Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Краткое описание

Под расчетами в настоящее время понимается регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими и другими отношениями между юридическими лицами и гражданами. Расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные в унифицированных правилах и обычаях, с другой стороны - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. Деятельность коммерческих банков в сфере осуществления расчетов с предприятиями регулируется национальным законодательством и определяется сложившейся практикой

Содержание

Введение.............................................................................................................................................................................. 3
Глава 1. Безналичные расчеты....................................................................................................................... 5
1.1. Основы организации безналичных расчетов.......................................................................... 5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов................................................................... 9
1.3. Формы безналичных расчетов............................................................................................................ 14
Глава 2. Расчетные операции......................................................................................................................... 23
2.1. Открытие и ведение операций по расчетным и текущим счетам..................... 23
2.2. Ведение счетов кредитной организацией................................................................................ 27
2.3. Очередность платежей с расчетных (текущих) счетов.............................................. 32
2.4. Закрытие счетов................................................................................................................................................ 33
2.5. Операции по вкладам и депозитам и их отражение в учете.................................... 34
2.6. Расчеты платежными поручениями............................................................................................. 36
2.7. Факторинговые расчеты........................................................................................................................... 42
Глава 3. Кассовые операции............................................................................................................................ 44
3.1. Организация кассовой работы............................................................................................................. 44
3.2. Учет и документооборот по операциям с наличными деньгими...................... 45
3.3. Вечерние кассы и инкассирование выручки......................................................................... 50
3.4.Автоматизация-расчетно-кассовых банковских операций..................................... 54
Заключение................................................................................................................................................................... 63
Норматинвые акты................................................................................................................................................. 65
Список литературы................................................................................................................................................ 67
... 70

Вложенные файлы: 1 файл

РКО.docx

— 118.23 Кб (Скачать файл)

На расчетно-кассовое обслуживание в банке можно посмотреть, по крайней мере, с двух сторон: со стороны конкретного банка и  со стороны АБС, ориентированной  на разные банки. Для конкретного  банка - это просто технология его  работы, со своими договорами, проводимыми  операциями, используемыми документами  и т.д. Со стороны АБС - это то же самое, но принципиально - она должна удовлетворять требованиям не одного конкретного банка, а (если идеально) любого. Кстати, исследование работы банков и банковских технологий показывает, что традиционные Опердни обеспечивают РКО далеко не полностью, много остается "за бортом". Давайте посмотрим, что нужно автоматизировать.

Как правило, работа с клиентом банка начинается с  оформления договора на расчетно- кассовое обслуживание. Эта процедура тут  же приносит с собой определение  огромного числа параметров. Все  их перечислять смысла, конечно, нет, но основные перечислить стоит.

Все параметры  договора динамически меняются во времени, поэтому нужно отслеживать зависимость  их от времени. тип договора (нацвалютный, моновалютный, мультивалютный), представители  клиента, выбирается типовой макет  договора. Типовой макет определяет перечень разрешенных валют, типов  лицевых счетов, операций с лицевыми счетами, набор условий обслуживания и параметров конверсии по лицевым  счетам и операциям. Лицевые счета  клиенту открываются и обслуживаются  в рамках установленных договором.

При работе с  клиентом предусмотрен полный цикл его  обслуживания:

·     Выбор клиента.

·     Проверка состояния его счетов.

·     Выбор представителя клиента, проводящего операции от его имени.

·     Оформление расчетно-кассовых операций по лицевым счетам клиента. После оформления документ по наличным платежам направляется для исполнения на рабочее место кассира. Документ по внешним платежам направляется операционисту отдела коррсчетов для дооформления и операционисту по работе с выпиской для исполнения. После этапа оформления создаются плановые мемоордера и изменяются плановые остатки по счету, после этапа исполнения изменяются реальные остатки. При проведении операций проверяются ограничения (с использованием плановых остатков по счетам), заданные в условиях обслуживания счета, рассчитываются комиссии за операции. Операции оформляются как в одной валюте, так и с конверсией из валюты счета в валюту выплаты по стандартный или специальной схеме конверсии.

·     Подготовка выписки клиенту по состоянию счетов и операциям.

В системе обеспечивается мультивалютное обслуживание клиентов по разным типам сделок и расчет эквивалента в национальной валюте по различным типам лицевых счетов. В зависимости от типа сделки (типа документа) для конверсии используется свой тип курса валюты (биржевой, для покупки и продажи наличной валюты и т.д.), откуда и выбирается конкретное значение для пересчета  по паре валют участвующих в конверсии. По типу учета эквивалента в национальной валюте лицевые счета делятся  на две группы: с учетом по сделкам (без пересчета при изменении  курса валюты), с учетом по валютному  остатку (с пересчетом при изменении  курса валюты). Счета с учетом по сделкам (прихода, расхода, материальных активов и т.д.) ведутся как  счета с реестром, где для каждой сделки при занесении в реестр записывается курс (стандартный или  заданный оператором), а для сделки по списанию из реестра курс берется  из документа породившего эту  запись в реестр. Счета с учетом по валютному остатку могут ссылаться  на различные типы курсов (биржевой, учета уставного фонда и т.д.), что позволяет выполнить все  инструкции Центрального Банка.

Мультивалютность.

Все модули системы  изначально мультивалютны. Договора могут  быть: нац. валютные, моновалютные, мультивалютные; для мультивалютных во все валютах  резервируютя номера счетов (их можно  и не открывать) для этого клиента, другим клиентам их открывать нельзя.

1. Ведение договоров.  Бухгалтерская настройка  системы.

1. Описывать  следующие условия обслуживания  клиентских лицевых счетов.

·     Ограничения. Задаются ограничения на минимальный и максимальный остатки, движения по счету, обороты за календарный интервал. Ограничения могут конкретизироваться в зависимости от формы платежа (наличный или безналичный), символа, типа операции (документа).

·     Комиссии за операции. Задаются ставки комиссий за открытие и закрытие счета, безналичные и наличные поступления и списания. Комиссии могут конкретизироваться в зависимости от остатка на счете, адреса платежа, символа, типа операции.

·     Условия на овердрафт. Задаются ограничения на овердрафт по продолжительности и сумме и процентные ставки (штрафы) в зависимости от продолжительности и суммы.

·     Плата за обслуживание и процентные начисления. Задается периодичность начисления, условия и процентные ставки, настроечные атрибуты начисления. Ставки могут зависеть от остатков на лицевом счету, оборотов, количества движений, времени от открытия или первого движения по счету, дополнительных условий по счету. Процент может задаваться по отношению к базовой ставке (LIBOR, ГКО и т.п.), заранее описанной и вводимой через специальный модуль ведения базовых ставок.

·     Количественные характеристики условий обслуживания привязываются к задаваемому периоду времени, что позволяет их легко корректировать при изменении экономических условий.[39]

2. Создавать  из отдельных условий типовые  наборы. Типовые наборы обеспечивают  удобство при создании типовых  макетов расчетно-кассового обслуживания  клиентов. Они позволяют выбрать  для разрешенных типов лицевых  счетов сразу весь набор условий,  а не формировать набор из  отдельных условий.

3. Описывать  следующие параметры конверсии  по клиентским лицевым счетам.

·     Счета конверсии.

·     Комиссии за конверсию. Счета и ставки комиссии в зависимости от конвертируемых валют и суммы обмена.

·     Таблицы курсов обмена валют. Задаются по отношению к национальной валюте или по всем парам рабочих валют. Курс может также зависить от суммы обмена.

4. Создавать  из отдельных параметров конверсии  типовые схемы конверсии.

5. Создавать  типовые макеты договоров на  расчетно-кассовое обслуживание  клиентов. В типовом макете задается  перечень разрешенных валют и  типов лицевых счетов, указывается  набор условий обслуживания для  каждой пары (валюта - тип счета). Задается перечень разрешенных  операций (категорий документов), указывается  схема конверсии для каждой  операции. Это позволяет при заключении  договора на расчетно-кассовое  обслуживание с конкретным клиентом  выбрать макет договора и сразу  предложить весь набор условий  обслуживания и параметров конверсии  по лицевым счетам и операциям.

2. Технология.

1. Описывать  и создавать процедуры осуществляющие  проверки заданных условий, генерацию  сопутствующих документов и сообщений,  пересчеты остатков и т.п. Процедуры  вызываются для исполнения при  переходе заданного типа документа  в заданное состояние. Привязка  осуществляется в модуле "Настройка  документооборота, рабочих мест  и прав доступа".

2. Вести справочник  шаблонов для генерации лицевых  счетов и номеров банковских  документов. Шаблоны задают правила  для последовательной автоматической  нумерации объектов (лицевых счетов, документов), их можно не использовать  и задавать номера вручную.  Для генерации номера лицевого  счета шаблон настраиваются в  зависимости от валюты, номера  балансового счета и номера  рабочего места. Для генерации  номера документа шаблон настраивается  в зависимости от типа документа  и номера рабочего места.

