Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Введение 3
1. Методологические основы контроля кассовых операций в организациях 5
1.1. Цель, задачи, источники информации для проверки и основные
направления исследования кассовых операций 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки 7
1.3. Методологические приемы фактического и документального
контроля, используемые при контроле кассовых операций 11
1.4. Проверка кассовых операций в национальной, иностранной
валюте, и операций с денежными документами 15
2. Методика контроля кассовых операций в организации 26
2.1. Методика контроля документального оформления
кассовых операций 26
2.2. Методика контрольной проверки по поступлению и
выбытию наличных денежных средств 27
2.3. Оформление результатов контроля кассовых операций 31
2.4. Проблемы и пути совершенствования методики контроля
кассовых операций 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
На сумму недостачи денег в кассе составляется расходный кассовый ордер, устанавливается причина недостачи, и при установлении вины кассира недостача относится на его счет.
В этом случае составляются следующие бухгалтерские записи: дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 50 «Касса» и одновременно дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредит счета 94.
Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию с отнесением их на финансовые результаты деятельности предприятия. Это отражается в бухгалтерском учете составлением приходного кассового ордера и записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 92/2 «Внереализационные доходы». Одновременно устанавливаются причины возникновения излишков и недостач денег в кассе. По всем установленным фактам отклонений фактического наличия денег в кассе от данных бухгалтерского учета кассир представляет инвентаризационной комиссии письменное объяснение.
При аудиторской проверке проведение инвентаризации кассовой наличности и других ценностей, хранящихся в кассе, не относится к числу обязательных процедур, используемых аудитором для подтверждения достоверности данных, числящихся по статье «Касса» актива баланса. Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь на каждом предприятии, независимо от форм собственности, не реже одного раза в квартал производится внезапная инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом. Аудитор, изучив за проверяемый период акты инвентаризации кассы, решает вопрос о целесообразности проведения инвентаризации кассы. В случае необходимости инвентаризации кассы он (аудитор) выполняет вышеперечисленные процедуры [25, c.82].
В ходе проверки кассовых операций в национальной валюте устанавливается правильность оформления и ведения кассовой книги.
При этом следует убедиться:
пронумерована, прошнурована и опечатана ли она печатью организации;
нет ли пропусков в нумерации листов;
заверена ли кассовая книга подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием даты;
своевременно
ли производятся в ней записи о
приходных и расходных
правильно ли подсчитываются итоги страниц книги и перенос сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;
своевременно ли и правильно составляется отчет кассира;
имеются ли исправления и подчистки.
Если
кассовая книга ведется
При проверке правильности оформления приходных кассовых ордеров (ПКО) обращается внимание на использование ПКО установленной типовой формы (КВ-1, КО-1, 20-ФС) и наличие пропуска в нумерации (исследуется, чем это вызвано (уничтожение, ошибка).
При проверке расходных кассовых ордеров (РКО) выясняется:
имеется ли разрешительная подпись руководителя организации и главного бухгалтера, кассира и получателя денежных средств;
правильность заполнения других реквизитов;
последовательность нумерации и даты РКО.
Все оправдательные документы, на основании которых произведены кассовые операции по приходу и расходу денежных средств, должны погашаться специальным штампом или надписью «оплачено» с указанием даты.
Операции по приходу денежных средств в кассу организации проверяются с целью выявления случаев неполного оприходования либо неоприходования в кассу фактически поступивших денежных средств.
Несвоевременное оприходование наличных денег - это документальное оформление приема наличных денег в кассу по ПКО, другим приходным документам, через КСА, СКС в день совершения операции и неучинение кассиром соответствующих записей в кассовой книге либо показаний суммирующих денежных счетчиков в книге кассира-операциониста, либо соответствующих записей в товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), других регистрах бухгалтерского учета в день совершения операции. Такие записи в кассовую книгу должны производиться кассиром сразу после получения или выдачи наличных денег отдельно по каждому приходному или расходному кассовому ордеру.
Наличные
деньги в центральную кассу
Неоприходование наличных денег означает их прием в кассу без составления ПКО других приходных документов или без использования КСА, или без СКС и без учинения соответствующей записи в кассовой книге либо в книге кассира-операциониста, либо в товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) [21, c.180].
Наличные деньги организациями, не использующими КСА или СКС, принимаются по ПКО и другим приходным документам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Прием наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларуси через стационарные торговые (обслуживающие) пункты, если иное не установлено законодательными актами, осуществляется юридическими лицами, в том числе Национальным банком, банками, их филиалами и представительствами и индивидуальными предпринимателями, с использованием КСА и (или) СКС, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
В связи с поступлением наличных денежных средств в кассу организации актуальным является соблюдение лимита остатка денежных средств в кассе организации. Лимит остатка денежных средств в кассе организации - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе организации по состоянию на конец рабочего дня. Организации могут иметь в своих кассах денежные средства на конец рабочего дня в пределах лимита, установленного в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Исключение составляют:
организации с круглосуточным режимом работы;
религиозные организации;
предприниматели;
частные нотариусы;
специализированные кооперативы, общественные организации (объединения), осуществляющие предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач.
Вся
выручка этих лиц (за исключением
остатка фактической
Лимит устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов). Лимит определяется в пределах либо среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя банка, с учетом специфики работы организации.
Лимит устанавливается по времени на конец рабочего дня организации, ее подразделений. Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день в кассу банка либо эксплуатационного предприятия Министерства связи. При этом учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи.
Срок сдачи наличных денег считается ежедневным, лимит - нулевым, а не сданные в банк наличные деньги - сверхлимитными для клиентов банка, не представивших заявку на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки в срок, установленный обслуживающим банком. Для таких клиентов банк самостоятельно устанавливает лимит [25, c.82].
Лимит может быть пересмотрен в течение года на основании представленной заявки по обоснованной просьбе организации в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам. Или же лимит остатка, порядок и сроки сдачи наличных денег могут быть пересмотрены банком самостоятельно на основании результатов проверки организации по вопросам соблюдения правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами, иной тематической проверки в случае уменьшения его объемов кассовых оборотов.
Организациям,
имеющим в своем составе
В ходе проверки следует установить, соблюдены ли следующие сроки сдачи наличных денег.
Кроме
выручки в кассу могут
В
ряде случаев организации
В некоторых случаях организации выплачивают заработную плату и осуществляют другие выплаты денежных средств из поступившей в кассу организации денежной выручки. В этом случает банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу организации:
реализующей товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющей постоянное их поступление, в том числе содержащей на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;
занимающейся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассу которой постоянно поступает выручка [21, c.181].
По другим организациям решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки банк принимает в исключительных случаях исходя из целесообразности. Разрешение банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством не требуется: