Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Ведение хозяйственного учета характерно для любого предприятия, организации, общества, поскольку он объединяет характерные приемы и методы отражения хозяйственной деятельности предприятия. Такой учет возник для отражения хозяйственных процессов, протекающих в организациях, результатов этих процессов, а также для их контроля.
Бухгалтерский учет представляет систему наблюдения, измерения, регистрации и контроля за наличием и движением хозяйственных средств организации и результатами хозяйственных процессов.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может негативно сказаться на развитии деятельности организации. Если потенциальные деловые партнеры организации не получат интересующих их сведений о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации, то вряд ли они захотят иметь с ней деловые отношения. Знакомство партнеров с организацией происходит при изучении публично предъявляемой бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ПОРЯДОК ЕЁ СОСТАВЛЕНИЯ................................................................................. 5
1.1. Содержание бухгалтерской отчетности, порядок её составления и представления............................................................................................
5. Состав бухгалтерской отчетности, порядок её составления и представления...........................................................................................
Организационные мероприятия по составлению годовой бухгалтерской отчетности.......................................................................
Нормативно-правовое регулирование составления и представления годовой бухгалтерской отчетности.........................................................
Состояние, проблемы и перспективные направления развития контроля подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.......................................................................
2. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПЕРЕД СОСТАВЛЕНИЕМ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.......................................................................................... 24
2.1. Организация контроля выполнения подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (основные направления, задачи, объекты и источники контроля)......................... 24
2.2. Проверка соблюдения порядка проведения инвентаризаций перед составлением годового баланса и отражения ее результатов в учете. 30
2.5. Проверка процедур по закрытию операционных и калькуляционных счетов, составления отчетных калькуляций...........
Проверка процедур по закрытию счетов финансовых результатов и реформаций баланса.................................................................................
Проверка соблюдения порядка переоценки основных средств, незавершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.............................................................................................
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПЕРЕД СОСТАВЛЕНИЕМ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 58
Те же рекомендации касаются информации, отражаемой в "Отчете о прибылях и убытках". Группировка расходов по статьям калькуляции, а не по статьям затрат в разрезе каждого структурного подразделения позволила бы руководству организации определить вклад каждого звена в общий результат финансовой деятельности.
Требование полноты бухгалтерской отчетности обеспечило бы раскрытие в пояснительной записке дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. В ней может быть раскрыта динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет (например, прибыли от реализации произведенной продукции, операционных и внереализационных доходах и расходах, чистой прибыли и т.д.); планируемое развитие организации (плановый баланс); предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и иная информация.
Руководство организации недостаточное внимание уделяет разработке внутренней отчетности отдельных структурных подразделений. При этом, внутренний учет необходим для управления организацией. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности организация устанавливает самостоятельно в зависимости от технологического процесса, условий сбыта продукции, товаров и т.д. Для данной организации целесообразно было бы составление внутренней бухгалтерской финансовой отчетности поквартально на электронных носителях.
Одной из важнейших проблем оказывающая влияние на качество количество положений по бухгалтерскому учету - это отсутствие в Республике Беларусь института по разработке документов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Еще одна сложность заключается в том, что международные стандарты время от времени обновляются. Вот поэтому белорусские предприятия не в состоянии постоянно отслеживать изменения в МСФО.
Современная отчётность предприятия должна удовлетворять информационные запросы различных пользователей, интересы которых могут не совпадать.
Необходимо понять и рассмотреть природу и характер основных противоречий структуры и содержания отечественной отчётности общепринятым международным стандартам и выявить различия в концептуальных подходах к содержанию бухгалтерской отчётности.
Однако четкого определения понятия "отчётность в соответствии с международными учётными стандартами" не существует. Наиболее доступным способом трансформации является следование требованиям Четвертой Европейской учётной директивы, в которой приводятся два формата баланса и четыре формата отчёта о прибылях и убытках с ориентацией на особенности той страны, представителю которой готовится трансформированная отчётность. Разумеется, что финансовая отчетность стран Запада также не является идеальной; многие ее элементы требуют совершенствования и развития.
Декларирование требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в практической деятельности предприятий в соответствии с МСФО достаточно проблематично:
Во-первых, Международные стандарты представляют собой свод достаточно общих правил и положений, и для их адаптации в белорусской практике необходима система национальных стандартов.
Во-вторых, предстоит сделать выбор, каким стандартам отдать предпочтение при разработке белорусских стандартов. В некоторых странах бухгалтерскую отчетность требуется составлять в соответствии со стандартами отличными от международных. Например, в США отчетность составляется в соответствии с национальными нормами GAAP (General Accepted Accounting Principles).
