Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть процесс реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы является следующее:
Дать понятие международным стандартам финансовой отчетности.
Сформулировать принципы программы реформирования бухгалтерского учета.
Раскрыть проблемы, возникшие в ходе реформирования.
Наметить перспективы развития отечественного бухгалтерского учета.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………3

1. Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………………………………………………………...4
1.1. Принципы составления финансовой отчетности……………………………………………4
1.2. Элементы финансовой отчетности …………………………………………………………..5
1.3. Состав финансовой отчетности ……………………………………………………………...8
2. Реформирование российской отчетности в соответствии с МСФО………………………. 22
2.1. Перспективы перехода на МСФО в Российской Федерации ……………………………. 22
2.2. Проблемы реформирования ………………………………………………………………... 23

Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

(МИП)Междун. стандарты учета и отчетности.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

         Таким образом, в отношении отчета о движении денежных средств также остаются существенные различия между российскими и международными стандартами финансовой отчетности.

Прочие различия

Консолидированная (сводная) отчетность. Одно из ключевых отличий МСФО и российской системы учета – это различия при подготовке консолидированной или сводной отчетности. Термин «консолидированная» используется в МСФО, «сводная» - в российском законодательстве.

 Необходимость  составления сводной бухгалтерской  отчетности предусматривается Положением  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, (Приказом  Минфина России от 29.07.1998 N 34н). В  нем говорится, что в случае  наличия у организации дочерних  и зависимых обществ помимо  собственного бухгалтерского отчета  составляется также сводная бухгалтерская  отчетность, включающая показатели  отчетов таких обществ, находящихся  на территории Российской Федерации  и за ее пределами, в порядке,  устанавливаемом Минфином России.

Такой порядок  установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112). В пункте 1.3 рекомендаций определены три условия, при которых  бухгалтерская отчетность дочернего  общества включается в сводную бухгалтерскую  отчетность:

  • головная организация обладает более пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  • головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  • в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Предприятие может  не составлять сводную бухгалтерскую  отчетность, если одновременно соблюдаются  следующие условия:

  • сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе МСФО;
  • Группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
  • пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации.

МСФО ориентированы, прежде всего, на составление сводной  отчетности, т.к. только сводная финансовая отчетность обеспечивает выполнение главной  цели отчетности – предоставление достоверной и объективной информации о финансовом положении компании, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в них. Российские рекомендации не затрагивают ряд важных вопросов, возникающих при составлении сводной отчетности. Министерство финансов РФ считает одной из своих первоочередных затрат разработать ПБУ по сводной отчетности, которое должно устранить большинство существующих различий.

Согласно МСФО 22 «Объединение компаний» существуют два метода учета объединения  компаний: метод покупки, при котором  определяется покупатель, стоимость  покупки и осуществляется распределение  установленной стоимости на идентифицируемые активы и обязательства, и метод  объединения интересов, который  применяется в тех редких ситуациях, когда покупатель не может быть определен. Выбор метода не зависит от юридической  формы сделки. В российских правилах вопросы объединения деятельности (бизнеса) двух и более компаний пока не разработаны. В то же время необходимо отметить, что КМСФО планирует  отменить метод объединения интересов  в рамках проекта по улучшению  качества МСФО. Очевидно, что для  разработки российского ПБУ необходимо будет проанализировать эти изменения.

Согласно рекомендациям (Приказ Минфина России от 30.12.1996 N 112, пункт 1.8) некоторые головные компании могут не составлять сводную отчетность в случаях, которые не предусмотрены  в МСФО. В российских стандартах не прописаны правила для консолидации так называемых специализированных компаний. Как правило, специализированные компании – это оффшорные компании, создаваемые для осуществления  сложных финансовых операций. Манипуляции  при отражении таких операций широко использовались в случаях  с Enron и Parmalat. КМСФО и американский Совет по разработке финансовых учётных стандартов в настоящее время работают над пересмотром стандартов учета специализированных компаний.

По российским правилам стоимостная оценка участия  головной организации в дочернем обществе, являющемся банком или иной кредитной организацией, может отражаться в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для  отражения вложений в зависимое  общество. Обоснованность этого подтверждается независимым аудитором. То есть, если в состав Группы входит банк (а это  очень частое явление для крупных  промышленных групп), то его результаты не консолидируются в результаты Группы на общих основаниях. Согласно МСФО 27 исключение дочерней компании из консолидации из-за того, что ее деятельность отличается от деятельности других компаний группы, неоправданно, так как сведения отчетности дочерних обществ и раскрытие  дополнительной информации о различных видах их деятельности в сводной финансовой отчетности обеспечивают наличие более качественной информации.

Учет инфляции. Согласно МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» финансовая отчетность компании, отчитывающейся в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, должна быть представлена в единицах измерения, действующих на отчетную дату.

Российские правила  не предусматривают корректировку  данных бухгалтерской отчетности на уровень инфляции, что является одной  из причин несопоставимости ее с МСФО, отсутствует требование о пересчете  данных финансовой отчетности дочерних компаний, выраженных в валюте страны с гиперинфляционной экономикой.

Учет валютных курсов. В России порядок учета операций в иностранной валюте определен в ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), в МСФО ему соответствует МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов». Можно выделить несколько основных различий между этими стандартами.

Согласно ПБУ  операции в валюте пересчитываются  в рубли по официальному курсу  Банка России, МСФО не уточняет, по какому курсу должна быть пересчитана операция (т.е. допускает использование среднего курса). МСФО предусматривает допустимый альтернативный способ учета курсовых разниц, которые появляются вследствие серьезного снижения стоимости валюты, которое влияет на сумму обязательств, возникших в результате недавнего приобретения активов за иностранную валюту. Такая курсовая разница должна включаться в балансовую стоимость актива при соблюдении определенных условий. В ПБУ 3/2000 никак не оговариваются подобные случаи.

В ПБУ 3/2000 особо  оговаривается порядок учета  курсовых разниц, связанных с формированием уставного (складочного) капитала. Такие курсовые разницы должны относится счет «Добавочный капитал».

МСФО предусматривают  особый порядок пересчета валют  в отношении отчетности зарубежных дочерних компаний, включаемых в консолидированную  отчетность. Для этого необходимо произвести пересчет всех активов и  обязательств компании по конечному  курсу, а статей расходов и доходов - по курсу на дату совершения операции. Возникающие при этом курсовые разницы  должны относится не на расходы или доходы отчетного года, а на собственный капитал компании. Данный порядок не предусмотрен в ПБУ 3/2000.

 

2. РЕФОРМИРОВАНИЕ  РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ  С МСФО

 

2.1 Перспективы перехода  на МСФО в Российской Федерации

 

Использование международных  стандартов позволяет предоставить рынку больший объем информации о компании, делает компанию более  прозрачной с финансовой точки зрения. Практика свидетельствует, что если компания имеет отчетность по международным  стандартам, то, во-первых, она имеет  доступ на международные рынки капитала, и, во-вторых, ей удается привлекать финансирование с рынка (и не только международного) на более выгодных условиях. Действительно, компания предоставляет  достаточный объем информации о  себе, что позволяет заимодавцу, потенциальному инвестору понять и  оценить риски, с которыми связано  предоставление финансирования. Использование  МСФО при подготовке отчетности российской компании делает ее более конкурентоспособной  в борьбе за источники финансирования.

На сегодняшний  день не существует официального перевода МСФО и поэтому это наиболее болезненный  вопрос. Сложность его решения  определяется целым рядом факторов. Прежде всего, тем, каким образом  Устав Комитета по МСФО регулирует порядок издания переводов международных  стандартов на национальные языки. Официальный  текст международных стандартов принимается и распространяется на английском языке. Любые переводы на другие языки до недавнего времени  издавались самим Комитетом или  при его активнейшем участии. Это очень сложная конструкция. Она вряд ли может устраивать профессиональное сообщество и государственные органы. Именно поэтому, в Европейском Союзе  права на перевод международных  стандартов были переданы Комитетом  по МСФО соответствующим странам. В  России такой передачи пока не произошло, и это затягивает, усложняет процесс  перевода. Последний раз перевод  МСФО на русский язык публиковался в 1999 году. С 1999 года в международных  стандартах произошло такое количество изменений, что сегодня уже трудно говорить о существовании более-менее  актуального текста МСФО на русском  языке. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации приступило к активным действиям по скорейшему изданию стандартов на русском языке.

Законопроект  предусматривает обязательное проведение аудиторской проверки, подготовки отчетности по МСФО. Это повлечет существенное увеличение финансовой нагрузки. Но это  нормальные деловые издержки компании. Они окупятся тем, что компания получит  возможность привлечь с рынка  более дешевые финансовые ресурсы. Кроме того, в этих расходах компания заинтересована: аудиторское заключение на отчетность по МСФО подтверждает добросовестность компании, надежность данных, предоставляемых ею рынку. Это своего рода вклад в положительный имидж компании. Вообще, переход на МСФО это достаточно затратное дело. Прежде всего для самих компаний. Здесь затраты на переобучение старого и наем нового персонала, приобретение или перенастройка компьютерных систем, изменение систем документооборота и внутреннего контроля, переориентация всей системы управления компанией. Это затраты и для государственных учреждений, ибо они должны переобучить свой персонал, занятый надзором и анализом информации о компаниях.

В настоящее время  Министерство финансов по заданию Правительства  работает над Концепцией развития системы  учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Каким образом будет строиться  система регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  Российской Федерации? Совершенно очевидно, что для целого ряда компаний МСФО превратятся в основной базовый  комплект, определяющий содержание и  порядок подготовки финансовой отчетности. Для других компаний, например, непубличных, средних и мелких, не исключается  необходимость сохранения российских правил отчетности.

    1. Проблемы реформирования

 

Переход на международные  стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной  надстройки над новым типом хозяйственных  отношений в России. В итоге  должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной  информации о финансовом положении  и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию.

Постоянное обновление МСФО – в последние несколько  лет МСФО претерпевают серьёзные  концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся  мишени», попасть в которую –  задача, нелёгкая даже для очень  опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных  стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно  отслеживать все текущие проекты  и разработки КМСФО.

Необходимость понижения  в отдельных случаях статуса  разрабатываемого документа – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования  бухучёта. То же самое произошло  в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее  время в российском учете.

«Человеческий»  фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих  участие в подготовке и выражении  мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные  аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать  лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько  самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также  негативно относятся к МСФО, поскольку  это может потребовать значительных затрат.

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России