Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:12, дипломная работа
Данная дипломная работа посвящена теме – Проблемы организации бухгалтерского учета на собственном сельскохозяйственном предприятии.
Главная задача работы заключается в решении существующих проблем на данном предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ……………………………………………………………………..…5
1.1. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства……..….5
1.2. Организация бухгалтерского учета в субъектах малого и среднего предпринимательства……………………………………………………….…10
1.3. Формы бухгалтерского учета используемые на предприятиях малого и среднего бизнеса……………………………………………………………..…19
2 БИЗНЕСС- ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФЕРМЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ КРС МОЛОЧНО-МЯСНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В П.ЗАРЕЧНЫЙ ТОМСКОГО РАЙОНА
2.1 Краткая характеристика проекта…………………………………………28
2.2 Специализация и анализ основных производственных экономических показателей…………………………………………………………………….37
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности ИП Саянова Н.А……..46
3 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
3.1. Организация и порядок ведения бухгалтерского учета в ИП Саянова Н.А……………………………………………………………………………….52
3.2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета в ИП Саянова Н.А……58
3.3. Организация документального учета в ИП Саянова Н.А………………..65
3.4. Особенности калькулирования себестоимости продукции животноводства в ИП Саянова Н.А……………………………………………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...79
Следующим пунктом, который обязательно должен быть отражен в учетной политике, является выбор варианта учета выпуска продукции: без применения счета 40 “Выпуск продукции, работ, услуг”; с применением этого счета. В последнем случае готовая продукция отражается в балансе по нормативной или плановой себестоимости.
Кроме вышеперечисленных положений по наиболее сложным и объемным участкам учета в учетной политике могут отражаться положения по следующим вопросам: варианты учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата; способ признания расходов на продажу, т.е. признание их в себестоимости реализованной продукции полностью в отчетном году или распределение между реализованной и нереализованной продукцией, товарами, работами и услугами.[9]
В учетной политике отражается решение организации о создании резервов по сомнительным долгам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.
Определенные учетной политикой предприятия способы ведения учета на тех или иных участках, формы ведения учета дают возможность внести четкий порядок и некоторую универсальность в бухгалтерский учет организации.
Методология бухгалтерского учета в Российской Федерации предполагает использование плана счетов, обязательного для применения на всех предприятиях, в том числе и на сельскохозяйственных. Данный план счетов представляет собой унифицированный список закодированной информации (т.е. такой, где каждому ее пункту присвоен определенный номер - код), отражающей в определенном списке бухгалтерских счетов положение об имуществе предприятия и источниках его формирования. Но, как правило, на каждом предприятии существует информация, которая должна быть изложена более подробно, или, наоборот, отсутствует та информация, для которой предусмотрены унифицированные счета. Для того чтобы бухгалтерский учет на предприятии был более эффективен, существует понятие рабочего плана счетов, т.е. плана, принятого на предприятии, в котором указаны необходимые рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете при формировании учетной политики должен быть утвержден рабочий план счетов. Это же требование отражено в п. 5 ПБУ 1/2008.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается на основе типового Плана счетов, утверждаемого Министерством финансов РФ, а также на основании методических рекомендаций, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ.[6]
При утверждении рабочего плана счетов из перечня счетов выбираются те, которые применяются на предприятии и отражают его финансовое состояние.
Если в плане счетов отсутствуют счета, необходимые для деятельности организации, она может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. При этом введение счетов должно быть согласовано с Министерством финансов РФ.
Перечень субсчетов носит рекомендательный характер, и поэтому предприятия могут вводить дополнительные субсчета, исключать и уточнять отдельные из них.
Правильное формирование рабочего плана счетов позволит упростить и упорядочить бухгалтерский учет на сельскохозяйственном предприятии, что приведет к сокращению затрат времени и средств и позволит добиться более точной учетной информации.(см. приложение 5)
3.3 Организация документального учета в ИП Саянова Н.А.
Формы первичных документов, отражающих факты финансово-хозяйственной жизни предприятия, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности и график документооборота являются обязательными элементами учетной политики.
Для сельскохозяйственных предприятий раздел о формировании перечня первичных документов очень актуален. Это связано с тем, что, как правило, в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется множество форм первичной документации. Это зависит от вида производимой продукции, способов учета, дифференциации и разбросанности производства и т.д. Министерством сельского хозяйства РФ разработан общий перечень форм первичных документов, утвержденных Госкомстатом РФ. При формировании учетной политики перед руководством сельскохозяйственной организации стоит задача - верно сформировать перечень первичных документов применительно к данному предприятию.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных документов, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, наименование должностей, подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
Создание первичных документов, порядок и сроки их передачи в бухгалтерию для отражения операций на счетах бухгалтерского учета производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Первичные документы должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Ответственность за своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в соответствии с графиком документооборота для отражения операций в бухгалтерском учете и достоверность содержащихся в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом РФ по согласованию с Минфином РФ.
Унифицированные формы утверждены по следующим разделам учета:
по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
по учету труда и его оплаты;
по учету материалов, основных средств и нематериальных активов;
по учету работ в капитальном строительстве и автомобильном транспорте;
по учету работы строительных машин и механизмов;
по учету результатов инвентаризации;
по учету кассовых и торговых операций.
Последовательная унификация связана с процессом реформирования бухгалтерского учета и приведения его в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.
Перед записями в регистры синтетического учета первичные документы систематизируют и накапливают. Для этого используют регистры аналитического учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся:
1. В специальных книгах (журналах), в которых все страницы пронумерованы и заключены в переплет, на последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица.
1. В карточках, которые хранят в специальных картотеках. Карточки открывают на год и регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью.
1. В свободных листах (ведомостях), их хранят в папках-регистраторах.
2. В виде машинограмм, на дискетах и других машинных носителях.
Перечень регистров бухгалтерского учета обусловлен формой бухгалтерского учета, применяемой на предприятии. Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
В настоящее время применяются следующие формы учета, рекомендованные Министерством финансов РФ:
журнально-ордерная форма;
мемориально-ордерная форма;
формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники;
- другие формы регистров бухгалтерского учета. Информация о применяемых на предприятии регистрах также должна быть отражена в учетной политике.
Сформированный таким образом раздел учетной политики о первичных документах и регистрах бухгалтерского учета, применяемых на сельскохозяйственном предприятии, позволит упорядочить движение документации и сократить время на их обработку, что в конечном итоге приведет к более эффективному формированию данных бухгалтерской отчетности.
На нашем предприятии используются такие первичные документы как :
1.товарная-накладная ; (приложение ….
2.счет - фактура; (приложение 6)
3.расчетная ведомость (приложение 7)
4.расходный кассовый ордер (приложение 8)
5.приходный кассовый ордер (приложение 9)
6.журнал – учета надоя молока (приложение 10)
7.приемо – расчетная ведомость на животных принятых от населения (приложение 11)
8.ведомость учета расхода кормов (приложение 12)
Товарная накладная – документ, предназначенный для оформления операций по отпуску и приему товаров со склада. Является одним из документов первичной бухгалтерской отчетности.
Транспортная – накладная, документ предназначенный для перевозки грузов. Регулирует отношения между участниками перевозки грузов. Данный документ подтверждает оформление договора перевозки груза. Транспортная накладная содержит данные, относящиеся к перевозимому грузу. На нашем предприятии товарная – накладная используется довольно часто (при поставке кормов для животных).
Счет – фактура – документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость. Документ выставляется продавцом покупателю после окончательной приемки покупателем товара или услуг. Счет – фактура является основанием для оплаты.
Расчетная ведомость применяется для расчета заработной платы работникам организации. Ведомость составляется бухгалтером в одном экземпляре. На нашем предприятии расчетная ведомость составляется один раз в месяц при начислении заработной платы.
Расходный кассовый ордер является первичным кассовым документом, предназначен для ведения выдачи денежных средств из кассы организации подотчетным лицам, сотрудникам, а также за оплату товаров и услуг поставщиков.
Приходный кассовый ордер применяется для оформления наличных денег в кассу организации, выписывается ордер в одном экземпляре работником бухгалтерии или лицом, на это уполномоченным. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
Журнал учета надоя молока по форме СП-21 применяется для ежедневного учета получаемого молока на ферме. Журнал ведет заведующий фермой, бригадир, мастер, машинного доения или старшая доярка. Записи в журнал делаются ежедневно после каждой дойки по каждой доярке по закрепленной группе обслуживаемых кормов. Кроме количества надоенного молока в журнале проставляются данные о жирности молока, общем количестве полученных жироединиц, прочие данные о качестве молока. Журнал учета надоя молока в течение 15 дней хранится на ферме или в бригаде. Помимо ежедневной подписи доярки, журнал ежедневно подписывает заведующий фермой или бригадир и по истечении 15 дней он сдается в бухгалтерию.
Приемо – расчетная ведомость на животных, принятых от населения по форме СП-40 применяется для оформления приема и учета животных, принятых от населения. Ведомость составляется приемщиком животных. В ведомости указывается фамилия, имя, отчество сдатчика, количество принятых от него животных, их упитанность, живая масса, цена, сумма к оплате. Ведомость используется как для оприходованных животных, так и для расчетов со сдатчиков.
Ведомость учета расхода кормов по форме СП-20 применяется для оформления и учета ежедневной выдачи кормов на животноводческие фермы. Ведомость выписывается в двух экземплярах бухгалтерией или зоотехнической службой. Основанием для выписки ведомости является план кормления животных в соответствии с утвержденным рационом. В ведомости указывается лимит кормов по видам и половозрастным группам, для которых они выдаются. Первый экземпляр ведомости с подписью получателя кормов служит основанием для списания отпущенных кормов с подотчета кладовщика или другого материально ответственного лица, второй, с подписью кладовщика об отпуске кормов – находится у заведующего фермой или бригадира. В конце месяца зоотехник или заведующий фермой, выводит фактический расход кормов по каждой группе, а при наличии остатков кормов- и данные об остатках. Данные о расходе кормов по видам бухгалтер в установленном порядке записывает в Журнал учета расхода кормов.
3.4 Особенности калькулирования себестоимости продукции животноводства в ИП Саянова Н.А.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях используется в следующих целях:
- установление уровня безубыточной цены;
- контроля затрат в производстве;
-определения эффективности проектируемых и осуществляемых агрозоотехнических, технологических, организационных мероприятий по развитию и совершенствованию производства;
- расчета прибыльности (рентабельности, доходности) продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции (работ, услуг) определяется исходя из затрат, приходящихся на соответствующий вид животных, отдельную отрасль или производство, и выхода продукции.
Общая сумма затрат по отдельным объектам учета определяется как из прямых затрат, так и из затрат, распределяемых в конце отчетного периода с помощью предусмотренных приемов и способов.[29]
В животноводстве, кроме себестоимости прироста живой массы и другой продукции, исчисляют себестоимость живой массы, по которой оценивают выбывших животных и оставшихся на конец года.
Стоимость побочной продукции животноводства (навоза, помета) определяется исходя из фактических затрат на ее уборку и хранение, стоимости подстилки (соломы, торфа, опилок и др.), суммы амортизации основных средств по удалению навоза из ферм и навозохранилищ и других расходов.