При рассмотрении бухгалтерской отчетности организаций необходимо ориентироваться на ее цели и назначения, для кого предназначена эта отчетность (кто пользователи отчетности) и какие цели преследуют эти пользователи при изучении отчетности, так как от этого зависят требования, предъявляемые к ее составлению [9, с.76].
Совершенствование отчетности и приближение ее к международным стандартам является одной из основополагающих проблем создания качественной информационной базы для финансового анализа. От ее содержания зависит полнота и объективность оценки финансового состояния предприятия, стабильность хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.
Прежде всего, следует положительно оценить изменения в третьем разделе баланса. Он стал более информационно емким и понятным. Уставный фонд показывает сумму первоначально инвестированных средств собственниками в предприятие, добавочный фонд -- инфляционный прирост капитала в связи с переоценкой имущества и реализации акций выше их номинальной стоимости, нераспределенная (накопленная) прибыль за все годы и резервный фонд -- прирост собственного капитала за счет результатов деятельности предприятия [4, с.61].
По идее итог третьего раздела баланса -- это реальная величина собственного капитала, если бы здесь наряду со стоимостью собственных акций, выкупленных у акционеров, отражалась и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, а также чистая прибыль отчетного периода. Неиспользованные остатки средств целевого финансирования целесообразнее было бы отражать в четвертом разделе, поскольку эти средства относятся на финансовый результат по мере их целевого использования, аналогично, как и безвозмездные поступления, учитываемые в составе доходов будущих периодов.
К положительным моментам следует отнести и то, что резерв предстоящих расходов и платежей и доходы будущих периодов наконец-то вынесены из состава заемных средств и показываются в составе источников четвертого раздела, которые приравниваются к собственным. В результате отпадает необходимость в перегруппировке статей при расчете величины многочисленных финансовых коэффициентов, где участвуют собственные или заемные средства [15, с.96].
Правильно также поступили разработчики баланса, вынеся из состава запасов товары отгруженные, поскольку по своей сути это уже не запасы предприятия, а средства в расчетах. Фактически это дебиторская задолженность, которую следовало бы показывать в балансе не по себестоимости, а по отпускным ценам. Тогда реальнее оценивалась бы структура оборотных активов.
Наряду с отмеченными положительными моментами, которые повышают аналитические возможности бухгалтерского баланса, следует остановиться и на некоторых недостатках нового баланса.
Одним из них является то, что долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения отражаются по одной статье. Если в бухгалтерском учете их можно учитывать на одном счете, то в балансе такое объединение недопустимо. Отнесение долгосрочных финансовых вложений к оборотным активам приведет к искажению многих финансовых коэффициентов. В частности, уровень коэффициентов ликвидности значительно будет завышен, если в качестве обеспечения краткосрочных обязательств принять взносы в уставные фонды других предприятий.
В предыдущей форме бухгалтерского баланса раздельно отражалась сумма долгосрочной дебиторской задолженности, сроки погашения которой наступят более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и краткосрочная дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение ближайших 12 месяцев. В новом балансе она отражается общей суммой, в результате чего затрудняется группировка активов по степени их ликвидности, а это в свою очередь обусловливает погрешности при расчете коэффициентов ликвидности.
К недостаткам нового баланса следует отнести и то, что сейчас в одном разделе отражаются и краткосрочные и долгосрочные обязательства. При расчете многих финансовых коэффициентов придется из общего итога по пятому разделу вычитать долгосрочные кредиты и займы. Плохо и то, что одной суммой отражаются и кредиты и займы. При оценке финансового положения принципиально важно знать долю каждого из них в общей сумме капитала и их стоимость. Не отражаются в балансе и вексельные займы предприятия как долгосрочного, так и краткосрочного характера, хотя эти сведения можно найти в приложении к балансу (форма № 5). В действующей форме баланса в состав статьи прочая кредиторская задолженность входит долгосрочная задолженность по лизинговым платежам, которая имеет место на многих предприятиях. Если ее не вычленять из краткосрочных финансовых обязательств, то это приведет к искажению показателей ликвидности и других финансовых коэффициентов [3, с.84].
В настоящее время перед предприятиями и учреждениями разных форм собственности встает вопрос, как сделать проще, быстрее и рациональнее сложный и трудоемкий процесс бухгалтерского учета.
Подготовка перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ставит перед бухгалтером сложную и важную задачу, которая состоит в правильном и своевременном проведении расчетов предприятия по хозяйственным операциям.
Для учреждений существуют программные средства, реализующие функции синтетического учета, подготовки первичных документов, накопления информации о совершившихся хозяйственных операциях на бухгалтерских счетах и получения внутренней и внешней отчетности предприятия. Эти системы предназначены для небольших предприятий с количеством хозяйственных операций 1500-2500 в год.
Наибольшее распространение в Республике Беларусь получила информационная система «1С: Бухгалтерия» (фирма 1C). Как правило, данные программные средства разрабатываются по принципу: Бухгалтерские проводки - Главная книга - Баланс.
В основу построения информационной системы «1С» заложен учет хозяйственных операций в хронологическом порядке, независимо от их содержания. При учете каждой хозяйственной операции составляется следующая информация: краткое содержание хозяйственной операции, наименование, номер и дата документа, подтверждающего совершение операции, наименование участников операций, наименование поступивших и отпущенных материальных ценностей. Бухгалтерские проводки формируются автоматически с использованием Справочника типовых бухгалтерских операций. В состав автоматизированной системы входят подсистемы решения, как отдельных задач бухгалтерского учета, так и комплексов задач (например, учет кассовых операций, учет труда и заработной платы и т.д.) [13, с.60].
Автоматизации аналитических работ и процедур бухгалтерского учета значительно облегчает работу бухгалтера. Она быстро и правильно рассчитывает совершенные за день, меяс, год операции, исключает возможность ошибок, которые могли бы возникнуть при ручном расчете. Система довольно, чувствительна к изменениям в законодательстве, отличается простотой, а также универсальна, поскольку ее можно использовать для предприятий разных видов деятельности и разных форм собственности.
Применение автоматизированных систем усиливает функцию контроля правильности, законности, а иногда и экономической целесообразности бухгалтерских операций (записей), не повышая трудоемкости ведения учета. Это достигается путем предварительного программирования соответствующих проверочных нормативов и алгоритмов. При этом автоматизированная информационная система обеспечивает беспрерывный контроль, как составления документов, так и текущих учетных записей. Такой подход обусловлен тем, что компьютерная система бухгалтерского учета имеет свою внутреннюю структуру и устроенные алгоритмы, навязывает бухгалтеру правила учета и схему документооборота, заданные ответственными лицами и зафиксированные в структуре системы [9, с.34]. Практический результат для предприятия - уменьшение вероятности ошибок как из-за неграмотности или случайной ошибки бухгалтера, так и из-за вредительства.
Таким образом, совершенствование отчетности и приближение ее к международным стандартам является одной из основополагающих проблем создания качественной информационной базы для финансового анализа. От ее содержания зависит полнота и объективность оценки финансового состояния предприятия, стабильность хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. А также усовершенствование автоматизации СПК «Остромечево» приведет к уменьшению подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной курсовой работы можно подвести итог:
1. Отчетность это система показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, которая подразделяется на опертивную, бухгалтерскую и статистическую.
2. В состав бухгалтерской отчетности включается годовой баланс, со всеми формами приложений к балансу. Порядок ее составления и представления регулируется действующим законодательством РБ.
3. В организационные мероприятия по составлению годовой бухгалтерской отчетности включаются: инвентаризация, переоценка активов, исправление ошибок, выборочная проверка, реформация баланса и другие мероприятия.
4. Бухгалтерская отчетность белорусских организаций не обладает в полной мере такими качественными характеристиками как сопоставимость, уместность, понятность, надежность. Некоторые из них приведены в правовых актах Республики Беларусь, однако соответствующие нормы являются продекларированными, поскольку отсутствует механизм их применения и на практике допускаются отступления от них. На законодательном уровне необходимо более четко закрепить содержание качественных характеристик бухгалтерской отчетности, а на нормативном уровне - методические рекомендации по их соблюдению при ведении бухгалтерского учета и формировании отчетных показателей.
5. Совершенствование отчетности и приближение ее к международным стандартам является одной из основополагающих проблем создания качественной информационной базы для финансового анализа. От ее содержания зависит полнота и объективность оценки финансового состояния предприятия, стабильность хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.
Еще одним направлением совершенствования контроля подготовительных работ при составлении годовой бухгалтерской отчетности в СПК «Остромечево» - это автоматизация составления годовой бухгалтерской отчетности, т.к. это приведет к достоверности проверяемых данных, доступности документов и облегчению труда проверяющего.
Информация о работе Содержание бухгалтерской отчетности и порядок ее составления