Правила и принципы формирования годового бухгалтерского отчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…... 3
1. Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации……..…………………………………………………………… 6
1.1.Основы формирования бухгалтерской отчетности российских организаций…….………………………………………………...…………..... 6
1.2. Направления реформирования бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО…………......…………. 12
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «МОК Братковский»……………………………………………………………….. 18
3. Порядок формирования годового бухгалтерского отчета…........ 24
3.1. Учетные работы, предшествующие составлению годового бухгалтерского отчета…………………………………...…………………... 24
3.2. Состав годового бухгалтерского отчета и порядок его составления ………………………………………………………………………………….26
3.3. Операции после составления годового бухгалтерского отчета…... 52
Выводы и предложения……………………………..………………….. 62
Список использованных источников и литературы………..……… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа БФО.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему: «Правила и принципы формирования годового бухгалтерского                                      отчета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………….…... 3

1. Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации……..……………………………………………………………  6

1.1.Основы формирования бухгалтерской  отчетности российских организаций…….………………………………………………...…………..... 6

1.2. Направления реформирования  бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО…………......…………. 12

2. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «МОК Братковский»……………………………………………………………….. 18

3. Порядок формирования  годового бухгалтерского отчета…........ 24

3.1. Учетные работы, предшествующие  составлению годового бухгалтерского отчета…………………………………...…………………... 24

3.2. Состав годового бухгалтерского  отчета и порядок его составления ………………………………………………………………………………….26

3.3. Операции после составления  годового бухгалтерского отчета…... 52

Выводы и предложения……………………………..………………….. 62

Список использованных источников и литературы………..……… 65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Бухгалтерская отчетность – это единая система показателей, которая характеризуют имущественное и финансовое положение организации, а также отражают результаты хозяйственной деятельности организации.

Составляется бухгалтерская отчетность по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.

Процедура составления бухгалтерской отчетности является завершающим этапом в работе бухгалтера, заключительным аккордом, своеобразны «венцом» учетного процесса, раскрывающим имущественное состояние и финансовое положение хозяйствующего субъекта. Многие полагают, что составление бухгалтерской отчетности является формализованной процедурой, носящей чисто механический характер, заключающийся главным образом в переносе данных из регистров бухгалтерского учета в формы бухгалтерской отчетности. Во многом составление бухгалтерской отчетности является творческим процессом, требующим от бухгалтера раскрытия его профессионального мастерства, проявления знаний нормативных документов, умения правильно их трактовать и применять.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Все организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Это положение установлено Федеральным Законом РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также основные требования к отчетности определены как в этом Законе, так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н).

На основании этих правил и требований было разработано Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 04/99). Оно было утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 34н, а введено в действие, начиная с отчетности 2000 года, то есть с отчета за 1 квартал 2000 года.

Как указано в п. 9 Указаний, утвержденных Приказом № 67н, при составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться следующими документами:

- Федеральным законом от 21.11.96 №м129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Положением по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденным  приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;

- ПБУ 4/99;

- иными положениями по бухгалтерскому  учету;

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 95н;

- отдельными рекомендациями и  указаниями, регламентирующими вопросы  составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Минфином России (в том числе Приказом № 67н).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  формирования бухгалтерской отчетности  организаций.

 

1.1.Основы формирования отчетности  российских организаций.

 

Основное правило для бухгалтерской отчетности такое: бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и полной.

В пункте 6 ПБУ 04/99 говорится, что бухгалтерская отчетность является достоверной и полной, если она сформирована исходя из правил, которые установлены нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом бухгалтерская отчетность формирует у пользователя правильное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении.

Если бухгалтер составляет отчетность по правилам, установленным ПБУ 04/99, но оказывается, что для полноты и достоверности бухгалтерской отчетности данных и показателей, предусмотренных этим ПБУ, недостаточно. Как в этом случае поступить: нарушить положения ПБУ или пренебречь достоверностью и полнотой отчетности?

Минфин РФ считает, что в любом случае на первом месте должны находиться достоверность и полнота отчетности. Преследуя эту цель, пункт 6 ПБУ 04/99 разрешает включать в отчетность необходимые дополнительные показатели и пояснения, а также в исключительных случаях (например, при национализации имущества) отступать от правил, установленных этим ПБУ.

Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, надо включить в нее показатели деятельности филиалов, представительств и других структурных подразделений, в том числе и выделенных на отдельный баланс (п. 8 ПБУ 04/99). А для того, чтобы годовая отчетность была достоверной, необходимо  провести инвентаризацию активов и обязательств перед ее составлением. Ведь каждая статья бухгалтерской отчетности должна подтверждаться результатами проведенной инвентаризации (п. 38 ПБУ 04/99).

В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

Вторым важным качеством бухгалтерской отчетности является ее нейтральность, то есть незаинтересованность. Это значит, что при составлении отчетности бухгалтер не должен преследовать цель удовлетворить интересы какой-либо группы пользователей.

Безусловно, если информация отбирается и систематизируется таким образом, чтобы она могла повлиять на решения и оценки пользователей информации, то такая информация не может считаться нейтральной. А бухгалтерская отчетность, содержащая такую информацию, не соответствует требованиям ПБУ 04/99.

Третьим необходимым условием правильного формирования бухгалтерской отчетности является ее преемственность. Это значит, что на протяжении ряда лет бухгалтерская отчетность должна составляться по одной и той же форме и содержать одни и те же показатели.

В настоящее время предприятия имеют право составлять и представлять бухгалтерскую отчетность на бланках форм, разработанных ими самостоятельно, с учетом при этом требований ПБУ 04/99. Однако, чтобы сделать бухгалтерскую отчетность более понятной и сопоставимой, нужно сохранять структуру отчетных форм и минимально необходимый состав показателей отчетности. В этом случае по бухгалтерской отчетности можно проследить, как работает и развивается организация.

Изменять содержание и форму бухгалтерской отчетности ПБУ 04/99 разрешает только в исключительных случаях. Причинами такого изменения могут быть смена вида деятельности, открытие или закрытие филиалов, вложение капитала в дочерние или зависимые общества и другое. При этом в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организация должна указать причину изменения отчетности, а также обосновать необходимость такого изменения.

Не последнее значение имеет такое качество бухгалтерской отчетности, как сопоставимость. Это значит, что к каждому показателю в отчетности приводится аналогичный показатель за прошлый год. ПБУ 04/99 требует, чтобы в бухгалтерской отчетности показатели приводились за два года – отчетный и предшествующий отчетному году.

Организация может включать в отчетность данные и за три, и за четыре года.

Данные за прошлый отчетный период и за нынешний должны быть сопоставимы. То есть показатели должны рассчитываться по одним и тем же правилам.

А что делать, если данные несопоставимы? Какие показатели надо корректировать: за прошлый или за отчетный год?

ПБУ 04/99 на этот вопрос отвечает однозначно. Корректируйте показатели за прошлый год. А в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках укажите, что данные за прошлый год изменены и почему.

Требования к составлению бухгалтерской отчетности российских организаций таковы:

1. Бухгалтерская отчетность составляется  на русском языке.

2. Каждая отчетная форма должна  содержать наименование, отчетную  дату и сведения об организации. Помимо этого, в бухгалтерском балансе указывается отчетная дата, а в отчете о прибылях и убытках, в отчете о движении капитала, в отчете о движении денежных средств – отчетный период.

Кроме того, в каждом отчете необходимо указать название организации, ее ИНН, организационно правовую форму (ООО, ОАО, АО и т. д.) и форму собственности, основной вид деятельности, формат представления числовых показателей (тыс. или млн. руб.). Местонахождение организации указывается в заголовочной части бухгалтерского баланса. Там же организация проставляет дату утверждения годовой бухгалтерской отчетности и дату отправки отчетности по назначению.

3. Показатели отчетности должны  быть выражены в валюте РФ, то есть в рублях.

4. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строчке типовой формы отчетности ставится прочерк. А в отчетных формах, которые организация разрабатывает самостоятельно, строки с отсутствующими

показателями не приводятся вовсе.

5. Оценивать статьи бухгалтерской  отчетности нужно по правилам, которые установлены соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Например, порядок определения первоначальной стоимости, начисления амортизации, переоценки основных средств определяется ПБУ 06/01. Правила оценки нематериальных активов содержатся в ПБУ 14/2000, а правила оценки материально производственных запасов – в ПБУ 05/01. Положения по бухгалтерскому учету предлагают, как правило, несколько вариантов оценки имущества. В своей деятельности организация использует только один из них.

Выбирая тот или иной способ оценки имущества, необходимо зафиксировать его в учетной политике организации. Порядок составления учетной политики организации определяется ПБУ 01/98. А при составлении бухгалтерской отчетности статьи отчетности оцениваются в соответствии с учетной политикой, установленной в организации.

6. Существенные показатели отражаются в бухгалтерской отчетности обособленно.

7. Зачет между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей  и убытков производить нельзя. В первую очередь это относится к расчетам с дебиторами и кредиторами. Данные о расчетах с другими организациями и с физическими лицами надо расписывать подробно: по тем счетам, где имеется дебетовое сальдо, –в активе, а по счетам с кредитовым сальдо – в пассиве.

Однако в некоторых случаях зачет между активами и пассивами не только не запрещается, но и предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Это в первую очередь относится к финансовым вложениям. Принцип осмотрительности требует раскрытия в годовом бухгалтерском балансе информации о финансовых вложениях по рыночной стоимости в том случае, если она окажется ниже их учетной стоимости.

Корректировка оценки финансовых вложений в ценные бумаги производится с помощью резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, которые формируется на счете 59.

Однако информация об остатках резервов под обесценение вложений в ценные бумаги не отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Сальдо счета 59 лишь корректирует (уменьшает) сумму статьи «Финансовые

вложения» в активе баланса, обеспечивая тем самым оценку долевых и долговых ценных бумаг по рыночным ценам.

Информация о работе Правила и принципы формирования годового бухгалтерского отчета