Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Краткое описание

Под расчетами в настоящее время понимается регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими и другими отношениями между юридическими лицами и гражданами. Расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные в унифицированных правилах и обычаях, с другой стороны - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. Деятельность коммерческих банков в сфере осуществления расчетов с предприятиями регулируется национальным законодательством и определяется сложившейся практикой

Содержание

Введение.............................................................................................................................................................................. 3
Глава 1. Безналичные расчеты....................................................................................................................... 5
1.1. Основы организации безналичных расчетов.......................................................................... 5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов................................................................... 9
1.3. Формы безналичных расчетов............................................................................................................ 14
Глава 2. Расчетные операции......................................................................................................................... 23
2.1. Открытие и ведение операций по расчетным и текущим счетам..................... 23
2.2. Ведение счетов кредитной организацией................................................................................ 27
2.3. Очередность платежей с расчетных (текущих) счетов.............................................. 32
2.4. Закрытие счетов................................................................................................................................................ 33
2.5. Операции по вкладам и депозитам и их отражение в учете.................................... 34
2.6. Расчеты платежными поручениями............................................................................................. 36
2.7. Факторинговые расчеты........................................................................................................................... 42
Глава 3. Кассовые операции............................................................................................................................ 44
3.1. Организация кассовой работы............................................................................................................. 44
3.2. Учет и документооборот по операциям с наличными деньгими...................... 45
3.3. Вечерние кассы и инкассирование выручки......................................................................... 50
3.4.Автоматизация-расчетно-кассовых банковских операций..................................... 54
Заключение................................................................................................................................................................... 63
Норматинвые акты................................................................................................................................................. 65
Список литературы................................................................................................................................................ 67
... 70

Вложенные файлы: 1 файл

РКО.docx

— 118.23 Кб (Скачать файл)

переводов на рублевый счет типа «Т», открытый на имя того же владельца-нерезидента.

Уполномоченные  банки могут открывать физическим лицам-нерезидентам рублевые счета  для зачисления личных доходов этих физических лиц и оплаты текущих  рублевых расходов во время проживания в Российской Федерации,

С рублевых счетов физических лиц—нерезидентов не могут  оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными операциями (в том числе со сделками приватизации). В остальном режим рублевых счетов физических лиц—нерезидентов аналогичен режиму рублевых счетов физических лиц— резидентов Российской Федерации.[23]

По кредиту  расчетных (текущих) счетов отражаются операции по зачислению сумм в рублях, по дебету — операции по списанию платежей.[24]

Для обеспечения  своевременности расчетов с бюджетами  всех уровней и Пенсионным фондом Российской Федерации, оплаты труда  работающих и расчетов за товары и  услуги при недостаточности рублевых средств на расчетных (текущих) счетах юридические лица обязаны продавать средства, находящиеся на валютных счетах, и направлять вырученные рубли на расчетные (текущие) счета для осуществления перечисленных платежей. При этом установленный порядок обязательной продажи валютных средств не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.   

2.3. Очередность  платежей с расчетных (текущих)  счетов   

Списание денежных средств со счета осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом. При наличии на расчетных (текущих) счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счета и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности  денежных средств на счете для  удовлетворения всех предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа 1); во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (группа 2); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды (группа 3); в четвертую очередь производится списание по процентам и комиссиям кредитной организации (группа 5), а также по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа 4); в пятую очередь производится списание по процентам и комиссиям кредитной организации (группа 5), а также по другим платежным документам в порядке календарной очередности (группа 6).

Списание средств  со счета по требованиям, относящимся  к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Выдача денежных средств на неотложные нужды не производится.

При предоставлении в кредитную организацию платежных  документов по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне, в специально отведенных графах, клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации.

При отсутствии средств у клиентов неоплаченные документы учитываются на внебалансовых  счетах: 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации».

2.4. Закрытие  счетов

Расчетные и  текущие счета юридических лиц  закрываются:

по заявлению  владельца счета;

при изменении  характера деятельности, связанной  с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в Уставе юридических лиц, и т.д.;

по решению  органа, создавшего предприятие, объединение, организацию или учреждение;

при ликвидации записей по счету, за исключением  учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.

Кредитная организация  обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытии его счета. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется инструкцией Центробанка по кассовому исполнению государственного бюджета. Операции по расчетным (текущим) счетам могут быть приостановлены по решению государственных налоговых инспекций.

При переоформлении расчетных, текущих и других счетов резидентам в связи с реорганизацией (слияние, присоединение, разделение и выделение) предоставляются такие же документы, как и при создании юридических лиц.

