Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками согласно методике, изученной на основе учебно-методической литературы и нормативно-правовых актов.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе решены следующие задачи:
Это указывает на значимую необходимость исследования методики ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, особенно в нынешних условиях переходной экономики.
Чаще всего бухгалтерская отчетность белорусских предприятий и организаций, касающаяся расчётов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, содержит умеренное количество ошибок и неточностей, что все-таки свидетельствует о неудовлетворительной культуре бухгалтерского учёта в стране.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства [25, c.237].
В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу.
При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.
Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения. [25, c.238]
При проверке дебиторской и кредиторской задолженности различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оплаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную.
Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.
Задолженность, не оплаченная в срок, — это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.
Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством. Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли; письма-напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии, переданы ли материалы юридической службе предприятия для предъявления иска.
К спорной относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки.
При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел.
Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом взаимной сверки расчетов.
При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.
Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежным поручениям и требованиям) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателей аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций по расчетам с поставщиками, соответствующими машинограммами), книгами (карточками) складского учета, отчетами о движении продуктов и материалов. При этом ревизор составляет ведомость проверки полноты оприходования материальных ценностей, получаемых от поставщиков [25, c.239].
При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах.
При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают:
- включены
ли строящиеся объекты в
- обеспечены
ли они соответствующими источн
- имеется
ли проектно-сметная
- заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов (за объект в целом, за законченные технологические этапы и комплексы работ);
- правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ;
- достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными ; ним актами о выполненных работах.
В зависимости от полноты проверки первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности, данных другой документации различают сплошной и выборочный способы документального контроля. При сплошном способе контроля проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный способ - проверка документов (записей) за какой-либо отдельный период. В практике работы контрольно-ревизионных служб распространены два варианта выборочного способа контроля:
- проверка
части документов за весь
- проверка всех документов данного вида за одну декаду, месяц или квартал.
При научно обоснованном отборе документов и учетных записей повышается вероятность выявления нарушений и злоупотреблений, фактов бесхозяйственности и недостатков в организации работы субъектов предпринимательской деятельности, сокращаются сроки проведения контроля, снижается его трудоемкость[30, c.49].
Способы контроля определяются при подготовке к его осуществлению, составлении рабочего плана ревизионной группы (плана ожидаемых контрольных действий). Как правило, сплошным способом проверяют операции, связанные с движением денежных средств в кассе, у подотчетных лиц и на счетах в банках, расчетами по возмещению материального ущерба, отнесением затрат и издержек на финансовые результаты субъектов хозяйствования. Вместе с тем если выборочной проверкой в процессе осуществления контроля вскрываются серьезные нарушения или злоупотребления, то контрольные действия на данном участке деятельности предприятия проводятся сплошным способом.
Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, включая технические носители информации; регистры бухгалтерского учета (машинограммы, журналы-ордера, ведомости аналитического учета и др.), данные оперативного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность; плановая, нормативная, технологическая и другая документация. В зависимости от целей контроля и состояния бухгалтерского учета для оценки совершенных финансовых операций и хозяйственных действий используются различные по содержанию приемы документального контроля.
Классификация методических приемов документального контроля опирается на внутренне присущую ему последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. Исходя из этого критерия, в числе основных приемов документального контроля следует выделить:
- формальную проверку- проверку, в процессе которой документы проверяются на соответствие формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также заполнены ли в них все обязательные реквизиты. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года № 42-3) к таким реквизитам относятся [30, c.50] наименование, номер документа, дата и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценка в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, фамилии, инициалы и личные подписи;
- арифметическую проверку- проверку, в процессе которой устанавливается правильность арифметических подсчетов, выполненных при оформлении и обработке исследуемых документов;
- юридическую проверку - проверку, в процессе которой определяется соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующему законодательству;
- нормативную проверку - проверку, сущность которой заключается в установлении соответствия совершенных операций действующим правилам, требованиям устава или учредительного договора, существуют ли отклонения от утвержденных проектов, смет, норм и нормативов;
- экономическую проверку - проверку, цель которой состоит в определении экономической целесообразности выполненных операций, влияния порученных результатов от этих операций на конечные результаты хозяйствования контролируемых организаций и предприятий;
- логическую
проверку -проверку, представляющую
собой способ изучения
- встречную проверку - проверку, которая представляет собой сличение первичных документов или учетных записей проверяемого субъекта хозяйствования с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий и организаций, с которыми ревизуемый объект имеет хозяйственные связи. Основой этого приема является то, что первичные документы при совершении финансовых операций и хозяйственных процессов составляются в нескольких экземплярах, а отдельные операции оформляются дополнительными документами. Эти документы, как правило, приложены к отчетам (реестрам) материально ответственных лиц. Все это открывает широкие возможности для использования приема встречной проверки с целью уточнения достоверности совершенных операций - контролируется содержание одних и тех же документов, только в разных организациях;
- прием обратного счета (обратная калькуляция) заключается в предварительной экспертной проверке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени осуществления контрольных действий большей частью или полностью имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей. Использованию этого приема обычно предшествует мотивированная экспертная оценка специалистов о действительных затратах сырья и материалов на изготовление данного вида продукции. Приемом обратного счета определяют в процессе контроля количество и стоимость материалов, излишне отнесенных к затратам производства. Для этого число фактически выпущенных изделий данного вида за период, предшествующий проверке, умножают на разность между фактическим списанием материалов на единицу продукции и реальными нормами материальных затрат согласно заключению экспертов. Однако при проверке следует иметь в виду, что не всегда можно распространить на реализованную часть продукции нормативы материальных затрат, установленные технической экспертизой для имеющихся на складах или в торговой сети остатков изделий, так как возможны отклонения от параметров уже реализованных изделий в сравнении с теми, которые подвергались экспертизе.
В отличие от других форм контроля ревизия имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии, сроки ее проведения и ряд других аспектов организации контрольно-ревизионной работы.
Информация о работе Ревизия и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками