Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Введение……………………………………………………………….…... 3
1. Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации……..…………………………………………………………… 6
1.1.Основы формирования бухгалтерской отчетности российских организаций…….………………………………………………...…………..... 6
1.2. Направления реформирования бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО…………......…………. 12
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «МОК Братковский»……………………………………………………………….. 18
3. Порядок формирования годового бухгалтерского отчета…........ 24
3.1. Учетные работы, предшествующие составлению годового бухгалтерского отчета…………………………………...…………………... 24
3.2. Состав годового бухгалтерского отчета и порядок его составления ………………………………………………………………………………….26
3.3. Операции после составления годового бухгалтерского отчета…... 52
Выводы и предложения……………………………..………………….. 62
Список использованных источников и литературы………..……… 65
Разделы, в которых отражается движение денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, имеют одинаковую структуру:
– поступление денежных средств;
– выбытие денежных средств (показатели отражаются в круглых скобках);
– сальдо движения денежных средств.
Для заполнения Отчета о движении денежных средств нужно использовать данные, которые в бухгалтерском учете отражаются по счетам:
50 «Касса» (за исключением субсчета 3 «Денежные документы»);
51 «Расчетные счета»;
52 «Валютные счета»;
55 «Специальные счета в банках» (за исключением субсчета 3 «Депозитные счета»);
57 « Переводы в пути».
Для того чтобы избежать двойного счета, не нужно учитывать обороты между указанными выше счетами:
– оборот между различными банковскими счетами, которые принадлежат одной организации (перевод средств на специальные счета и обратно, открытие аккредитива, депонирование средств на чековой книжке);
– оборот между банковскими счетами обособленных подразделений организации;
– оборот между кассой организации и ее расчетными (валютными счетами), а также денежными средствами в пути.
Для тех организаций, которые осуществляет операции, связанные с движением денежных средств в иностранной валюте, порядок заполнения формы № 4 будет несколько иной.
Информация о движении иностранной валюты формируется организацией отдельно по каждому ее виду.
После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. При заполнении Отчета о движении денежных средств полученные данные по отдельным расчетам суммируются. Такой порядок установлен пунктом 16 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.
Для выполнения этого требования на практике Отчет о движении денежных средств заполняется отдельно по каждой иностранной валюте, которая находится в банке и в кассе организации. Затем все показатели этих Отчетов пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ этой валюты на 31 декабря отчетного года.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) включается только в состав годовой бухгалтерской отчетности. В нем расшифровываются отдельные показатели формы № 1.
Однако некоторые организации могут не заполнять эту форму (Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, которые утверждены приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н). К таким организациям относятся:
– субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку (п. 3);
– общественные организации (объединения), которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров, работ, услуг кроме выбывшего имущества (п. 4);
– некоммерческие организации, если у них отсутствуют данные для заполнения этой формы (п. 4).
Типовая форма Приложения к бухгалтерскому балансу приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.
Если организация использует типовую форму, то незаполненные строки желательно из нее удалить. При наличии существенных данных в Таблицы типовой формы могут быть внесены дополнительные строки или графы.
Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из десяти разделов:
1. Нематериальные активы – 7 670
2. Основные средства – 11 700
3. Доходные вложения в
4. Расходы на НИОКР – 2 400
5. Расходы на освоение природных ресурсов – 3 000
6. Финансовые вложения – 7 560
7. Дебиторская и кредиторская задолженность – 6 770
8. Расходы по обычным видам деятельности – 5 400
9. Обеспечения – 7 520
10. Государственная помощь – 5 000
Каждый раздел включает в себя одну или несколько Таблиц.
Коды строк в этих Таблицах организации проставляют самостоятельно.
Рекомендуется использовать для первого раздела коды строк от 0 до 99, для второго раздела – коды строк от 100 до 199, для третьего раздела – коды строк от 200 до 299 и т.д.
Приложение к бухгалтерскому балансу составляется в тысячах (код – 384) или в миллионах (код – 385) рублей. Соответствующий код указывается в шапке Приложения.
Пояснительная записка включается только в состав годовой бухгалтерской отчетности. Она должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке приводится та информация, которая не нашла отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
По мнению Минфина РФ, большая часть информации должна раскрываться не в отчетных формах, а в пояснительной записке (письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. № 16 00 10/3).
Действительно, ввиду специфики деятельности каждой организации невозможно все интересующие пользователя бухгалтерской отчетности отразить в отчетных формах. Поэтому отражение в пояснительной записке – наиболее удобный способ раскрытия информации как для организации, так и для пользователя.
Типовой формы пояснительной записки не существует. Положением по бухгалтерском учету «Отчетность организации» (ПБУ 04/2000) установлены лишь общие требования к этой части бухгалтерской отчетности. Каждая организация самостоятельно определяет объем информации и форму ее подачи в пояснительной записке.
Вначале пояснительной записки, как правило, приводятся общие сведения об организации:
– юридический адрес организации;
– основные виды деятельности;
– среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
– состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации управления.
Кроме того, можно указать общую сумму и виды вознаграждений, которые были выплачены членам совета директоров (наблюдательного совета) и членам исполнительных органов – оплата труда, премии, комиссионные и другие выплаты в натуральной форме.
Затем можно привести данные:
– основные положения учетной политики организации, а также изменения, которые внесены в учетную политику на следующий год;
– методы оценки и существенные статьи бухгалтерской отчетности (п. 27 ПБУ 05/01; п. 32 ПБУ 06/02; п. 31 ПБУ 14/2000; п. 17 ПБУ 17/02; п. 41–42 ПБУ 19/02);
– факты неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации;
– краткая характеристика деятельности организации (обычные виды деятельности, текущая, инвестиционная и финансовая деятельность);
– информация по сегментам – видам деятельности и географическим рынкам сбыта (п. 16–23.2 Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденного приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н);
– о факторах, повлиявших на финансовые результаты отчетного периода;
– о составе прочих доходов и расходов;
– решения собственников по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли;
– о переоценке основных средств;
– о курсовых разницах и курсе ЦБ РФ на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности (п. 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденного приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);
– о государственной помощи (п. 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н);
– о кредитах и займах (п. 32 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н);
– о событиях после отчетной даты (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н);
– об условных фактах хозяйственной деятельности (п. 19_24 Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 08/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н);
– о прекращаемой деятельности (см. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденного приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н);
– об аффилированных лицах (п. 12_15 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденного приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н);
– об участии в совместной деятельности (п. 22–24 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденного приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н);
– о дочерних и зависимых организациях.
Акционерные общества могут привести данные:
– о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных;
– о количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично;
– о номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, о прибыли, приходящейся на одну акцию.
После того, как будет приведена расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности, нужно привести аналитические показатели, которые характеризуют деятельность предприятия (рентабельность, ликвидность, доля собственных оборотных средств и т.д.), а также порядок расчета аналитических показателей.
Кроме того, необходимо оценить финансовое положение на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу можно привести показатели платежеспособности организации:
– срочной и текущей ликвидности;
– обеспеченности собственными средствами.
Организация считается платежеспособной, если она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы.
На текущую платежеспособность организации влияет ликвидность ее оборотных средств.
Ликвидность – возможность преобразовать активы в денежную форму или использовать их для уменьшения обязательств.
Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются:
– широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
– репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;
– степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения);
– уровень эффективности использования ресурсов организации.
Целесообразно включение в пояснительную записку:
– данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет,
– описаний будущих капиталовложений,
– осуществляемых экономических мероприятий,
– природоохранных мероприятий;
– другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторское заключение должны представлять в составе годовой отчетности те организации, которые подлежит обязательному аудиту.
Перечень таких организаций приведен в статье 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
Обязательную аудиторскую проверку должны пройти:
• все открыты акционерные общества (ОАО);
• все кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные и государственные внебюджетные фонды;
• фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
• организации, с годовым объемом выручки от реализации более 500 000 МРОТ (50 000 000 руб.);
• организации, сумма активов баланса которых на конец отчетного периода превышает 200 000 МРОТ (20 000 000 руб.), в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• организации, для которых проведение обязательного аудита предусмотрено федеральным законом.
Проводить обязательный аудит имеют право только аудиторские организации, выбирать которую предприятие должно самостоятельно.
Исключением являются те организации, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. Они должны заключать договор оказания аудиторских услуг только с той аудиторской фирмой, которая выиграла открытый конкурс.
Информация о работе Правила и принципы формирования годового бухгалтерского отчета