), и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов.

Информация о работе Понятие аудиторской деятельности