Проведение инвентаризации имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. На протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово «ин¬вентаризация» появилось в 1931 г. в журнале «Вестник Академии наук» (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бух.учет.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ. Приказ регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Таблица 2.2 - Типовые унифицированные формы первичной учетной документации

 

1

2

Наименование документа

Номер формы

Приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении инвентаризации

Иив-22

Журнал контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

Инв-23

Инвентаризационная опись основных средств

Инв-1

Инвентаризационная опись нематериальных активов

Инв-1а

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Инв-3

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

Инв-4

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

Инв-5

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

Инв-6

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них

Инв-8

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях

Инв-8а

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них

Инв-9

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств

Инв-10

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

Инв-11

Акт инвентаризации наличных денежных средств

Инв-15

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

Инв-16


Продолжение таблицы 2.2

1

2

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инв-17

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Инв-18

Сличительная ведомость результатов инвентаризаций товарно-материальных ценностей

Инв-19

Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей

Инв-24

Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией

Инв-25 Инв-26


 

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом – чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, принявшее имущество лицо расписывается в описи в получении, а сдавшее – в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное пли полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если по окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Инвентаризация основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов и т. д. может иметь свои особенности в каждом отдельном случае.

 

2.3 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

 

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете [29]. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут  применяться лишь в случаях выявления  недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице  может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый  период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Предложения о регулировании  выявленных при инвентаризации расхождении  фактического наличия ценностей  и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Рассмотрим корреспонденцию  счетов по результатам инвентаризации.

  1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 « Основные средства»

Дебет 10 «Материалы»

Дебет 41 «Товары»

Дебет 43 « Готовая продукция»

Дебет 50 « Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

  1. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
  • Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 01 «Основные средства»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 43 « Готовая  продукция»

 Кредит 50 « Касса»

  • в розничных торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 42 «Торговая наценка»

  1. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные  расходы»

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет 29 «Обслуживающие производства»

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей».

  1. Списание недостачи за счет виновного лица:
  • Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

  • разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 98-4 «Разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

  • погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

  • отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 

Кредит 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

  • возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

  1. Списание недостачи на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

  1. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:
  • на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары» и др.

  • на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

Кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам».

  • списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей».

Данные результатов  проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Имущественное и/или финансовое положение организации можно представить в виде человеческого тела, однако в жизни человеческое тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке [31]. Эта упаковка и представляет собой первичную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недостатки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтерского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйственный потенциал организации в достойном виде.

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОВЕДЕНИЕ  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА В ООО  «ДЮНА»

 

3.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия

Информация о работе Проведение инвентаризации имущества