Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:20, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется той огромной ролью, которая отведена безналичных расчетам на микро- и макро- экономическом уровне, проблемами и перспективами развития отношений в данной сфере Республики Беларусь. Цель дипломной работы – раскрыть действующий порядок организации безналичных расчетов на уровне коммерческих банков, сделать анализ эффективности применяемого механизма проведения безналичных расчетов в разрезе их основных форм и способов и на этой базе разработать пути дальнейшего их совершенствования в Республике Беларусь.
- в расчетах используется свободно конвертируемая валюта наиболее развитых стран;
- международные расчеты носят документарный характер, т.е. осуществляются по предъявлении документов, удостоверяющих факт перевозки товаров, их оценку, страховку и т.д.;
- международные расчеты проводятся в основном через прямые корреспондентские счета банков;
- валюта цены может не совпадать с валютой платежа;
- в международных расчетах широко используются банковские гарантии, гарантии и поручительства крупных фирм или государственных организаций.
Основными принципами
организации межбанковских
- проведение межбанковского расчета при наличии средств у банка-плательщика;
- безотзывность электронного платежного документа после формирования системой ВISS (система обработки электронных платежей) подтверждения о его приеме;
- окончательность межбанковского расчета после списания в реальном режиме времени средств со счета банка-отправителя и зачисления на счет банка-получателя;
- создание очереди электронных платежных документов при недостаточности средств на счетах банков-отправителей;
- регулирование межбанковских расчетов Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками;
- управление очередями электронных расчетов;
- прогнозирование состояния межбанковских расчетов с учетом платежных сообщений, находящихся в очереди, а также поступивших на обработку в клиринговые системы.
Таким образом, формы безналичных расчетов, применяемые в Республике Беларусь, характеризуются в зависимости от состава участников банковские переводы, от состава сторон и участников банковские переводы, подразделяются на переводы с конверсией, покупкой, продажей, кредитовые и дебетовые. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями; расчеты платежными требованиями-поручениями; - расчеты платежными требованиями; расчеты чеками из чековых книжек и расчетными чеками; аккредитивная форма; расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.
1.3 Учет и оформление безналичных форм расчетов
В основе безналичных расчетов лежат расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями.
Платежное поручение может быть представлено в банк на бумажном носителе или передана в электронном виде. Плательщик выписывает (формирует в электронном виде) платежное поручение и представляет его к исполнению в обслуживающий банк в количестве экземпляров, установленном банком-отправителем. Первый экземпляр расчетного документа заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц предприятия, уполномоченных распоряжаться счетом. Срок действия платежного поручения составляет десять дней, не считая дня выписки. Банк-отправитель проверяет правильность заполнения платежного поручения и возможность его оплаты. При принятии документа к исполнению составляется проводка:
Дебет - счет плательщика
Кредит - счет бенефициара.
В случае, если
счета плательщика и
Проводка в банке-отправителе:
Дебет - счет плательщика
Кредит - корреспондентский (субкорреспондентский) счет.
Проводка в банке-получателе:
Дебет - корреспондентский (субкорреспондентский) счет
Кредит - счет бенефициара.
При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика поручение помещается в картотеку к счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в неисполненной сумме [10, с. 55].
Бенефициар
заполняет платежное
Акцептованное
платежное требование-
Дебет - счет плательщика.
Кредит - счет бенефициара.
В случае, если
счета плательщика и
Проводка в банке-отправителе:
Дебет - счет плательщика
Кредит - корреспондентский (субкорреспондентский) счет.
Проводка в банке-получателе:
Дебет - корреспондентский (субкорреспондентский) счет
Кредит - счет бенефициара.
При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика поручение помещается в картотеку к счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок.
Платежное требование может быть оформлено в письменной форме или в форме электронного документа.
Использование платежного требования должно быть оговорено в договоре между плательщиком и получателем средств, за исключением случаев, когда денежные средства списываются со счета плательщика в бесспорном порядке.
При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.
Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.
Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях - по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком [10, с. 57].
Безакцептная форма расчетов используется при ·списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
Платежное требование выписывает (формирует в электронном виде) бенефициар и представляет в обслуживающий его банк на инкассо. Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах. Реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк [10, с. 57].
При приеме на инкассо
платежных требований от клиента
ответственный исполнитель
При поступлении платежных требований в банк-отправитель ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежного требования в части заполнения обязательных реквизитов. Платежные требования также должны быть сверены с заявлением на акцепт.
Требования, акцептованные плательщиком, оплачиваются в день их поступления в банк-отправитель:
Дебет - счет плательщика
Кредит счета по учету денежных средств (счет бенефициара, субкорреспондентский счет).
В случае отсутствия или недостаточности средств на текущем счете плательщика платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» В неоплаченной сумме.
Оплату полученных товаров, работ, услуг предприятия, организации, граждане могут осуществлять чеками. Различают чеки из чековых книжек и расчетные чеки. Порядок проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков в целом аналогичен: средства для расчетов чеками депонируются на счете специального режима, с которого затем производится оплата чеков, принятых в уплату за товары, работы, услуги. При этом чек из чековой книжки могут использовать юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица; расчетный чек - только физические лица. Кроме расчетов за товары, расчетный чек может быть использован гражданами для получения наличных денежных средств.
Учет сумм, депонированных для расчетов чеками, ведется на счетах группы счетов 317Х «Средства для расчетов чеками». Счета данной группы счетов являются пассивными. По кредиту счетов отражается депонирование средств, а также пополнение счета. По дебету счетов проводятся суммы оплаченных чеков, уменьшение депонированной суммы, а также возврат неиспользованных средств на текущий счет чекодателя при закрытии чековой книжки [26, с. 85].
В соответствии с Инструкцией «О порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков» от 30.03.2005г. № 43 чек из чековой книжки (расчетный чек) представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодатель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством чека из чековой книжки, либо физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством расчетного чека или получающее по расчетному чеку наличные денежные средства в банке чекодателя или в банках, с которыми банк чекодателя заключил соответствующие договоры [26, с. 85].
Банк чекодателя - банк, в котором чекодателю открыт счет специального режима.
Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку из чековой книжки или расчетному чеку. Чекодержатель может являться чекодателем - физическим лицом в случае получения наличных денежных средств по расчетному чеку.
Банк чекодержателя - банк, в котором у чекодержателя открыт счет, денежными средствами на котором он вправе распоряжаться, и (или) счет по учету кредитной задолженности чекодержателя.
Учет сумм, депонированных для расчетов чеками, ведется на счетах группы счетов 317Х «Средства для расчетов чеками». Счета данной группы счетов являются пассивными. По кредиту счетов отражается депонирование средств, а также пополнение счета. По дебету счетов проводятся суммы оплаченных чеков, уменьшение депонированной суммы, а также возврат неиспользованных средств на текущий счет чекодателя при закрытии чековой книжки [26, с. 85].
Для получения чековой книжки клиент представляет в обслуживающий банк заявление-обязательство, на основании которого открывается счет специального режима. Кроме заявления-обязательства, клиент представляет платежное поручение, являющееся основанием для депонирования средств на специальном счете чекодателя:
Дебет - текущий счет или счет по учету кредитной задолженности
Кредит 317Х «Средства для расчетов чеками».
Чекодатель производит оплату товаров, работ, услуг чеком из чековой книжки. Далее чекодержатель представляет в обслуживающий его банк на инкассо принятый чек и поручение-реестр. Поскольку чек является ценной бумагой, в банке чекодержателя операция инкассо отражается в бухгалтерском учете. Для этого используются внебалансовые счета:
99821 «Документы и ценности, отосланные на инкассо»;
99822 «Документы и ценности, принятые на инкассо» [26, с. 87].
Поручение-реестр составляется отдельно на каждый банк чекодателя в четырех экземплярах. Первый и третий экземпляры поручения -реестра заверяются подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, поручение-реестр представляется в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр поручения-реестра заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
При приеме чеков из чековых книжек ответственный исполнитель банка чекодержателя проверяет соответствие реквизитов приложенных чеков из чековых книжек данным, указанным в поручении-реестре, наличие на каждом чеке из чековой книжки реквизитов банка чекодателя, а также заверенные подписью чекодержателя отметки (дата, оттиск печати), подтверждающие принятие чека из чековой книжки к оплате. После проверки принятых документов в банке чекодержателя составляется проводка:
Приход 99822 «Документы и ценности, принятые на инкассо».
При отсылке в банк чекодателя составляется проводка:
Расход 99822 «Документы и ценности, принятые на инкассо»
Приход 99821 «Документы и ценности, отосланные на инкассо» [26, с. 88].
Если прием и отсылка документов на инкассо осуществляются в один день, операция отражается только по счету 99821 «Документы и ценности, отосланные на инкассо».
В банке чекодателя
при приеме документов к исполнению
ответственный исполнитель