При изменении  наименования, не вызванном реорганизацией, а также при изменении подчиненности  в кредитную организацию представляются заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях, и копия решения соответствующего органа. При изменении характера деятельности владельца счета представляется копия нового Устава (положения), нотариально заверенного. Указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня переименования или изменения подчиненности. При изменении наименования и подчиненности владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати, нотариально заверенную.

При ликвидации юридического лица представляются решение  и предписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с  указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати ликвидационной комиссии, а в случае отсутствия такой печати — с оттиском печати той организации, которая создала ликвидационную комиссию.

При передаче счета  в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все юридические  документы по оформлению счета.

2.5. Операции  по вкладам и депозитам и  их отражение в учете

Работа по открытию счетов по депозитным договорам и  вкладам проводится по следующим направлениям:

открытие юридического дела (не для клиента кредитной  организации);

составление (юридически правильно) депозитного договора или  договора о вкладе;

выбор и регистрация  в журнале открытых счетов соответствующего счета;

соблюдение сроков зачисления и списания средств по депозитным и вкладным счетам;

использование депозитных и вкладных средств в  соответствии с условиями договора.

Договор должен быть составлен в соответствии с  видом депозита: до востребования или срочного вклада с обязательными реквизитами и условиями: наименование и адрес вкладчика юридического или физического лица, сумма и вид вклада, срок вклада, проценты по вкладу, возможность досрочного востребования, особые условия (регулярное пополнение; расходование на определенные цели; использование как гарантии и т.д.).[25]

Учет депозитов  ведется в 3—4 разделах Плана счетов на отдельных пассивных счетах в зависимости от юридического статуса владельца, а также срока вкладов:

315 Депозиты и иные привлеченные средства банков

319 Депозиты, размещенные в Банке России

31901 Депозиты, размещенные  в Банке России 

323  Депозиты и иные размещенные средства в банках-нерезидентах

410 Депозиты Минфина России

411 Депозиты финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных органов власти

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и местных органов власти

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся

в федеральной  собственности

415 Депозиты коммерческих предприятий и организаций,

находящихся в  федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся

в федеральной  собственности

417  Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих предприятий и организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих

предприятий и  организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты физических лиц

425 Депозиты юридических лиц — нерезидентов

426 Депозиты физических лиц — нерезидентов

Внутри каждого  счета 1-го порядка депозитные счета  строятся по счетам 2-го порядка в  зависимости от сроков: до востребования; на срок до 30 дней; на срок от 31 до 90 дней; на срок от 91 до 180 дней; на срок от 181 дня  до одного года; на срок от одного года до трех лет; на срок свыше трех лет; для расчетов с использованием пластиковых  карт.

Условия договора должны быть правильно отображены в  бухгалтерском учете:.

Проценты начисляются  на весь период депонирования средств  с момента поступления денег  на счет в кредитной организации  и выплачиваются одновременно с  возвратом депозита или ежеквартально по желанию вкладчика.

Соглашение вступает в действие с момента поступления  денег на корсчет кредитной организации.

При досрочном  снятии денег вкладчик обязан предупредить об этом кредитную организацию за 10 или менее дней согласно договору. При этом проценты по вкладу не выплачиваются (или выплачиваются по гарантированной таблице).

Все изменения  и дополнения соглашения производятся по согласию сторон в письменной форме.

2.6. Расчеты  платежными поручениями

При безналичных  расчетах допускается использование  платежных поручений, чеков, аккредитивов и платежных требований-поручений. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором.

Расчетные документы  должны соответствовать требованиям  установленных стандартов и содержать:

наименование  расчетного документа;

номер расчетного документа, число, месяц, год его  выписки. Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами; номер кредитной организации  плательщика, ее наименование; наименование плательщика, номер его счета; наименование получателя средств, номер его счета; наименование кредитной организации  получателя (в чеке не указывается), ее номер;

идентификационные номера, присвоенные юридическим  лицам при постановке на учет в налоговых органах (в реквизитах перед наименованием плательщика и получателя средств);

назначение платежа (в чеке не указывается); сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре подписи должностных  лиц, имеющих право подписи для  совершения расчетно-денежных операций по четам.

Платежные поручения, платежные требования-поручения  выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения в количестве экземпляров, необходимом для кредитной организации и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Платежное поручение  представляет собой поручение предприятия обслуживающей кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет поручение на бланке установленной формы.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику кредитной организации, выдавшей расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек является ценной бумагой и изготавливается по единому образцу. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовому счету «Бланки строгой отчетности».

Покрытием чека в кредитной организации чекодателя могут быть:

средства, депонированные чекодателем на отдельном счете 40903 «Расчетные чеки»;

средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной  кредитной организацией по согласованию с чекодателем при выдаче чеков.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание предприятий коммерческими банками