Развитие бухгалтерского учета в России. Влияние национальных традиций и менталитета на формирование принципов российской бухгалтерии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:28, реферат
Краткое описание
В настоящее время вопрос о необходимости изучения истории бухгалтерской науки не вызывает сомнений. Процессы реформирования российского учета и его гармонизации с мировым опытом приводят к осознанию насущной необходимости иметь устойчивые исторические ориентиры при выборе вариантов развития. Наука о бухгалтерском учете многогранна и не ограничивается набором правил, изложенных в инструкциях и стандартах. Представления о теории бухгалтерского учета существенно расширяются при изучении различных взглядов на сущность современных бухгалтерских категорий.
К сожалению,
процесс реформирования бухгалтерского
учета отстает от общего процесса экономических
реформ в России. В целях изменения такого
положения дел была разработана Программа
реформирования бухгалтерского учета
в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности (МСФО), которая
утверждена постановлением Правительства
РФ от 6 марта 1998 г. № 283.
Система
бухгалтерского учета, существовавшая
в условиях планируемой экономики, была
обусловлена общественным характером
собственности и потребностями государственного
управления экономикой. Главным потребителем
информации, формирующейся в системе бухгалтерского
учета, выступало государство в лице отраслевых
министерств и ведомств и планирующих,
статистических и финансовых органов.
Действовавшая система государственного
финансового контроля решала задачи выявления
отклонений от предписанных моделей хозяйственного
поведения организаций.
Изменение
системы общественных отношений, а также
гражданско - правовой среды предопределяет
необходимость адекватной трансформации
бухгалтерского учета. Однако процесс
реформирования отечественной системы
бухгалтерского учета отстает от общего
процесса экономических реформ в России.
Именно в целях изменения такого положения
дел разработана Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности.
В целях приведения национальной
системы бухгалтерского учета в соответствие
с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности реформа
будет проводиться по следующим основным
направлениям:
методическое обеспечение (инструкции,
методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование
бухгалтерской профессии, подготовка
и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета);
международное сотрудничество
(вступление и активная работа в международных
организациях; взаимодействие с национальными
организациями, ответственными за разработку
стандартов бухгалтерского учета и регулирование
соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования
бухгалтерского учета будет состоять
в обеспечении доступа всем заинтересованным
пользователям к информации, представляющей
объективную картину финансового положения
и результатов деятельности хозяйствующих
субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
переориентации нормативного
регулирования с учетного процесса на
бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового
учета;
органичного сочетания нормативных
предписаний федеральных органов исполнительной
власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования
международных стандартов в национальном
регулировании.
По мере становления бухгалтерской профессии,
адекватной требованиям рыночной экономики,
степень участия профессиональных организаций
в регулировании вопросов бухгалтерского
учета возрастет.
При этом будут приняты во внимание исторические
и культурные традиции регулирования
общественной жизни в России.
Важной составляющей нормативного обеспечения
является сохранение стабильности развития
системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых
условий последовательного, полезного,
рационального и успешного выполнения
системой бухгалтерского учета присущих
ей функций в конкретной экономической
среде.
Будет обеспечена непротиворечивость
российской системы бухгалтерского учета
общепризнанным в мире подходам к ведению
бухгалтерского учета, сформирована модель
сосуществования и взаимодействия системы
налогообложения и системы бухгалтерского
учета, введены процедуры корректировки
бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией,
пересмотрены допустимые способы оценки
имущества и обязательств, созданы механизмы
обеспечения открытости (публичности)
бухгалтерской отчетности.
В целях обеспечения поставленных
задач предлагается:
подготовить необходимые изменения
и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
в течение двух лет разработать
и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, включающие в себя основную массу
требований международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные
документы, регистры бухгалтерского учета
и иные документы, относящиеся к унифицированным
системам бухгалтерской учетной и отчетной
документации;
пересмотреть планы счетов
бухгалтерского учета и инструкции по
их применению, учитывая появление и особенности
деятельности финансовых институтов,
особенности обращения ценных бумаг и
иные новые явления;
ввести упрощенную систему
бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства.
Ключевым
элементом реформирования бухгалтерского
учета и финансовой отчетности в соответствии
с международными стандартами является
разработка новых и уточнение ранее утвержденных
положений (стандартов) по бухгалтерскому
учету, внедрение их в практику.
Предполагаются
создание ряда авторитетных и представительных
профессиональных (саморегулирующихся)
объединений, формирование системы профессиональной
аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение
к деятельности соответствующих международных
профессиональных организаций (Международной
федерации бухгалтеров и др.), разработка
и широкое общественное признание норм
профессиональной этики, организация
общественного контроля за профессиональной
деятельностью и др.
Предусмотрено широкое участие в реформировании
бухгалтерского учета Института профессиональных
бухгалтеров и иных профессиональных
организаций.
При этом ставится задача возрастания
роли профессиональных организаций в
развитии методического обеспечения организации
бухгалтерского учета и становления бухгалтерской
профессии (бухгалтеров, консультантов,
финансовых менеджеров и др.).
Перевод национальной системы бухгалтерского
учета на международные стандарты включает
в себя соответствующие изменения в работе
по подготовке и повышению квалификации
специалистов бухгалтерского учета. Будет
обеспечено расширение и улучшение качества
подготовки кадров в учреждениях начального
профессионального образования, среднего
специального и высшего образования, где
реализуются долгосрочные программы,
а также создание системы профессионального
ускоренного образования, обеспечивающего
краткосрочные программы подготовки и
переподготовки.
Система профессиональной подготовки
бухгалтерских кадров будет соответствовать
государственным образовательным стандартам
и должна содержать необходимые квалификационные
характеристики по уровням профессионального
образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского
учета невозможен без активного сотрудничества,
как с соответствующими специализированными
международными организациями, так и с
национальными. Будет осуществлен переход
от эпизодических контактов к систематической
целенаправленной работе со следующими
организациями: Комитетом по международным
стандартам финансовой отчетности, Международной
федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому
учету Комитета по торговле и развитию
ООН, Организацией экономического сотрудничества
и развития и др.
7. Деятельность Института
профессиональных бухгалтеров России
(ИПБ) России.
В апреле 1997 г. в Российской
Федерации (г. Москва) было создано некоммерческое
партнерство "Институт профессиональных
бухгалтеров России", учредителями
которого стали ведущие высшие учебные,
научные и общественные организации. Активное
участие в создании и деятельности ИПБ
России принимает Минфин России.
Институт объединяет аттестованных
профессиональных бухгалтеров и аудиторов
– руководителей и ведущих специалистов
бухгалтерских служб организаций, аудиторских
и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский
состав в области бухгалтерского учета,
экономического анализа и аудита различных
учебных заведений, специалистов финансового
менеджмента. Первым президентом ИПБ России
был избран Я.В. Соколов.
Основными целями ИПБ России
являются:
- объединение профессиональных
бухгалтеров и аудиторов в
единую профессиональную организацию;
- повышение статуса и
престижа профессии, формирование
положительного общественного мнения
о добросовестно работающих бухгалтерах
и аудиторах;
- разработка методологии
бухгалтерского учета и аудита,
внедрение в практику новых
норм и методов организации
учета, отвечающих требованиям Программы
реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с МСФО;
- представление интересов
бухгалтеров и аудиторов в
законодательных и исполнительных
органах власти;
- организация квалифицированных
консалтинговых услуг по отражению
oпeраций в бухгалтерском учете и формированию
налогооблагаемой базы.
Ведущее место в разработке
нормативных документов бухгалтерского
учета занимает Минфин России. Традиционно
для России разработкой нормативных документов
для хозяйствующих субъектов занимается
Департамент методологии бухгалтерского
учета и отчетности Минфина России. Методологические
службы в министерствах и ведомствах (за
исключением страховых и кредитных) практически
отсутствуют. Поэтому доведение правил
бухгалтерского учета до организаций,
толкование документов и контроль за их
исполнением фактически ведутся произвольно.
С первых дней создания ИПБ
России активно включился в разработку
нормативных документов бухгалтерского
учета, а также нового закона о бухгалтерском
учете. Сначала проекты нормативных документов
проходят достаточно жесткую проверку
в экспертных советах ИПБ России, создаваемых
специально для рассмотрения каждого
нормативного документа. Затем большинство
из разработанных документов проходит
экспертизу в Межведомственной комиссии
по реформированию бухгалтерского учета
при Правительстве РФ и только после этих
процедур поступают в Департамент по методологии
бухгалтерского учета Минфина России.
ИПБ России занимает важное
место в системе информационного обеспечения
бухгалтеров. Так, в территориальных отделениях
Института создаются экспертные советы,
в которые входят не только специалисты
– члены ИПБ России, но и чиновники, от
которых зависят те или иные вопросы. ИПБ
России помогает найти решение проблем,
не доводя дела до арбитражного суда, проводит
семинары и консультации по вопросам бухгалтерского
учета и т.п.
Деятельность ИПБ России в области
образования в настоящее время охватывает
только послевузовское повышение квалификации.
Создана и постоянно обновляется программа
подготовки главных бухгалтеров, разработана
система аттестации профессиональных
бухгалтеров, действует система постоянного
ежегодного повышения квалификации аттестованных
бухгалтеров. В этот процесс вовлекаются
практически все ведущие экономические
вузы страны.
Самое активное участие ИПБ
России принимал в разработке Кодекса
профессиональной этики, необходимого
для сохранения профессии бухгалтера,
для достижения ее независимости и защищенности.
Сегодня перед ИПБ России стоят две задачи:
доведение Кодекса этики до каждого профессионального
бухгалтера и организация системы контроля
за соблюдением Кодекса. Для решения второй
задачи потребуются значительные усилия.
Таким образом, в современных
экономических условиях профессия бухгалтера
становится еще более значимой. Это связано
с развитием рыночных отношений в России,
с активизацией экономики и интеграцией
экономического пространства.
Заключение
Практика учета имеет тысячелетнюю
историю, в течение которой были созданы
стереотипы учета различных этнических
вариантов. Теория учета начала развиваться
с XV в. с одновременной формализацией в
постулатах (законах, правилах) и стереотипах
(общих признаках). Закономерности эволюции
сформулированы Т.Н. Мальковой в понятиях
парадигм бухгалтерского учета: функциональности,
формализованности, организации бухгалтерского
учета, суверенитета и исторической преемственности.
Парадигма функциональности
состоит в единстве экономической и контрольной
функций бухгалтерского учета, реализация
которых обеспечивается методологией
как совокупностью профессионального
инструментария. Экономическая функция
бухгалтерского учета проявлялась (и проявляется)
в информационной имитации хозяйственной
деятельности. Информационное содержание
позволяет выполнить контрольную функцию
бухгалтерского учета. Контрольная функция
означала ответственность учетных работников
за соответствие хозяйственной деятельности
нормам управления на основе осуществления
в документальном учете экономической
функции и ответственность бухгалтеров
за методологию учета. Эволюция контрольной
функции состоит в переходе от тотального
централизованного контроля к юридическому
регулированию, которое является признаком
цивилизованного управления. Но приоритет
имеет экономическая функция, цель которой
– дать адекватное представление о деятельности
предприятия по ряду параметров; цель
контрольной функции – убедиться в этом.