Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций
Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.
Сущность ауд.риска состоит в том,что аудитор м. допустить некот.погрешности в своей работе и при подведении общих итогов сделать неверные выводы. По существу его можно рассматривать как риск наличия в БО существен-х некорректностей и того что к-л из них не будут выявлены в ходе проверки.
При планир-ии аудита следует учесть, что чем больше кол-во док-тов необходимо привлечь для тестирования, тем меньше ауд.риск. Чем ниже величина желаемого риска для аудитора,тем больше у аудитора д.б. уверенности, что отчет не содержит существ-х ошибок. Нулевой ауд.риск означает, что аудитор полностью уверен в достов-ти финн. отчета. Модель ауд.риска выражается формулой: АР=ВР*РК*РН, где
АР – ауд.риск
ВР – внутрихоз. риск - оценка риска сод-я в отч-ти фактов хоз. деят-ти в целом до их выявления СВК или при допущении, что внутр. контроль отсутствует. Аудитор ожидает, что сущ-ет в учете ошибка, кот. превышает допустимую границу еще до аудита; Оценка риска зависит отпрофессионализма и опыта аудитора.
РК - риск с-мы внутр. контроля - оценка риска неэф-ти внутр. контроля, т.е. вероятность того, что СВК клиента будет пропущена ошибка, превосходящая допустимую величину. Применяемые на пр-ии ср-ва СВК несвоевременно обнаруживают и исправляют искажения, являющиеся существ-ми и не препятствуют возникновению таких ошибок;
РН - риск необнаружения - оценка риска неэф-ти процедур тестирования, т.е. аудитор готов признать, что подлежащие сбору ауд. свидетельства не позволяют обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Составляющими риска необнаружения могут быть: риск анализа, риск при проверках по существу, риск выборочного исследования. Уровень риска напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу.
Существует обратная связь
Модель аудиторского риска имеет 2а крупных недостатка. На стадии предварительного планирования при первоначал определении риска составляющие являются оценочными, потому результат не может быть точным. А после окончания проведения основных процедур, т.е. на заключительном стадии, выводы, касающиеся оценки риска носят лишь констатирующий факт.
Модель ауд.риска явл-ся основой планир-я аудита. Если аудитор определит для себя меньший уровень ауд.риска, то это значит, он стремится к большей уверенности в полной достов-ти ФО. Нулевой ауд.риск означает полную уверенность в этом, а 100-процентный риск полную неуверенность. Практически, аудитор не м. полностью гарантировать отсутствие существенных ошибок, общий ауд. риск сущ-ет всегда, даже если ауд.проверка проведена тщательно. Оптимал. ауд. риск м. б. уст-н прибл-но на уровне 5%. При планир-ии аудита аудитор обязан учесть факторы, кот. м. вызвать существ. искажения БО. На основе анализа того, какое значение уровня существ-ти принимает аудитор для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам БУ, аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать особенно внимательно и в каких случаях будет применять ауд.выборку и (или) аналит. процедуры с тем, чтобы снизить общий ауд.риск до приемлемо низкого уровня.
Аудит ФО орг-ии д. планир-ся т.о., чтобы ауд.риск сохранялся на приемлемо низком уровне. После оценки аудитором внутрихоз. риска и риска СВК, следует изучить риск необнаружения, который готов принять, и основываясь на своем суждении, выбрать соответствующие независимые процедуры. Если аудитор не выполняет независимых процедур, риск нсобнаружсния будет высок. Аудитор уменьшает риск необнаружеиия благодаря выполнению независимых процедур — чем более обширным будет выполнение процедур, тем ниже риск необнаружения.
Аудитор обязан принимать во внимание, что м/д уровнем существ-ти и степенью ауд.риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существ-ти, тем ниже уровень ауд.риска, и наоборот.
Существуют два основных
1) оценочный (интуитивный);
2) количественный.
Оценочный (интуитивный) метод, наиболее широко применяющийся рос. аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. A = B x K xП ,
В случае, если по ходу вып-я ауд.проверки аудитор принимает решение об исп-ии более низких значений уровня существ-ти, он обязан принять меры по снижению ауд.риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска необнаружения след. образом: а) снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть вып-е в ходе проверки доп. процедур тестирования средств контроля; б) снизить, если это возможно, риск необнаружения. При этом следует иметь в виду, что значения внутрихоз. риска остаются постоянными и м. измениться лишь в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки общего плана проверки.
Т.о. величина аудиторского риска зависит от:
- степени, в которой пользователи полагаются на БФО в процессе принятия решений;
- распределения собственности
(если держателями акций
- финн. положения клиента
(если оно неустойчиво, то вели
44.
Методика получения
1 Инвентаризация Для подтверждения фактического наличия материалов. Аудиторы могут либо сами проводить инвентаризацию, либо наблюдать за ее проведением
2 Пересчет данных Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Арифметическая проверка может быть проведена на любом из направлений аудиторской проверки, например, при проверке правильности ведения синтетического учета материалов проводится пересчет данных Ведомости №10 ``Движение материальных ценностей''
3 Подтверждение Для получения информации о правильном отражении и бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах. Например, при наличии сомнений в подлинности первичных документов, отражающих поступление материалов на предприятие, аудитор может получить подтверждение у поставщика
4 Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций При контроле за учетными работами, выполненными бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению материалов. Например, при проверке правильности учета и распределения ТЗР
5 Устный опрос В ходе получения ответов на тест-вопросник аудитора при предварительной оценке системы внутреннего контроля и состояния учета материальных ценностей, а также в процессе проверки при уточнении у специалистов некоторых положений отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение
6 Формальная проверка документов Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материалов, полноты и своевременности отражения этих операций в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки. При этом с формальной точки зрения изучаются накладные, счета-фактуры и т.д.
7 Прослеживание В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета. Метод может быть использован, например, при проверке правильности оприходования материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, при этом изучаются следующие документы: акт о ликвидации основных средств, накладная, карточка складского учета, оборотно-сальдовая ведомость, журнал-ордер № 11
8. Аналитические процедуры т При сопоставлении (наличия материалов в различные периоды, оценки соотношения между различными статьями отчета о движении материалов, о сопоставлении данных с данными за предыдущие периоды)
45. Документирование аудита.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.
Рабочие документы используются:
1) при планировании и проведении аудита;
2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы;
3) для фиксирования
аудиторских доказательств,
Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами:
1) характером аудиторского задания;
2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;
3) характером и сложностью
деятельности аудиторского
4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;
5) необходимостью давать
указания работникам аудитора, осуществлять
за ними текущий контроль и
проверять выполненную ими
6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки.
Для повышения эффективности аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую и иную документацию.
Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
46. Аттестация аудитора.
В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).
Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:
К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования.
Создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов и утверждается состав указанных комиссий.
Проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.
Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.
Повышение квалификации
для аудиторов, один раз в 3 года подтверждает
повышение квалификации аудитора. На
оборотной стороне бланка квалификационного
аттестата производится соответствующая
отметка о прохождении