Понятие аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс аудит .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Уровень существ-ти зависит  от размера пр-я, величины чистой прибыли, ст-ти тек-х активов, тек-х обяз-в, величины капитала и устан-ся для  каждого из этих факторов. Следует  выделять три уровня сущест-ти ошибки: - несуществ.ошибки и пропуски - ошибки, суммы кот-х так малы и по своему сод-ю так незначит., что никак не м. повлиять на достов-ть отчета. В этом случае а-р дает безусловно положит. закл-е; - существ. ошибки и пропуски - ошибки, искажающие частично достов-ть отч-ти и влияющие на принятие реш-ий польз-ми. А-р сост-ет условно положит. закл-е; - особо существ. ошибки - ошибки, кот. ставят под сомнение достов-ть всего финн. отчета, а польз-ли отчета м. на основе такого отчета принять в корне неправил. реш-е. Установив этот уровень существ-ти ошибок а-р выказывает свое мнение о недостов-ти отчета в своем отрицат. закл-ии.

          А-р обязан принимать во внимание  две стороны существ-ти в А: качеств-ю и колич-ую. С качественной т. з. а-р д. испол-ть свое проф-ое суждение для того, чтобы опред-ть, носят ли существ-ый хар-р отмеченные в ходе проверки отклонения в совершенных эк-суб-м фин и хоз операциях от требований нормативных актов, действующих в РФ.( недостаточное или неадекватное описание уч-пол-ки, когда сущ-ет вероятность того, что польз-ль БФО будет введен в заблуждение таким описанием; отсутствие раскрытия ин-ии о нарушении нормативных требований в случае, когда сущее-ет вероятность того, что послед-е применение санкций сможет оказать значительное влияние на рез-ты деят-ти а-лица) С количественной точки зрения а-р д-оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруж-ые отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) колич-ый критерий - уровень существ-ти.

     Для опред-я  уровня существ-ти исп-ют: баз-е показ-ли тек. года или усредненные пок-ли тек. и прошедш. года. Знач-е уровня сущ-ти, получ. по оконч-и этапа план-я А, любые коррект-ки знач-я уровня сущ-ти в процессе провед-я ауд. проверки д. б. утв. рук-лем проверки.

          При опр-ии уровня существенностити а-ры берут опр. долю от баз. пок-лей (баланс. прибыль, валов. объем реализации без НДС, валюта б-са, собст. к-л, общие з-ты пр-я) -числ. значений сч. БУ, ст. б-са, пок-лей бух. отч-ти.

          В ходе а.проверки пров-ся тестир-е хоз.операций. При этом а-р м. принять выбор-ю проверку док-тов по хоз. Опер-ям одного цикла. В этом случае а-р д. опр-ть выявл-ю сумму ошибок в процентах от сумы исследуемых первичных док-тов и если этот процент при выборочной проверке окажется выше макс.границы, ошибки по данным хоз. операциям будут особо существенными.

        В м/ународной практике проведения  А понятию существенности соответствует  понятие материальности.

Обнаруженные при проведении аудиторской проверки искаж-я м-т счит-ся материал-ми в т-сл-, если их сущность и значение по отнош-ю к др статьям БФО явл. достаточными для того, чтобы повлиять на представление или непредставление ФО в соотв-ии с законодательно уст-ми принципами ведения БУ. Материальность (существенность), т. о., служит критерием, позволяющим судить о влиянии обнаруженных искажений на БФО экон-го субъекта.

 

 

 

 

 

 

  1. Независимость аудиторских организаций, аудиторов.

 

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

1. Аудит не может  осуществляться:

1) аудиторскими организациями,  руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями,  руководители и иные должностные  лица которых состоят в близком  родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями  в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями,  индивидуальными аудиторами, оказывавшими  в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися  учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими  с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

7) аудиторскими организациями  в отношении аудируемых лиц,  являющихся страховыми организациями,  с которыми заключены договоры  страхования ответственности этих  аудиторских организаций.

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

2.1. Каждая саморегулируемая организация  аудиторов принимает одобренные  советом по аудиторской деятельности  правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования.

3. Аудиторские организации, индивидуальные  аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

 

  1. Внутренний и внешний аудит.

В практике АДти разл-ют след.виды А: 1.По отнш-ю к субъекту: - внеш. (проверки пров-ся приглашен. спец-тами по желанию эк.суб-та или согл-но треб-ям гос-ва); - вн-ий (проверки пров-ся спец-тами,наход-ся в подчинении эк.Суб-а).

Внеш.А пров-ся на догов-ой основе а.фирмами или а-ми в целях объективной оценки дост-ти БУ и БФО. Внеш.А по направлениям А деят и отраслев особен подраздел на общий, страховой, А банков и др. Внут.А-предназ-н для внутрих-ого к-ля фин. Сост-я, источников затрат, диагност-я сис-мы управл-я, выявл-я резервов и обесп-я администрации рекоменд-ми по повышению эффект-ти эк-ки предп-я.Цель его - помочь сотрудникам орг-и эфф-но вып-ть свои функции. Проводится а-ром, раб-им на п/п (если нет), ревиз-й комиссией. Совокупность вн.и внеш.А.представляет с. единый комплекс мероп-ий, направл-х на цели проверки дост-ти предост-ной для проверки д-ции, сост-я закл-я о дост-ти отч-ти, баланса и прибыли компании, а также анализ фин.инф-ии по всем статьям затрат.

 

 

  1. Письмо-обязательство аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита.

Предплановая  деятельность

          Это деят-ть до момента получения  заказа на проведение А.   Необходимой предпосылкой предоставления  а.у-г явл.независ-я и безупреч.деят-ть  сотрудников а.фирмы.Чтобы снизить риск неудачи а.проверки, а-ры и а.фирмы д.иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.  Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значит-ым фин.и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и а-ра.

Основными процедурами отбора клиентов а.фирмами яв.след-е:1) оценка хар-ра отрасли; 2) оценка цели а.проверки у  данного клиента и возможного исп-я его результатов;3) выяснение  особ-тей рук-лей; 4) предварит-я оценка потенциальной трудоемкости и сложности А, а также а.риска; 5) оценка причины смены или смен А-ров; 6) знакомство с оговорками прежних АЗ о результатах А;7) выяснение хар-ра и проблем взаимоотнош-й с налог. органами, банками, партнерами, акционерами и др. потреб-ми инф-ии, БФО потенциального клиента; 8) предвар-ое знакомство с состоянием БУ и отч., а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента; 9) оценка собственной способности а.фирмы или а-ра к выполнению работы с точки зр.наличия соотв-его персонала, знания отрасли клиента и т.д.

Если рез-ты перечисленных или  других процедур обнаруживают высокий  риск А или задача оказывается  слишком сложной и трудоемкой для а-ра, клиенту отказ-ся в обслуж-ии.          В а.фирме д.рег-ся все факты  обращения клиентов.          Принимая заказ а-р обязан проверить, сможет ли он пред-ть свои у-ги в заранее определенном заказчиком п-де времени, т.е. проверить следующее: - имеется ли необх-е кол-во квалиф-ых сотрудников для вып-я заказа в заранее уст-е с заказчиком сроки; - может ли фирма в сл. Необх-ти привлечь к провед-ю проверки др. специалистов (вн. и внеш.возможности).

         А-р обязан отказаться от предлож.  ему заказа, если он не может  гарант-ть выполнение всех указанных  условий.          О проведенных процедурах а-р сост-т докладную записку, подтвержд вып-е данных действий.А-р д.учесть доп-е аспекты для оценки степени риска, связ-го с вып-ем данного заказа: отрасль ХД заказ-ка; текучесть сотрудников за последний год;  фин-положение зак-ка и возможности преодоления вероятных фин-проблем;

           Иногда для пол-я инф.о зак-ке  необх.провести предварительную  проверку. Во время предвар.проверки след.выяснить:  правовые основы орг-ии, ее учред.д-ты и их соответ-е действ-му зак-ву; в каком сост-ии нах-ся сис-ма бу и отч-ть, можно ли ее проверить.

       Письмо-обязательство  пос-ся клиенту до заключ-я  дог-ра во избеж-е неправ-го  понимания взятых обязательств.При  сотруднич-е на основе долгоср-го  дог-ра п.-обяз-во напр-ся клиенту  для представления доп-инф-ии. Сост-ем п-обяз-ва заверш-ся предплановый этап А. Главное содержание деят-ти а-ра на 1 этапе закл-ся в сб- и документир-ии инф-ии, касс-ся новых клиентов и ее обновлении по прежним.

          П-обяз-во д.сод-ть обяз-ые указания:по усл-ям а-проверки;по обязат-вам АО;по обязат-вам эк-суб-а.

 

 

  1. Обязательный и инициативный аудит.

 

По  обяз-ти проведения: - обязательный аудит (проверки, проводимые согласнно требованиям и критериям, установкам актами законодательства); - инициативный (проверки, проводимые по желанию экономического субъекта).

Обязательный  аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет  организационно-правовую форму ОАО;

2) орг.явл.кредитной орг-ей, бюро кредитных историй, страх-й  орг-й, общ-вом взаимного страх-я,  товар-й или фонд-й биржей, инвестиц-ым фондом, гос-ым внебюджетным ф-ом, ф-ом, источником образ-я средств кот.явл.добров-е отчис-я ф. и ю-лиц;

3) V выручки от продажи прод. Орг-и за предшеств-й отчет-год превышает 50 мил руб или ∑ активов ББ по сост-ю на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 мил руб. Для муниц-х унитар-х п/п законом субъекта РФ фин.пок-ли м.б.снижены;

2. Обяз-ый аудит проводится  ежегодно.

3. Обяз-ый аудит БФО  организаций, ценные бумаги кот-х  допущ.к обращению на торгах  фонд-х бирж,негос-ых пенс.фондов, а также консолидированной отч-ти пров-ся только АО.

4. Дог-р на пров-е  обяз. А БФО орг-ии, в УК кот-ой  доля гос.соб-ти сост-т не мен.25%,  а также на пров-е БФО гос.унит.п/п  или муниц.унитарного п/п закл-ся  по итогам размещения заказа  путем проведения торгов в  форме открытого конкурса.

Обяз. аудит пров-ся только а-фирмами в соот-и с ФЗ. При пров-ии обязат Аудит АО обязаны страх-ть риск ответ-ти за наруш-е дог-ра. Грубое наруш-е правил ведения БУ и пред-ие БФО влечет нал-е адм.штрафа на долж.лица от 20 до 30 МРОТ. Грубое наруш-е – искаж-е статьи формы БФО не мен.чем на10%.

Инициативный  аудит (добровольный)– а.проверка, осущ-ая по собст.желанию, любого направл-я деят-ти компании. Цели:к-ль и анализ сост-я БУ в целом и отдел его разделов; выявл-е состоян БФО; орг-я делопроиз-ва по БУ; оценка примен ср-тв и методов аморт-ии учета; оценка сост-я расчетов по н/о и др.

Информация о работе Понятие аудиторской деятельности