Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. На протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово «ин¬вентаризация» появилось в 1931 г. в журнале «Вестник Академии наук» (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.
Наименования имущества и отдельных объектов указываются в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей определяется в установленных единицах измерения.
Если инвентаризационная опись или акт составляются на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.
В конце каждой страницы описи следует прописью указать число порядковых номеров материальных ценностей на странице (прописью) и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. А затем проставляются подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.
Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии. Также в расписке делается пометка об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
После проведения описи имущества инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, затем уже бухгалтерия должна тщательно проверить правильность всех приведенных подсчетов.
Для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости по формам ИНВ-18 и ИНВ-19, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.
Фактические остатки материальных ценностей следует сверять с данными бухгалтерского учета.
Сличительная ведомость должна быть в двух экземплярах: первый хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указываются в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение. Излишки же будут оценены по рыночной стоимости.
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая анализирует результаты и выявляет причины недостач или излишков.
Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором:
На основании протокола заседания инвентаризационной комиссии составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией по унифицированной форме № ИНВ-26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.
Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации.
Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).
Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.
После принятия решения
об утверждении результатов
Излишки приходуются по рыночным ценам следующей проводкой:
Дебет 41 (10, 43, 50) Кредит 91-1.
Недостачи списываются по учетным ценам с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Дебет 94 Кредит 41 (10, 43, 50).
Далее счет 94 должен обязательно закрываться. Есть три варианта списания (в зависимости от того, куда будет отнесена недостача):
на затраты (в пределах установленных норм естественной убыли): Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 94;
на виновных лиц: Дебет 73 Кредит 94.
В дальнейшем сумма недостачи будет удержана из выплат в пользу виновного лица;
на финансовые результаты: Дебет 91-2 Кредит 94.
Этот способ применяется, если недостача превышает величину естественной убыли, рассчитанную по нормам, и нельзя определить виновное лицо.
Методика проведения инвентаризации имущества и обязательств в организации и отражение ее результатов в учете.
1. Инвентаризация проводится
Инвентаризация имущества, не принадлежащего организации на праве собственности, проводится с участием собственника этого имущества.
2. Инвентаризационная комиссия (в
полном составе) приступает к
работе в срок, указанный в
приказе о проведении
3. Инвентаризационная комиссия
получает от работников
4. До начала проверки
фактического наличия
5. Полученные приходные
и расходные документы или
отчеты о движении
6. Материально ответственные
лица (в т.ч. и лица, имеющие
подотчетные суммы на
В случае передачи документов комиссии последняя проводит проверку этих документов:
7. Фактическое наличие
имущества при инвентаризации
определяют путем
8. Данные заносятся
в инвентаризационные описи (
9. Имущество, подлежащее
инвентаризации, указывается в описях
по наименованию (номенклатуре), оценивается
в стоимостном выражении и
в натуральных измерителях,
10. Имущество, поступающее во время инвентаризации, заносится в отдельную инвентаризационную опись как имущество, поступившее во время инвентаризации. Одновременно на приходном документе (приходный ордер по форме М-4, акт по форме М-7, акты по форме ОС-1, ОС-3) председателем инвентаризационной комиссии (или по его поручению – членом инвентаризационной комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую внесено это имущество.
11. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
12. По завершении инвентаризации
описи (акты) подписываются всеми
членами комиссии и
13. Для усиления контроля над правильностью подсчета и исключения ошибок следует проводить контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Контрольные проверки проводятся по окончании инвентаризации и подтверждают достоверность данных о фактическом наличии имущества, отраженных в инвентаризационных описях.
Контрольные проверки следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок оформляются «Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей» по форме ИНВ-24 и регистрируются в «Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций» (форма ИНВ-25).
Сроки проведения инвентаризации. Кроме инвентаризаций перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение года по распоряжению руководителя организации должны проводиться периодические инвентаризации.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, зависят от руководителя, планирующего контрольные мероприятия, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации, и устанавливаются, как отмечалось выше, в приказе по учетной политике на следующий отчетный год.
2.2 Документальное оформление инвентаризации
Для оформления результатов инвентаризации используется унифицированная форма первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 261.
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, на заключительном этапе инвентаризации подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа об утверждении результатов инвентаризации.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Они осуществляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация. Особо тщательно должны быть проверены наиболее необходимые и пользующиеся повышенным спросом материальные ценности, значащиеся в инвентаризационной описи.
При выявлении значительных
расхождений между данными
Результаты контрольных проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Результаты инвентаризации переносятся в Главную книгу, остатки на счетах которой пересматриваются и учитываются при закрытии счетов учетного года и переносе данных в бухгалтерский баланс.
Формы акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризаций ценностей (форма № ИНВ-24) и журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма № ИНВ-25) утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 881.
Материалы работы инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где они должны храниться в специальной папке в соответствии со ст. 17 Закона о бухгалтерском учете не менее пяти лет, т. е. в течение всего срока исковой давности по бухгалтерским операциям.
Таким образом, инвентаризация — важный элемент бухгалтерской методологии, основной целью применения которого служит контроль за точным соответствием документального отражения объектов бухгалтерского учета их реальному материальному содержанию
Госкомстатом России от 18.08.98 г. №88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифицированные формы первичной учетной документации.