Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты ревизии реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучение нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся непосредственно к выбранной теме;
Введение………………………………………………………………………..
1 Реализация готовой продукции как объект финансово-хозяйственного контроля
1.1. Методические аспекты и проблемы проведения ревизии реализации готовой продукции………………………………………………..
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки учета реализации готовой продукции……………...
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования и организация бухгалтерского учета……………………….
2 Организация и методика проверки операций по реализации готовой продукции
2.1 Планирование и прогнозирование проведения ревизии……….
2.2 Проверка правильности и обоснованности формирования цен на готовую продукцию……………………………………………………...…
2.3 Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности готовой продукции, выполнения договорных обязанностей по реализации……………………………............
2.4 Проверка правильности документального оформления реализации готовой продукции……………………………………………………………..
2.5 Проверка правильности и полноты записей в регистры бухгалтерского учета и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по реализации готовой продукции…………....
2.6 Документальное оформление материалов и результатов…………..
3 Совершенствование ревизии реализации готовой продукции
3.1 Основные направления совершенствования ревизии………….
3.2 Оценка состояния и рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля сохранности и выполнения договорных обязательств по реализации готовой продукции…………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………...........
В данной Инструкции содержатся:
- основные задачи контроля и пути их реализации;
- права и обязанности работников контролирующих органов;
- виды проверок и их организация;
- методика проведения проверок;
- оформление результатов проверки;
- порядок организации учета проведенных проверок.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров РБ возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство статистики и анализа РБ и другие отраслевые органы управления.
Непосредственное
-национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;
-положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
-типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
-другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности [7 ,с.10].
В настоящее время система нормативного регулирования проверки правильности учета реализации готовой продукции включает в себя следующие документы:
- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г №3321-XII – определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулируют взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь;
- Методические указания
по ведению учета, подробно
раскрывающие конкретные
- Рабочие документы
конкретной организации (учетна
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования и организация бухгалтерского учета
Особое место среди
институтов контроля достоверности
и полноты экономической
Внутрихозяйственный контроль - единство органов контроля, объектов контроля и форм его реализации.
По форме организации внутрихозяйственный контроль ОАО «Пружанский молочный комбинат» представлен отделами и службами, функционирующими на предприятии. К ним относятся: наблюдательный совет; ревизионная комиссия; службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов (их контрольные функции не являются основными, а выполняются в виде самоконтроля или определяются специфическими задачами этих служб).
Наблюдательный совет является избирательным органом, который помимо функции управления реализует функции управленческого контроля, т.е. контроля выполнения управленческих решений. В подотчете у наблюдательного совета находится ревизионная комиссия.
Ревизионная комиссия представляет собой орган, избираемый собственниками, в состав которого включаются работники организации для периодической проверки наличия и сохранности ее активов и обязательств (как правило, проверка проводится один раз в год). Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено:
- решением различных задач, поставленных перед ними;
- различным характером зависимости;
- различием организации работы.
Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям [2, с.18].
Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отделы и службы, наблюдательный совет) соответствует одна или несколько форм его реализации. Так, и ревизионная комиссия может осуществлять внутрихозяйственный контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Однако исследование форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что существуют формы реализации, которые предполагают свое исполнение только определенным составом субъектов контроля. Внутрихозяйственный контроль, реализуемый службами и отделами экономического субъекта в виде самоконтроля, не может исполняться другими органами внутрихозяйственного контроля. Например, двойная запись в бухгалтерии - элемент самоконтроля, выполнение которого методологически не может быть передано никому.
Поскольку, согласно ст.7 Закона Республики Беларусь, в компетенцию главного бухгалтера входят: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, - ответственность за состояние внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Пружанский молочный комбинат» возложена на главного бухгалтера.
Для бухгалтерского учета
на изучаемом предприятии
На исследуемом объекте разработана структурная схема служб и подразделений ОАО «Пружанский молочный комбинат» (Приложение ).
Бухгалтерский учет в ОАО «Пружанский молочный комбинат» организован в соответствии с действующим Положением по учетной политике, утвержденным Приказом от 31 декабря 2008 г.
Учетная политика содержит:
- рабочий план счетов для организации;
- схему документооборота;
- описание форм внутренней бухгалтерской отчетности;
- организационно-технические аспекты;
- методические аспекты.
При формировании учетной
политики организациям предоставлено
право выбора: отражать готовую продукцию
в бухгалтерском учете и
В ОАО «Пружанский молочный комбинат» штат бухгалтерского аппарата полностью укомплектован. Обязанности среди работников бухгалтерии распределены и утверждены в должностных инструкциях, приложенных к личным делам работников бухгалтерии.
С лицами, занимающими должности и выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском) в процессе производства переданных им ценностей по согласованию с главным бухгалтером обеспечивают заключение письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.
Глава 2
Организация и методика проверки операций по реализации готовой продукции
Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого объекта, его бухгалтерской и статистической отчетности, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших жалоб, и другой текущей информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации.
Подготовительная работа проводится в два этапа – в контролирующей организации, где составляется программа ревизии, и в ревизуемой – где составляется рабочий план ревизионной группы. Для руководителя ревизионной группы первый этап начинается после ознакомления его с содержанием приказа о проведении ревизии.
Результаты работы, проведенной в подготовительный период в контролирующей организации, позволяют максимально отразить в составляемой программе ревизии (Приложение ) объем и задачи работы каждого исполнителя, обеспечить наиболее полное выполнение программы в установленный срок и предостеречь от распыления внимания на малозначительные вопросы. Программа подписывается руководителем контрольно-ревизионной службы и утверждается руководителем контролирующей организации. У каждой из сторон остается по одному экземпляру программы.
Руководитель группы на основании полученной программы ревизии составляет рабочий план проведения ревизии (Приложение ). Он обеспечивает более рациональное использование времени членов ревизионной группы, вносит в работу ревизоров четкость и организованность, устраняет параллелизм и дублирование в их работе. В рабочем плане указываются объекты ревизии, объем работ, способ проверки, исполнители и сроки выполнения работ.
Рабочий план уточняется на месте ревизии с учетом предварительного изучения положения дел в проверяемой организации, подписывается руководителем ревизионной группы и согласовывается с руководителем ревизуемой организации [6, с.89].
Прогнозирование проведения
ревизии заключается в
Так, контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.
Перспективные планы составляются на 3-5 и более лет. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.
Текущие планы составляются на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций [5, с.27].
При проверке правильности реализации продукции ревизором устанавливается правильность формирования и регистрации цен и тарифов на отгруженную продукцию.
Порядок формирования цен на готовую продукцию регламентируется Положением об особенностях формирования отпускных цен на мясную и молочную продукцию, утвержденным постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 10.01.2003 №7/1.
Цель проверки соблюдения законодательства о ценообразовании заключается в установлении законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций при реализации продукции.
Источниками информации для выполнения поставленных целей проверки являются:
-организационно-
-плановые и расчетные калькуляции;
-товарно-транспортные накладные;
-данные аналитического
учета по счетам
В учетной политике организации отражены следующие способы оценки готовой продукции при выбытии:
-передача продукции собственного производства на реализацию в собственные магазины -- по отпускным ценам без НДС;
-учет товаров для оптовой продажи -- по покупным ценам. Покупные цены при этом формируются путем суммирования произведенных расходов на их покупку, в состав которых включается стоимость самого товара, таможенные пошлины, иные платежи по заготовке доставке товара, в том числе осуществляемые другими организациями [4, с.159].
Все субъекты хозяйствования при формировании цен обязаны иметь плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат (Приложение А )
На проверяемом предприятии учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции производится по нормативному методу, т.е. с применением норм, предусмотренных основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Оценка готовой продукции по нормативной себестоимости позволяет не только вести текущий учет движения продукции с одновременным отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, но производить оперативный контроль затрат на производство, выявлять отклонения (экономию или перерасход) и их причины.