Проверка расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым из выручки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность налогов, исчисляемых из выручки. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы…………………………………………………………………….4-13
2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету расчетов по налогам, исчисляемых из выручки, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету расчетов между хозяйствующими субъектами, организация внутреннего контроля по учету налогов из выручки…………………………………………...14-22
3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по расчетам по учету расчетов по налогам, исчисляемым из выручки……….23-36
Документальное оформление проведения проверки………………36-38
Хозяйственная ситуация………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………...39-40
Список используемой литературы……………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 78.82 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

              Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

              Законодательством республики предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам. В частности, оно имеет право применять к предприятиям и фирмам финансовые санкции и штрафы.

              В силу этого при проверке расчетов с бюджетом ведомственным ревизор или аудитор должен помочь предприятию (фирме) избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет.

              Перечень платежей в бюджет регламентируется действующим законодательством республики, а порядок расчетов с бюджетом по отдельным видам платежей – соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам.

              Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильность исчисления суммы платежей, своевременность взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по  предотвращению допущенных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность налогов,  исчисляемых  из  выручки. Краткий  аннотированный обзор законодательной  и нормативной базы.

              Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

   Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А.Смит говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф.Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш.Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части. Которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Существуют  принципы налогообложения:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, то есть налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течении столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, налоговом законодательстве.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязанность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, приятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и направляются на нужды государства. Государство  ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства непосредственно  никакого эквивалента не предоставляет. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику. Таким образом, сущность налогообложения заключается в изъятии в пользу государства части доходов самостоятельных хозяйствующих субъектов, причем части, заранее определенной, установленной в законном порядке.

Законный, легальный характер налоговых  платежей и хозяйственная независимость  налогоплательщика представляют собой  родовые признаки налоговой системы.

В налоговой системе различают  следующие понятия.

Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

Субъект налогообложения, или плательщик налога, - юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом уплачивать налог. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника  дохода. Учет налогоплательщиков в  налоговых органах обязателен.

Объект налогообложения – то, что в силу закона подлежит обложению налогом, то есть это тот количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов. Объектом налогообложения может служить не только доход в широком смысле слова (прибыль, рента, дивиденд, процент и т. п.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля и т. д. Объектами налогообложения являются доходы. Стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

Единица обложения – это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога.

Срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.

Льготы по налогу – исключение из общего правила; они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.

Преференции - особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин.

Ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Ставка определяется либо в твердой сумме, либо в процентах и носит название налоговой квоты.

Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.

Тенденция к повышению налогов  характерна для сильного централизованного  государства, стремящегося сконцентрировать в своих руках как можно  больший объем финансовых ресурсов с целью последующего воздействия  через бюджет на развитие экономики. Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведет к падению их доходов и, соответственно, к сокращению средств, поступающих в бюджет в качестве налогов. Таким образом, государство оказывается заинтересованным в установлении таких ставок налогообложения, которые с одной стороны, не препятствовали бы развитию предпринимательства, а с другой - обеспечивали бы максимальное поступление средств в бюджет.

Величина процентных ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах, поскольку их изменение  оказывает непосредственное влияние  на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоев населения.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Ставка налога может  оставаться постоянной независимо от величины дохода - в этом случае говорят  о пропорциональном налогообложении. Когда же налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, имеет место прогрессивное налогообложение. А если налоговая ставка понижается по мере роста дохода, то это регрессивное налогообложение.

Завершающим элементом в системе  налогообложения являются денежные санкции, то есть мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства. По своему содержанию они представляют собой разные штрафы в денежном выражении, а также пени. Санкции бывают административные и финансовые. Административные санкции  применяются к ответственным  лицам в случае нарушения порядка  постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях, занятия запрещенной деятельностью, сокрытия доходов. Финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам за сокрытие фактически полученных доходов или других объектов обложения, занятие запрещенной деятельностью.

Нужно отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет  несколько функций, в каждой из которых  реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции  образуют систему.

Рассматривая современную систему  налогообложения можно сделать  вывод о том, что на данном этапе  налоги выполняют следующие основные функции:

  • Фискальную
  • Распределительную
  • Регулирующую
  • Контрольную
  • Поощрительную

Фискальная функция является  основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: "Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным."

Ярким примером реализации распределительной  функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь на предметы роскоши.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор льгот предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям и т. д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и др.

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более  или менее благоприятные и  конкурентоспособные условия для  определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как  и переоценка, государством социального  значения некоторых производств  недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.

Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Поощрительная функция налогообложения представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и дт.).   

Информация о работе Проверка расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым из выручки