Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа
Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность налогов, исчисляемых из выручки. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы…………………………………………………………………….4-13
2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету расчетов по налогам, исчисляемых из выручки, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету расчетов между хозяйствующими субъектами, организация внутреннего контроля по учету налогов из выручки…………………………………………...14-22
3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по расчетам по учету расчетов по налогам, исчисляемым из выручки……….23-36
Документальное оформление проведения проверки………………36-38
Хозяйственная ситуация………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………...39-40
Список используемой литературы……………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.
Законодательством республики предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам. В частности, оно имеет право применять к предприятиям и фирмам финансовые санкции и штрафы.
В силу этого при проверке расчетов с бюджетом ведомственным ревизор или аудитор должен помочь предприятию (фирме) избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет.
Перечень платежей в бюджет регламентируется действующим законодательством республики, а порядок расчетов с бюджетом по отдельным видам платежей – соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам.
Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильность исчисления суммы платежей, своевременность взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.
1. Экономическая сущность
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф.Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш.Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части. Которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
Существуют принципы налогообложения:
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и направляются на нужды государства. Государство ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства непосредственно никакого эквивалента не предоставляет. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику. Таким образом, сущность налогообложения заключается в изъятии в пользу государства части доходов самостоятельных хозяйствующих субъектов, причем части, заранее определенной, установленной в законном порядке.
Законный, легальный характер налоговых платежей и хозяйственная независимость налогоплательщика представляют собой родовые признаки налоговой системы.
В налоговой системе различают следующие понятия.
Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.
Субъект налогообложения, или плательщик налога, - юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом уплачивать налог. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.
Объект налогообложения – то, что в силу закона подлежит обложению налогом, то есть это тот количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов. Объектом налогообложения может служить не только доход в широком смысле слова (прибыль, рента, дивиденд, процент и т. п.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля и т. д. Объектами налогообложения являются доходы. Стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
Единица обложения – это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога.
Срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.
Льготы по налогу – исключение из общего правила; они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.
Преференции - особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин.
Ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Ставка определяется либо в твердой сумме, либо в процентах и носит название налоговой квоты.
Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Тенденция к повышению налогов характерна для сильного централизованного государства, стремящегося сконцентрировать в своих руках как можно больший объем финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведет к падению их доходов и, соответственно, к сокращению средств, поступающих в бюджет в качестве налогов. Таким образом, государство оказывается заинтересованным в установлении таких ставок налогообложения, которые с одной стороны, не препятствовали бы развитию предпринимательства, а с другой - обеспечивали бы максимальное поступление средств в бюджет.
Величина процентных ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах, поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоев населения.
Существуют разные методы установления налоговой ставки. Ставка налога может оставаться постоянной независимо от величины дохода - в этом случае говорят о пропорциональном налогообложении. Когда же налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, имеет место прогрессивное налогообложение. А если налоговая ставка понижается по мере роста дохода, то это регрессивное налогообложение.
Завершающим элементом в системе налогообложения являются денежные санкции, то есть мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства. По своему содержанию они представляют собой разные штрафы в денежном выражении, а также пени. Санкции бывают административные и финансовые. Административные санкции применяются к ответственным лицам в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях, занятия запрещенной деятельностью, сокрытия доходов. Финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам за сокрытие фактически полученных доходов или других объектов обложения, занятие запрещенной деятельностью.
Нужно отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая современную
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
По словам шведского экономиста К. Эклунда: "Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным."
Ярким примером реализации распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши.
Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор льгот предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям и т. д.
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и др.
С помощью налогов государство,
действительно, способно создать более
или менее благоприятные и
конкурентоспособные условия
Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Поощрительная функция налогообложения представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и дт.).
Информация о работе Проверка расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым из выручки