Понятие аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс аудит .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

21. Саморегулируемая организация аудиторов.

Для обеспечения общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ функционирует совет  по аудиторской деятельности.Целью Совета является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России.Положение о совете по аудиторской деятельности утверждено Приказом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. № 47н.Регламент Совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утверждаются Советом по аудиторской деятельности.Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ);3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;5) вносит на рассмотрение Минфина РФ предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа (Минфина РФ);7) осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ от 30.12.2008 и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.Для осуществления этих функций совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию. Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа — Минфина РФ.

22. Взаимосвязь существенности, аудиторского риска, аудиторской выборки.

Одной из основных задач  аудитора является получение достаточных  доказательств для выражения  мнения о том, что бухгалтерская  отчетность, по которой составляется  аудиторское  заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами и не содержит каких-либо существенных недостатков или неточностей. Принимая во внимание тот факт, что аудитор не подтверждает каждую заключенную клиентом сделку, он не может сделать больше, чем просто выразить мнение с определенным уровнем уверенности в его правомерности. Всегда существует определенный риск того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена. Аудиторский   риск  означает  риск , что аудитор выразит несоответствующее  аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. При этом  аудиторский   риск  включает три компонента: неотъемлемый  риск ,  риск  системы контроля и риск  необнаружения. Риск  аудитора ( аудиторский   риск ) также означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признает, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. Он является критерием качества работы аудитора, в основе оценки его лежит их профессиональное мнение.  Под  существенностью  понимается свойство информации бухгалтерской отчетности влиять на экономические решения квалифицированного пользователя такой информации. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.  Существенность  зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Существенность  нарушений и отклонений, допущенных клиентом, является для аудитора критерием того, может ли он подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемой организации. Аудиторская   выборка ».  Аудиторская   выборка проводится с целью применения  аудиторских  процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для сбора  аудиторских  доказательств, позволяющих составить мнение о всей проверяемой совокупности. Для построения  выборки   аудиторская  организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана  выборка , и объем  выборки . Аудиторская   выборка  – это: в широком смысле: способ проведения  аудиторской  проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующих Правил;

23. Законодательно-нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Ауди́т,  ауди́торская  прове́рка — процедура независимой  оценки  деятельности  организации, системы, процесса, проекта или продукта. До 2002  деятельность  аудиторов регулировалась принятыми Президентом в 1993 году Временными правилами  аудиторской   деятельности  и рядом актов Правительства  РФ  и Совета по  аудиторской   деятельности  при Президенте  РФ . С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование  аудиторских организаций и частных аудиторов.В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ  «Об аудиторской   деятельности », который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для  аудиторских  организаций ( аудиторские  фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата  аудиторских  фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.

24. Риск необнаружения.

Риск необнаружения - субъективно определяемая аудитором  вероятность того, что применяемые  в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. Риск   необнаружения  определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. При низком уровне  риска   необнаружения  аудитор не соглашается брать на себя большой  риск  невыявления ошибок из-за недостатка свидетельств, поэтому в данном случае необходимо получить большее число свидетельств. Когда аудитор готов взять на себя большой  риск , свидетельств требуется меньше. Применение модели аудиторского  риска  страдает двумя крупными недостатками. Во-первых, несмотря на все усилия аудитора как можно лучше составить план аудита, его оценки приемлемого аудиторского  риска , внутрихозяйственного  риска  и  риска  контроля в значительной мере субъективны и в лучшем случае лишь приближенно отражают реальность. Предположим, что аудитор оценивает  риск  контроля и внутрихозяйственный  риск  ниже, чем следовало бы их оценить, зная все факты. Тогда  риск   необнаружения  окажется выше надлежащего, а планируемое количество свидетельств - меньше. Чтобы справиться с этой проблемой, большинство аудиторов проявляет осторожность, проводя измерения, или пользуются для обозначения меры терминами типа «низкий», «средний», «высокий». Во-вторых, модель аудиторского  риска  - это модель планирования, поэтому возможности ее использования при оценке результатов аудита ограничены. После того как будут определены все риски и установлен соответствующий план аудита, компоненты плана по внутрихозяйственному риску и риску контроля не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств. Если аудиторские свидетельства покажут, что ошибки, превышающие допустимую сумму, отсутствуют, то записанная для данного участка сумма принимается. Но если аудиторские свидетельства покажут наличие ошибок, превышающих допустимую сумму, то от модели следует отказаться и проделать достаточное количество процедур, чтобы с высокой степенью достоверности идентифицировать и количественно определить существующие ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности в России.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности: 
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; 
3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

ФПСАД N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"; 
ФПСАД N 2 "Документирование аудита"; 
ФПСАД N 3 "Планирование аудита"; 
ФПСАД N 4 "Существенность в аудите"; 
ФПСАД N 5 "Аудиторские доказательства"; 
ФПСАД N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности"; 
ФПСАД N 7 "Контроль качества выполнения заданий по аудиту"; 
ФПСАД N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности"; 
ФПСАД N 9 "Связанные стороны"; 
ФПСАД N 10 "События после отчетной даты"; 
ФПСАД N 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица"; 
ФПСАД N 12 "Согласование условий проведения аудита"; 
ФПСАД N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита"; 
ФПСАД N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита"; 
ФПСАД N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" (утратило силу); 
ФПСАД N 16 "Аудиторская выборка"; 
ФПСАД N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях"; 
ФПСАД N 18 "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников"; 
ФПСАД N 19 "Особенности первой проверки аудируемого лица"; 
ФПСАД N 20 "Аналитические процедуры"; 
ФПСАД N 21 "Особенности аудита оценочных значений"; 
ФПСАД N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника"; 
ФПСАД N 23 "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица"; 
ФПСАД N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами"; 
ФПСАД N 25 "Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация"; 
ФПСАД N 26 "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности"; 
ФПСАД N 27 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность"; 
ФПСАД N 28 "Использование результатов работы другого аудитора"; 
ФПСАД N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита"; 
ФПСАД N 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации"; 
ФПСАД N 31 "Компиляция финансовой информации"; 
ФПСАД N 32 "Использование аудитором результатов работы эксперта"; 
ФПСАД N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности"; 
ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях".

(ФСАД 1/2010) Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

 (ФСАД 2/2010)Модифицированное мнение в аудиторском заключении

  (ФСАД 3/2010) Дополнительная информация в аудиторском заключении  

(ФСАД 4/2010)Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля  

(ФСАД 5/2010) "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита"  

 (ФСАД 6/2010) "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита"

(ФСАД 8/2011) Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам  

(ФСАД 9/2011) Особенности аудита отдельной части отчетности

  1. Неотъемлемый риск.

Неотъемлемый  риск – субъективно определяемая аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бух.счете, статье баланса, классе фактов хоз.деятельности, бух.отчетности экономического субъекта в целом до их выявления системой внутреннего контроля или при допущении, что внутренний еонтроль отсутствует, характеристика степени подверженности возможным искажениям счета бух.учета, статьи баланса, класса фактов хоз.деятельности и бух.отчетности в целом.

  1. Требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов.

Требованиями  к членству аудиторских организаций  в саморегулируемой организации  аудиторов являются следующие требования:  
1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия;  
2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;  
3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;  
4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;  
5) безупречная деловая репутация;  
6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;  
7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;  
8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями  к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:  
1) наличие квалификационного аттестата аудитора;  
2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;  
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;  
4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

  1. Аудиторская выборка.

"Аудиторская выборка (выборочная проверка)" - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Цель выборочной проверки – сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества.

Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятностей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части.

Различают два вида выборочных проверок:

- на соответствие (выборочная  проверка для тестирования процедур  внутреннего контроля);

- по существу (выборочная  практика правильности отражения  в учете оборотов и сальдо  по счетам).

Методы проведения выборки:

1. Случайный отбор. Может проводится по таблицам случайных чисел.

2. Систематических отбор.  Предполагает отбор элементов  через постоянный интервал начиная  со случайно выбранного числа.  Интервал строится или на определенном  числе элементов или на стоимостной  их оценке.

3. Комбинированный отбор.  Представляет комбинацию различных  методов случайного отбора.

На практике аудиторы нередко используют нестатистические методы отбора. Объем выборки определяется ими в соответствии с интуицией  и опытом.

  1. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг.

Права:

1) требовать и получать  от аудиторской организации, индивидуального  аудитора обоснования замечаний  и выводов аудиторской организации,  индивидуального аудитора, а также  информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;  
2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;  
3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Информация о работе Понятие аудиторской деятельности