Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы – на примере анализа управления активами ООО «Усинского ДСУ» выявить проблемы управления оборотными и внеоборотными активами, обозначить причины и внести предложения по совершенствованию системы управления активами организации.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
Раскрыть понятия «оборотные» и «внеоборотные» активы;
Обозначить необходимость системы управления активами организации;
Акцентировать внимание на теоретических аспектах проблемы;
Произвести анализ действующей системы управления и формирования активов организации;
Определить пути совершенствования системы управления активами организации.
Введение
3
I. Теоретический аспект проблемы формирования и управления активами организации
6
1.1 Управление оборотными активами организации
8
1.2 Управление запасами организации
13
1.3 Управление текущей дебиторской задолженностью организации
15
1.4 Управление внеоборотными активами организации
18
II. Анализ использования оборотных и внеоборотных активов организации на примере Общества с ограниченной ответственностью «Усинское дорожно-строительное управление»
21
2.1 Характеристика организации
21
2.2 Структура имущества организации и источников его формирования на примере ООО «Усинское ДСУ»
23
2.3 Анализ формирования и управления внеоборотными активами организации на примере ООО «Усинское ДСУ»
28
2.4 Анализ состояния и динамики оборотных активов предприятия на примере ООО «Усинское ДСУ»
45
2.5 Управление дебиторской задолженностью предприятия на примере ООО «Усинское ДСУ»
51
2.6 Анализ ликвидности баланса предприятия на примере ООО «Усинское ДСУ»
59
2.7 Анализ движения денежных средств косвенным методом на примере ООО «Усинское ДСУ»
61
III. Предложения по совершенствованию системы использования оборотных и внеоборотных активов Общества с ограниченной ответственностью «Усинское ДСУ»
63
Заключение
67
Список использованной литературы
Движение оборотных активов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.
Выбор политики формирования оборотных активов предприятия.
Такая политика должна отражать общую систему финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный [6; c. 145].
Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете, определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.
Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий [6; c. 146].
Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов. Как и любой вид активов, оборотные активы должны генерировать определенную прибыль, при их использовании в деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов. Поэтому составной частью управления оборотными активами является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выступающих в форме их эквивалентов [19; c.16].
Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников.
Таким образом, все рассмотренные задачи управления активами предприятия теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе управления активами отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой по критерию возможного роста рыночной стоимости предприятия.
Таким образом, эффективность использования оборотных характеризуется двумя основными показателями – коэффициентом оборачиваемости и периодом оборота.
Коэффициент оборачиваемости характеризует скорость оборачиваемости оборотных средств и показывает сколько раз оборотные средства участвовали в воспроизводственном процессе в планируемом периоде. Он измеряется как отношение величины оборота к сумме оборотных средств. Чем выше скорость оборота, тем меньшая сумма оборотных средств, а, следовательно, и финансовых ресурсов, необходима доля осуществления производственной (предпринимательской деятельности) [19; c. 20].
Увеличение коэффициента оборачиваемости достигается при снижении величины оборотных средств и увеличении оборота (объема реализации).
Период оборота характеризует время воспроизводства оборотных средств и определяется как отношение числа дней в планируемом периоде к коэффициенту оборачиваемости.
Надежность управления запасами - важнейшее условие своевременного и ритмичного выполнения планов производства в заданной номенклатуре, нужном объеме, требуемом временном режиме. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего цикла, уменьшить уровень текущих затрат на их хранение, снизить уровень трансакционных издержек по их закупке, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Сокращение производственных запасов зависит от строгого соблюдения договорных обязательств по срокам комплектности и качеству поставок, получения ресурсов от ближайших поставщиков, сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива.
Управление запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:
1.Анализ запасов
товарно-материальных
2.Определение целей формирования запасов. Запасы товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:
а) обеспечение текущей производственной деятельности;
б) обеспечение текущей сбытовой деятельности;
в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде [14; c. 203].
3.Оптимизация размера основных групп текущих запасов.
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей
4.Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов.
5.Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов.
6.Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности [14; c. 206].
7.Построение эффективных систем контроля над движением запасов на предприятии [14; c. 207].
Таким образом, потребности предприятия должны удовлетворяться в полном объеме и в требуемом временном режиме не с минимальными, а с оптимальными затратами. Функционирование службы закупок обычно ограничивается двумя условиями – минимизацией складских запасов и бесперебойностью производственного процесса.
Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года. Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль над оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах [1; c. 30].
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.д.) [1; c. 35].
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес, представляет контроль над своевременностью погашения задолженности дебиторами.
Формирование алгоритмов такого управления текущей дебиторской задолженностью, определяемое, как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ текущей
дебиторской задолженности
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит [1; c. 39].
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции [1; c. 42].
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов [1; c. 45].
7. Обеспечение
использования на предприятии
современных форм
8. Построение эффективных систем контроля над движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок [1; c. 52].
Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет.
Таким образом, при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот.
Приведенные аргументы весомы. Заметим только, что в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности — обычный и весьма распространенный аналитический прием.
1.4 Управление внеоборотными
Сформированные на первоначальном этапе деятельности предприятия внеоборотные активы требуют постоянного управления ими. Это управление осуществляется в различных формах и разными функциональными подразделениями предприятия. Часть функций этого управления возлагается на финансовый менеджмент. В связи с разнообразием видов и элементов внеоборотных активов предприятия дифференцируются формы и методы финансового управления внеоборотными активами предприятия в процессе осуществления различных финансовых операций.
Особенности управления внеоборотными активами в значительной мере определяются спецификой цикла их стоимостного кругооборота. Внеоборотные активы в процессе полного цикла стоимостного кругооборота проходят три основные стадии [3; c. 180]: