Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть процесс реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы является следующее:
Дать понятие международным стандартам финансовой отчетности.
Сформулировать принципы программы реформирования бухгалтерского учета.
Раскрыть проблемы, возникшие в ходе реформирования.
Наметить перспективы развития отечественного бухгалтерского учета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………3

1. Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………………………………………………………...4
1.1. Принципы составления финансовой отчетности……………………………………………4
1.2. Элементы финансовой отчетности …………………………………………………………..5
1.3. Состав финансовой отчетности ……………………………………………………………...8
2. Реформирование российской отчетности в соответствии с МСФО………………………. 22
2.1. Перспективы перехода на МСФО в Российской Федерации ……………………………. 22
2.2. Проблемы реформирования ………………………………………………………………... 23

Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

(МИП)Междун. стандарты учета и отчетности.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

Экономический факультет

 

 

Специальность - «Бухгалтерский учет анализ и аудит»

 

Учебная дисциплина  Международные  стандарты учета финансовой отчетности

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему: «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России»

 

Студентка  4 курса Иванова Елена  Леонидовна

 

Научный

руководитель ______________________________________________________

                                                     (фамилия, имя, отчество, ученая  степень, ученое звание)

 

 

 

 

Дата представления _________________

Дата защиты _______________________

Оценка  ___________________________

 

 

г. Барнаул 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                    СТР.

 

Введение ……………………………………………………………………………………………3

 

1. Сравнительная характеристика  российских и международных стандартов  финансовой отчетности…………………………………………………………………………………………...4

1.1. Принципы составления финансовой  отчетности……………………………………………4

1.2. Элементы финансовой отчетности  …………………………………………………………..5

1.3. Состав финансовой отчетности  ……………………………………………………………...8

2. Реформирование российской отчетности  в соответствии с МСФО………………………. 22

2.1. Перспективы перехода на МСФО в Российской Федерации ……………………………. 22

2.2. Проблемы реформирования ………………………………………………………………... 23

 

Заключение………………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………………………………… 28

 

Введение

 

Развитие рыночных отношений  в стране, установление долгосрочных торговых связей, создание организаций  с иностранными инвестициями и выход  ценных бумаг на международный рынок  требуют устранения трудностей в  понимании зарубежными партнерами информации, содержащейся в бухгалтерской  отчетности российских организаций.

В деловом и профессиональном мире признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами  финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу заинтересованных пользователей финансовой информацией, позволяет по-новому, эффективно построить  управление компанией, является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией.

Отчетность, составленная в  соответствии с международными стандартами, - необходимое условие выхода на международные рынки капитала. Одним  их основных условий значимости финансовой информации для ее пользователей  на международных рынках капитала является сопоставимость отчетных данных, содержащихся в отчетности разных стран. В соответствии с решением, принятым большинством экономически развитых стран, переход  на МСФО в части формирования консолидированной  финансовой отчетности предполагается осуществлять, начиная с отчета за 2005 год. Именно поэтому сегодня важнейшая задача, стоящая перед бухгалтерским и аудиторским сообществом, заключается в том, чтобы изучать международные стандарты и перестраивать свое профессиональное мышление под МСФО, развивать навыки работы с международными стандартами.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть процесс реформирования российского бухгалтерского учета  и отчетности в соответствии с  МСФО.

В соответствии с поставленной целью, задачами работы является следующее:

  1. Дать понятие международным стандартам финансовой отчетности.
  2. Сформулировать принципы программы реформирования бухгалтерского учета.
  3. Раскрыть проблемы, возникшие в ходе реформирования.
  4. Наметить перспективы развития отечественного бухгалтерского учета.

 

 

 

 

1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКИХ И  МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ  ОТЧЕТНОСТИ

 

    1. Принципы составления финансовой отчетности

 

Несмотря на наличие  большого сходства между вариантами учетных политик, использование  которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения  между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими  предприятиями и финансовыми  институтами. Финансовая отчетность, которая  ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные  интересы и различные потребности  в информации, принципы, лежащие  в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам  ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей  является значительным шагом в сторону  МСФО, хотя следует отметить, что  на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.

Например, одним  из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно  представляется на основании их юридической  или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило  учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции.

Вторым главным  принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы  учета является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации.

В России принципы бухгалтерского учёта сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском  учёте» от 21 ноября 1996 г. (в виде требований к ведению бухгалтерского учёта), Положениях по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98) (в виде требований и допущений) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией про- декларированных принципов на практике. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени.

Резюмируя различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие выводы:

  • Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
  • В российской практике присутствуют 2 допущения, не предусмотренные МСФО;
  • В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;
  • Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;
  • Присутствуют различия в терминологии.

 

    1. Элементы финансовой отчетности

 

Элементы финансовой отчётности – это экономические  категории, которые связаны с  предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах  его деятельности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы. В Концепции бухгалтерского учета  Российской Федерации приводится такой  же перечень элементов, характеризующих  финансовое положение, как и в  МСФО, однако формулировки Концепции  гораздо короче, чем в МСФО, и  не содержат пояснений и примеров.

В отличие от Концепции, в законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность в РФ, нет определения категорий  «активы», «обязательства» и «капитал». В Федеральном законе «О бухгалтерском  учете» говорится, что объектами  бухгалтерского учета являются имущество  организаций, их обязательства и  хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) также  отсутствует трактовка актива и  пассива баланса как хозяйственных  средств и их источников. При этом капитал рассматривается как  один из видов пассива.

Таким образом, трактовки  элементов баланса в отечественных  нормативах не совпадают с их трактовками  в МСФО. Единственным документом, в  котором они приближены к международным  стандартам, является Концепция. Однако заявленные в Концепции трактовки  активов, обязательств и капитала не согласуются с нормативными актами, в результате отсутствует механизм их реализации на практике.

Элементы отчетности признаются только, если они удовлетворяют  критериям признания, т.е. существует вероятность того, что любая экономическая  выгода, ассоциируемая с ним, будет  получена или утрачена компанией, а  также элемент имеет стоимость  или оценку, которая может быть надежно измерена.

В российской Концепции  также указываются критерии признания  активов и обязательств, однако трактовка  признания капитала отсутствует, так  как нет статей, посвященных концепции  капитала и концепции его поддержания. Таким образом, провозглашенный  в Концепции подход к признанию  активов, обязательств и капитала, несмотря на схожесть с МСФО, носит лишь декларативный  характер.

В соответствии с МСФО элементы отчетности могут  оцениваться в учете, используют следующие методы:

  • Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость;
  • Текущая или восстановительная стоимость;
  • Возможная стоимость продажи или погашения;
  • Дисконтированная или приведённая стоимость.

Перечень возможных  методов оценки, устанавливаемых  Концепцией, совпадает с перечнем в МСФО, однако их трактовка в  Концепции, в отличие от МСФО, дается только для активов. О распространении  данных методов на обязательства  в Концепции не говорится. Определение  дисконтированной стоимости вообще отсутствует в Концепции.

В российских нормативных  актах содержатся различные способы  оценки для конкретных статей баланса, как, например, в Положении по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Наиболее распространенной является фактическая  себестоимость. Следует отметить также  большую степень регламентации  оценок элементов отчетности в российском законодательстве по сравнению с  требованиями МСФО. Во многих случаях  в МСФО допускается оценка статей баланса на основании профессионального  суждения бухгалтера с учетом особенностей предприятия, интересов пользователей и основополагающих принципов МСФО. В отечественной практике оценка любой статьи баланса производится строго в соответствии с требованиями Положения.

Элементами, отражающими  финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 9/99 и МСФО.

Согласно МСФО выручка делится на доходы от обычной  деятельности (выручка) и прочие доходы. В МСФО отмечается условный характер отнесения доходов к той или  иной группе в зависимости от конкретной деятельности компании и единый характер различных статей доходов по экономической  природе.

В отличие от МСФО в Концепции классификация  статей доходов рассматривается  кратко. Гораздо более подробно приводится классификация статей доходов в  ПБУ 9/99. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 доходы подразделяются на доходы от обычных  видов деятельности фирмы и прочие. Принцип отнесения доходов к  определенной группе такой же, как  и в МСФО, - исходя из характера  деятельности предприятия и его  операций. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов  к доходам от обычных видов  деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными  для одних предприятий и прочими  для других. В ПБУ 9/99 прочие доходы подразделяются на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы, однако при этом не характеризуется их экономическая сущность. Вместо строгого определения критерия отнесения доходов к той или иной группе в ПБУ 9/99 дается открытый перечень примеров операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, при этом принцип группировки доходов остается неопределенным.

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России