Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций
Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.
Основная цель- выявить недостатки в ведении БУ, составлен БФО, в н/о, провести анализ финн состоян хоз объекта. Иниц-ый аудит востреб-н при реорганиз.фирмы или при кардинальных переменах в кадровом составе бух-рии, бывает комплексным и тематическим.
План-е А
План-е
- один из важ-х этапов А,
т.к. без разработки общей
План-е вкл-т:а) план-е проверки по существу – сост-е комплекса вопросов, вкл-я перечень статей бб, по кот. Пров-ся проверка;б) план-е перс-го состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки; в) состав-е календ-го графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут пров-ся отдельные а.процедуры. Пл-е А подр-ся на: предварительное пл-е(осущ-ся на этапе знакомства с клиентом до закл-я д-ра о проведении А);, подготовку и сост-е общего плана (опр-сяV, приемы и сроки провед-я А, вкл-я подгот-у отчета рук-ву и АЗ) и программы А(осущ-ся на осн.общего плана А и предст-ет собой детальный перечень сод-я а.процедур, необх-х для реализации плана А).
В процессе А м. возн-ть основания для пересмотра отдел. положений общего плана. Вносимые в план изм-я, а т. причины изм-ий д. документир-ся в рабочих док-тах. Осн-е работы по план-ю А пров-ся после согласия а-ра на выполнение договора. По итогам предварительного планя а.фирма оконч-но решает вопрос о возможностях проведения А и закл-я договора, определяет колич-й и кач-й состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.
После написания письма на
проведение а.проверки АО и
пП закл-ют дог-р на оказ-е
а.у-г. Дог-р на пров-е а-
Согл-но треб-ям федПСАД №12 «Согласов-е усл-ий провед-я А», в тексте д-ра целесообр-но раскрыть след. осн. аспекты и существ. усл-я: предмет договора, усл-я оказ-я а.у-г, права и обяз-ти АО, права и обяз-ти эк.суба, ст-ть и порядок оплаты а.уг, отв-ть сторон и порядок разреш-я споров.
В д-ре на оказ-е ауд.у-г целесообр-но отразить случаи (причины), когда а-р м. выдать клиенту отриц. закл-е или отказ-ся от выдачи закл-я. Необх-мо указать сроки предст-я клиентом док-тов, необходимых для провед-я проверки. Д-р на оказ-е ауд.у-г м. носить разовый или долгосроч. хар-р,исходя из наличия у АО соотв-щей лицензии. В случае повторного соглаш-я об оказ-ии а.у-г усл-я д-ра м. пересм-ся и д. оформл-ся в письм. виде. Д-р м.б. заключен на длит.срок, предметом такого до-ра м.выступать одноврем-но у-ги по провед-ю А и сопут-щие А у-ги.Важным эл-том при закл-ии д-ра явл-ся оценка ст-ти ауд.у-г. Она напрямую зависит от видов деят-ти, осущ-мых проверяемым пр-ем; объема и трудоемкости предстоящих работ; уровня возможного ауд.риска.
Формы и виды оценки ст-ти ауд.у-г м. условно разделить на след.группы:
- аккордная оплата (сумма оплаты опр-ся и фиксир-ся в д-ре на провед-е а-проверки до ее начала); - повременная оплата (базируется на оценке одного часа (дня) работы а-ра (с учетом его квалификации) и предполагаемого объема работ); - сдельная оплата (прим-ся при восстан-ии БУ, расчет произв-ся исходя из ст-ти одной операции, выполн. А-ром или ст-ти одного пок-ля в отч-ти); - оплата по рез-там (оплата опр-ся в виде доли от сэкономленных для клиента фин.рес-сов); - комбинированная оплата (различ. комбинации из перечисл-х форм и видов оплаты). Формы и виды оплаты опр-ся а-ром самост-но либо по соглаш-ю сторон. При разработке общего плана и программы А опред-ся и стратегия а-проверки.На осн-и свед-й, получ-х в рез-те сб- инф-и, во время предварит-го планир-я опред-ся основные позиции для провед-я системной проверки.
Вся предост-я для проверки
инф-ия подразд-ся на отд-е
На след-ем этапе необх-мо
Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска опред-ть а-процедуры и для тех позиций годовой БО, кот-е не подлежат системной проверке. После выбора отдельных а-процедур опред-ся V позиций, предназн-ых для проведения выборочной проверки. Vвыборки зависит от: степ- риска, связ-го с пров-ем проверки, по данной позиции проверки годовой БО; уровня существ-ти; степени точности ожидаемых результатов; оценки надежности СВК.
В общем плане А должна найти отражение стратегия проведения проверки, предусматривающая сроки и график проведения А, состав а.группы, вкл-я в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки СВК до состав-я пись. Инф-ии и АЗ) с указ.периода проведения и исп-ля. В процессе А м-т возникнуть основания для пересмотра отдел-х положений общего плана. На измен-е общего плана могут повлиять:а) уточненная хар-ка СВК и оценка ее надежности. б) рез-ты провер-ых процедур позиций отч-ти с высокой степенью риска, если:в) прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты. Все измен-я плана пров-я проверки БФО необх-мо вносить в раб-ю док-ю
Док-ты, состав-ые во время разработки плана проведения проверки, явл- неотъемлемой частью раб-й док-ии. Разработка и сост-е программы А яв-ся завершающей стадией планир-я. Программа А представляет собой детальный перечень а.процедур с УК. периода проверки, исп-ля и раб-х документов.
Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.
Инициативный аудит проводится по инициативе экономического субъекта. Обязательный - в случаях, установленных законом РФ. Критерии , по которым бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке : 1. Организационно-правовая форма экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат открытые акционерные общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала. 2. Вид деятельности экономического субъекта. Банки и др. кредитные учреждения. Страховые организации и общества взаимного страхования. Товарные и фондовые биржи. Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании). Внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц. Другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. 3. Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке , если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам. 4. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
Аудиторская проверка , как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке , а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
19. Сопутствующие аудиторские услуги. Аудиторским организациям и отдельным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг . Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг :
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
анализ финансово-
управленческое
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
проведение маркетинговых исследований;
проведение научно-
обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
оказание других услуг , связанных с аудиторской деятельностью.
20. Уровень существенности. Концепция существенности существует как в бухгалтерском учете, так и в аудите. Существенность , или иногда говорят “материальность” (буквальный перевод английского термина materiality), является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности клиента . Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности , то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения. Установить четкие и однозначные критерии существенности совсем непросто. В американских стандартах финансовой отчетности существенность определяется как величина пропуска, неточного или неправильного трактования факта бухгалтерской информации, которая в свете сопутствующих обстоятельств делает вероятным, что суждение, сделанное на основе этой информации, могло бы измениться или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт. Исходя из данного определения, только пользователь финансовых отчетов вправе определить уровень существенности информации. Поскольку финансовая отчетность имеет достаточно широкий круг пользователей, каждый из них имеет разное представление об уровне существенности . Так, для вкладчиков компании существенной является информация о результатах деятельности предприятия, динамике прибыли и реальности активов. Для потенциальных инвесторов будет существенной информация о финансовой устойчивости предприятия, потенциальных изменениях спроса на производимую продукцию, рентабельности вложений и реальности инвестиционных проектов. Уровень существенности - предельное значение искажения бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская организация должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, не устанавливают более жесткие требования.