3. Описывать  и создавать процедуры автоматического  заполнения описательных полей  документов (краткое содержание, номер)  по содержательным полям документа  (валюта, сумма, номер лицевого  счета и т.п.).

4. Задавать по  открытым счетам условия автоматического  списания избытка средст. Указывается  сумма перевода, периодичность, адресат  внутри или вовне банка. Можно  также задавать условия автоматического  подкрепления счета.

5. Планировать  поступление и списание наличности  по лицевым счетам. Вести кассовые  планы и заказы.

6. Блокировать  и разблокировать счета. Полностью  запрещать или задавать ограничения  на списание и зачисление денег  в зависимости от формы платежа  (наличный или безналичный), символа,  типа операции (документа).

7. Проводить  заключительные начисления и  списания и закрывать лицевые  счета.

По каждому  из представителей клиента указывается  его тип (ответсвенный представитель  или просто представитель) и права: стандартные (т.е. ссылка на описание стандартных  прав для данного типа представителя) или нестандартные (т.е. ссылка на описание прав данного конкретного представителя).

Международные расчеты

Ведение контрактов и расчетные операции - документарное  и финансовое инкассо, переводы, расчеты  аккредитивами. Сообщения и платежи  в разных транспортных системах. Вексель. Условия ведения. Бухгалтерская  настройка: ограничения, комиссии, овердрафты, плата за обслуживание, проценты, конверсии  при операциях по лицевым счетам. Оптимизация обслуживания. Оптимизация  начислений, платы за обслуживание, комиссий и ограничений. Транзитные расчеты, обслуживание не своих клиентов, клиентов филиалов. Реальное время. Совмещение банковского дня и календарного. По счетам ведётся по крайней мере два остатка (на самом деле их больше) - текущий и плановый. Плановый меняется при вводе в систему нового документа, текуший меняется при  исполнении этого документа. Сальдовка  актуальна на текущий момент времени. Front- and Back-Office. Front-Office - клиент стоит  перед нами, мы обрабатываем все  его операции, выдаём выписку. Back-Office - собираем все платёжки вместе и  потом ввод по пачкам.

Подсистема  клиринга и обслуживания коррсчетов:

·     обеспечение клирингового обслуживания Лоро-корреспондентов;

·     выбор способа передачи и оформление макетов платежных документов для различных расчетных систем (SWIFT, TELEX, МФО, модемные макеты и т.п.);

·     ведение Ностро счетов (прием и ввод выписок);

·     прием и ввод поступивших документов от различных расчетных систем;

·     проведение транзитных платежей;

·     формирование и передача выписок по коррсчетам для Лоро корреспондентов.

Обеспечивающие  подсистемы:

·     взаимодействия с международными расчетными системами (SWIFT, TELEX и т.д.);

·     взаимодействия с внутренними расчетными системами (по модему с РКЦ, ЦОУ, МЦО, ГРКЦ и т.д.);

·     взаимодействия c международными информационными системами (REUTER и т.д.);

·     ввода информации со специальных устройств (сканера, факса и т.д.)

·     вывода информации на специальные устройства (сберкнижку, факс, модем и т.д.);

·     проверки доступа и авторизации ответственных исполнителей и клиентов (через отпечаток пальца, через магнитную карточку, по электронной подписи и т.п.).

Система безопасности и доступа

Бухучет

Два слоя. Во-первых, в "Афине" предусмотрен слой бухгалтерского учета, который отражает изменения  в состоянии документа обычными бухгалтерскими проводками. Взаимодействие документооборота со слоем учета  настраивается в момент установки  системы и может быть изменено в процессе ее эксплуатации. Стоит  также отметить, что тщательное сопоставление  достоинств и недостатков российских и западных банковских систем показало, что в ряде случаев корректный учет возможен только односторонними проводками, а не общепринятыми сейчас в России двухсторонними. Дополнение же проводок до двухсторонних может  происходить в момент собственно исполнения документа при отражении  его в реальном текущем балансе  банка.

Второй слой деловых процедур - это описание "жизненного цикла" документа, т.е. взаимосвязей документов по порождению. Документы одних типов могут  порождать документы других типов  с определёнными характеристиками (и это настраивается), и хотя каждый из порождаемых документов живет  в "Афине" своей жизнью, система  фиксирует их происхождение и  отслеживает исполнение родительских и дочерних документов. Таковы, например, соотношения кредитного договора и  срочных обязательств по нему, кассового  ордера и мемориальных ордеров по начислению платы за кассовое обслуживание и т.д.

Документы или проводки.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками