Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Введение 3
1. Методологические основы контроля кассовых операций в организациях 5
1.1. Цель, задачи, источники информации для проверки и основные
направления исследования кассовых операций 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки 7
1.3. Методологические приемы фактического и документального
контроля, используемые при контроле кассовых операций 11
1.4. Проверка кассовых операций в национальной, иностранной
валюте, и операций с денежными документами 15
2. Методика контроля кассовых операций в организации 26
2.1. Методика контроля документального оформления
кассовых операций 26
2.2. Методика контрольной проверки по поступлению и
выбытию наличных денежных средств 27
2.3. Оформление результатов контроля кассовых операций 31
2.4. Проблемы и пути совершенствования методики контроля
кассовых операций 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Каждая ревизия - это отдельное самостоятельное исследование ревизора (группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии. Поэтому дать какие-то конкретные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предприятий невозможно.
Однако содержание документов, составляемых по результатам ревизий, как правило, однообразно.
Так, в акте соблюдения предприятием кассовой дисциплины перечисляются нарушения, выявленные в ходе предыдущих и текущей проверок, сумма штрафа, подлежащего к взысканию и статьи законодательных и нормативных актов, в соответствии с которыми к предприятию применяются санкции. Сам акт ревизии состоит из двух частей: вступительной и результативной.
Назначение вступительной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия и что собой представляет объект ревизии. Это имеет важное юридическое значение при использовании такого документа в качестве источника доказательства.
В ней указываются полное наименование документа, дата и место его составления; основание для проведения ревизии, ее начало и окончание; наименование ревизуемого предприятия; период производственной и финансово-хозяйственной деятельности, за который проводилась ревизия; фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия.
Здесь же приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, его организационной структуре и виде деятельности, указывают способы документальной проверки, какие операции проверены сплошным способом, какие - выборочным. Также приводятся способы проведения инвентаризаций материальных ценностей, основных средств, а также расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.
Заканчивается вступительная часть акта стереотипной фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение результативной части.
Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставятся соответствующая римская цифра и его название.
Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется.
Акт ревизии, как правило, составляется в двух экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Акт
ревизии оформляется таким
В случае выявления недостач, растрат, злоупотреблений и других недостатков материально ответственные и должностные лица предъявляют ревизору письменное объяснение по существу вскрытия фактов недостач и излишков денежных средств и товароматериальных ценностей, нарушений и злоупотреблений. Такие объяснения прилагаются к основному акту ревизии.
Одним из основных путей совершенствования методики проведения аудита кассовых операций является развитие автоматизации системы бухгалтерского учета на предприятии. Таким усовершенствованием может явиться программный продукт «Главный бухгалтер», созданный на типовой платформе системы «1С: Предприятие 7.7». Рассмотрим процесс автоматизации учета и использования в целях бухгалтерского учета на примере этой программы.
На
этапе настройки системы «
Ввод вступительного сальдо производится в журнал операций один раз – при внедрении кассы.
Движение наличных денежных средств в системе «Главный бухгалтер» обслуживается электронными документами, которые отражаются и обрабатываются в журналах «Рублевые кассы» и «Валютные кассовые операции». В разделе «Учет кассовых операций рублях» вводятся следующие первичные документы: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, выплата заработной платы. В журнале «Касса рублевая» каждому документу соответствует отдельная строка, записи располагаются в хронологическом порядке.
При оформлении кассовых ордеров система автоматически контролирует уникальность номера документа, наличие в полях ввода и правильность введенных кодов счетов. Корректный ввод обеспечивается функцией выбора из справочника счетов. В зависимости от выбранного кода счета система предложит соответствующие поля ввода объектов аналитического учета и состав граф. Табличная часть документа заполняется данными по каждому виду целевого использования сумм. В нижней строке окна автоматически отражается итоговая сумма документа. Разнос суммы документов по корреспондирующим счетам производится автоматически после их сохранения.
В разделе «Учет кассовых операций в валюте» вводятся первичные документы, которые затем можно обработать в журнале «Касса валютная»: приходный кассовый ордер (вал.), расходный кассовый ордер (вал.) и др.
В результате автоматизированной обработки информации по учету денежных средств можно получить следующие выходные документы:
Преимуществами
автоматизации бухгалтерского учета
с применением программы «Главный бухгалтер»
являются взаимосвязь данных в выходных
документов и контроль этих данных непосредственно
при их введении.
По результатам всей проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УП «Минсктранс» в области поступления и расходования денежных средств в кассе организации позволяет сделать следующее заключение, составленное в соответствии с требованиями Правил аудиторской деятельности “Аудиторское заключение по бухгалтерской финансовой отчетности”, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь от 17 сентября №128.
Аудит проводился в соответствии с общепринятыми стандартами на основе следующих нормативных документов:
Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 «Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности».
Порядок
расчетов между юридическими лицами,
индивидуальными
Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении правил проведения валютных операций».
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. №98 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь".
Правила
организации наличного
Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.10.2003 №183 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14 апреля 2003 г. N 8/9394).
Инструкция «О мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь», утвержденная Постановлением правления Национального Банка Республики Беларусь от 27.06.2003 №125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 21 июля 2003 г. N 8/9805).
Результаты проведенного аудита служат основанием для принятия следующего заключения.
Бухгалтерская отчетность УП «Минсктранс» соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета и отчетности, а сама система учета и оформления кассовых операций – действующему законодательству.
Одним из основных путей совершенствования методики проведения аудита кассовых операций является развитие автоматизации системы бухгалтерского учета на предприятии. Таким усовершенствованием может явиться программный продукт «Главный бухгалтер», созданный на типовой платформе системы «1С: Предприятие 7.7».
В результате автоматизированной обработки информации по учету денежных средств можно получить следующие выходные документы: отчет кассира; анализ целевого использования средств по кассам; ведомость ф. №1; журнал-ордер ф. №1; оборотно-сальдовая ведомость по счету 50.
Преимуществами
автоматизации бухгалтерского учета
с применением программы «Главный бухгалтер»
являются взаимосвязь данных в выходных
документов и контроль этих данных непосредственно
при их введении.