Ревизия и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками согласно методике, изученной на основе учебно-методической литературы и нормативно-правовых актов.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе решены следующие задачи:

Вложенные файлы: 1 файл

3017 - Ревизия и аудит - МИУ - Доработка - 4.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Это указывает на значимую необходимость исследования методики ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками,  особенно в нынешних условиях переходной экономики.

Чаще всего бухгалтерская отчетность белорусских предприятий и организаций, касающаяся расчётов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, содержит умеренное количество ошибок и неточностей, что все-таки свидетельствует о неудовлетворительной культуре бухгалтерского учёта в стране. 

 

 

1.2 Методические приёмы контроля, используемые при выполнении  контрольных процедур в процессе ревизии расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и пути их совершенствования

 

 

 

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства [25, c.237].

В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу.

При наличии  расхождений следует проверить  реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.

Каждая сумма  дебиторской и кредиторской задолженности  на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения. [25, c.238]

При проверке дебиторской и кредиторской задолженности  различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оплаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную.

Текущей считается  такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.

Задолженность, не оплаченная в срок, — это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления  сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством. Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли; письма-напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии, переданы ли материалы юридической службе предприятия для предъявления иска.

К спорной  относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки.

При наличии  безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел.

Следует также  установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом взаимной сверки расчетов.

При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств, проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов.

Особое внимание уделяется проверке своевременности  поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам (платежным поручениям и требованиям) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателей аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций по расчетам с поставщиками, соответствующими машинограммами), книгами (карточками) складского учета, отчетами о движении продуктов и материалов. При этом ревизор составляет ведомость проверки полноты оприходования материальных ценностей, получаемых от поставщиков [25, c.239].

При проверке обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах.

При ревизии  расчетов с подрядчиками устанавливают:

- включены  ли строящиеся объекты в титульный  список;

- обеспечены  ли они соответствующими источниками финансирования;

- имеется  ли проектно-сметная документация  на строящиеся объекты;

- заключены  ли договоры с подрядчиками  и каковы условия расчетов (за объект в целом, за законченные технологические этапы и комплексы работ);

- правильность  применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ;

- достоверность  предъявленных к оплате счетов  с приложенными ; ним актами о выполненных работах.

В зависимости  от полноты проверки первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности, данных другой документации различают сплошной и выборочный способы документального контроля. При сплошном способе контроля проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный способ - проверка документов (записей) за какой-либо отдельный период. В практике работы контрольно-ревизионных служб распространены два варианта выборочного способа контроля:

- проверка  части документов за весь контролируемый  период;

- проверка  всех документов данного вида  за одну декаду, месяц или квартал.

При научно обоснованном отборе документов и учетных записей повышается вероятность выявления нарушений и злоупотреблений, фактов бесхозяйственности и недостатков в организации работы субъектов предпринимательской деятельности, сокращаются сроки проведения контроля, снижается его трудоемкость[30, c.49].

Способы контроля определяются при подготовке к его  осуществлению, составлении рабочего плана ревизионной группы (плана ожидаемых контрольных действий). Как правило, сплошным способом проверяют операции, связанные с движением денежных средств в кассе, у подотчетных лиц и на счетах в банках, расчетами по возмещению материального ущерба, отнесением затрат и издержек на финансовые результаты субъектов хозяйствования. Вместе с тем если выборочной проверкой в процессе осуществления контроля вскрываются серьезные нарушения или злоупотребления, то контрольные действия на данном участке деятельности предприятия проводятся сплошным способом.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, включая технические носители информации; регистры бухгалтерского учета (машинограммы, журналы-ордера, ведомости аналитического учета и др.), данные оперативного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность; плановая, нормативная, технологическая и другая документация. В зависимости от целей контроля и состояния бухгалтерского учета для оценки совершенных финансовых операций и хозяйственных действий используются различные по содержанию приемы документального контроля.

Классификация методических приемов документального  контроля опирается на внутренне присущую ему последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. Исходя из этого критерия, в числе основных приемов документального контроля следует выделить:

- формальную  проверку- проверку, в процессе которой  документы проверяются на соответствие формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также заполнены ли в них все обязательные реквизиты. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года № 42-3) к таким реквизитам относятся [30, c.50] наименование, номер документа, дата и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценка в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, фамилии, инициалы и личные подписи;

- арифметическую  проверку- проверку, в процессе которой  устанавливается правильность арифметических подсчетов, выполненных при оформлении и обработке исследуемых документов;

- юридическую  проверку - проверку, в процессе которой определяется соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующему законодательству;

- нормативную  проверку - проверку, сущность которой  заключается в установлении соответствия совершенных операций действующим правилам, требованиям устава или учредительного договора, существуют ли отклонения от утвержденных проектов, смет, норм и нормативов;

- экономическую  проверку - проверку, цель которой  состоит в определении экономической целесообразности выполненных операций, влияния порученных результатов от этих операций на конечные результаты хозяйствования контролируемых организаций и предприятий;

- логическую  проверку -проверку, представляющую  собой способ изучения хозяйственных  процессов посредством сопоставлений взаимосвязанных финансовых и производственных операций. Сущность ее состоит в том, что отраженный, например, в первичных документах и отчетности объем выпуска продукции может быть сопоставлен с производственной мощностью цеха, технологического оборудования и т. п.; объем перевезенного груза может быть сопоставлен с вместимостью тары, грузоподъемностью транспортных средств; соответствие начисленной заработной платы рабочим-сдельщикам количеству и объему выполненных ими работ проверяется сопоставлением данных за определенный период времени о сдаче продукции отдельными бригадами на склад с данными о выработке, принятыми для расчета заработной платы исследуемой категории работников;

- встречную  проверку - проверку, которая представляет  собой сличение первичных документов или учетных записей проверяемого субъекта хозяйствования с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий и организаций, с которыми ревизуемый объект имеет хозяйственные связи. Основой этого приема является то, что первичные документы при совершении финансовых операций и хозяйственных процессов составляются в нескольких экземплярах, а отдельные операции оформляются дополнительными документами. Эти документы, как правило, приложены к отчетам (реестрам) материально ответственных лиц. Все это открывает широкие возможности для использования приема встречной проверки с целью уточнения достоверности совершенных операций - контролируется содержание одних и тех же документов, только в разных организациях;

- прием обратного  счета (обратная калькуляция) заключается в предварительной экспертной проверке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени осуществления контрольных действий большей частью или полностью имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей. Использованию этого приема обычно предшествует мотивированная экспертная оценка специалистов о действительных затратах сырья и материалов на изготовление данного вида продукции. Приемом обратного счета определяют в процессе контроля количество и стоимость материалов, излишне отнесенных к затратам производства. Для этого число фактически выпущенных изделий данного вида за период, предшествующий проверке, умножают на разность между фактическим списанием материалов на единицу продукции и реальными нормами материальных затрат согласно заключению экспертов. Однако при проверке следует иметь в виду, что не всегда можно распространить на реализованную часть продукции нормативы материальных затрат, установленные технической экспертизой для имеющихся на складах или в торговой сети остатков изделий, так как возможны отклонения от параметров уже реализованных изделий в сравнении с теми, которые подвергались экспертизе.

 

1.3 Правовое регулирование контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь

 

 

В отличие от других форм контроля ревизия имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии, сроки ее проведения и ряд других аспектов организации контрольно-ревизионной работы.

Информация о работе Ревизия и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками