Содержание процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, другие процедуры, предусм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…стр.3


1. Характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица……...стр.4

1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица…………….стр.4

1.2. Признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица…………...стр.7

1.3. Процессуальные особенности (банкротства) юридического лица…………..стр.9

1.4. Порядок объявления о несостоятельности (банкротства) юридического лица……………………………………………………………………………….....стр.15


2. Процедуры банкротства юридического лица………………………………….стр.16

2.1. Наблюдение……………………………………………………………………стр.16

2.2. Внешнее управление…………………………………………………..………стр.22

2.3. Финансовое оздоровление…………………………………………………….стр.24

2.4.Конкурсное производство……………………………………………….….....стр.29

2.5. Мировое соглашение…………………………………………………….……стр.31


Заключение……………………………………………………………………..…..стр.33


Список используемой литературы……………………………………..………….стр.35

Вложенные файлы: 1 файл

учет анализа банкротств.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

    Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

    Для определения наличия признаков  банкротства должника учитываются:

    ·  размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; 

    ·  суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

    ·  размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

    ·  размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением:

    -   обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

    -    обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

    -    обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

    -    обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

    ·  размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

    Не  учитываются при определении  наличия признаков банкротства должника, следующие суммы:

    ·  подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени); 

    ·  проценты за просрочку платежа;

    ·  убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;

    ·  иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей. 

1.3. Процессуальные особенности  (банкротства) юридического  лица 

    В Арбитражном процессуальном кодексе  РФ2002 г. (далее - АПК РФ) глава 28 посвящена рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве). В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь одна статья 143 в главе 19, которая посвящалась рассмотрению дел о банкротстве организаций и граждан. Хочу заметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве - эта категория  дел  рассматривается  арбитражным судом по  правилам, предусмотренным  Кодексом, с особенностями, установленными  федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в пункте 1 статьи  32 Закона о банкротстве 2002 г.

    Любой  из  кредиторов должника в любой  момент  до  завершения  процедуры  ликвидации должника может обратиться  в арбитражный суд  с заявлением  о признании должника банкротом (Постановление Президиума ВАС РФ № 5169/02 от 26 ноября 2002 г.).

      Арбитражный суд по заявлению  лица, участвующего  в деле  о  банкротстве, вправе   принять  меры по обеспечению требований  кредиторов  в соответствии с  Арбитражным  процессуальным  кодексом Российской Федерации (Постановление ФАС Московского округа от  04.03.2003 г. по делу № КГ-А40/580-03).

    В статье  38 АПК  РФ   закреплено правило  о  том,  что  заявление  о  признании  должника банкротом  подается  в  арбитражный  суд  по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена  и в пункте  1 статьи  33  Закона о банкротстве 2002 г.

    В законе о банкротстве 2002 г.,  как  и в прежнем прямо указывается,  что дело о банкротстве не может  быть передано на рассмотрение в третейский суд.   Как в  Законе  о  банкротстве  1998  г. (статья 177), так  и в соответствии с нормами Закона о банкротстве 2002 г. (п.  1 ст. 227) заявление о  признании отсутствующего должника банкротом подается  независимо от размера кредиторской  задолженности. Вместе  с  тем заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом  может быть подано  только при  условии  наличия  у  него  средств,  которые  необходимы для финансирования  процедур банкротства (п. 2 ст. 227).

    Согласно  ст. 2 нового Закона о банкротстве уполномоченным органами  являются  федеральные  органы  исполнительной власти уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в  процедурах  банкротства  требования об  уплате  обязательных  платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы  исполнительной  власти  субъектов  Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле  о банкротстве и  в процедурах банкротства требования  по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855  «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве 2002 г. в качестве  основания  для  подачи заявления о признании  должника банкротом,  налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового  или таможенного органа о взыскании  налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной  службы  России по финансовому оздоровлению и  банкротству или территориального ее органа уведомление о  наличии задолженности по обязательным платежам (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 «О  порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства».

    Рассмотрение  дела о   банкротстве характеризуется   особым  составом участников. Закон  о банкротстве 2002 г, как и Закон  о банкротстве 1998   г.,  делит участников рассмотрения  дела  о банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в деле о банкротстве (статья  34),  а вторая  группа - это лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статья 35). Деление участников на перечисленные группы в  общем-то  соответствует структуре рассмотрения  дела  о  банкротстве.  Лица, участвующие  в  деле  о банкротстве, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о  банкротстве  арбитражным  судом,  а  во-вторых,  при проведении  какой-либо процедуры банкротства.  Лица, участвующие в арбитражном  процессе, имеют  процессуальные  права  и  несут  процессуальные обязанности только в первом случае. В  Законе о банкротстве 2002 г., в отличие от прежнего, перечень лиц,  участвующих в деле о банкротстве, является  исчерпывающим. В новом Законе о банкротстве состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом:

    - должник;

    - арбитражный управляющий;

    - конкурсные кредиторы;

    - уполномоченные органы;

    - федеральные  органы исполнительной  власти, а  также  органы  исполнительной  власти  субъектов   федерации  и  органы   местного  самоуправления   по   месту   нахождения   должника.

    Перечень  лиц, участвующих в  арбитражном процессе  по делу  о  банкротстве, в новом Законе, как и в Законе о банкротстве 1998 г., является открытым. В случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, к числу лиц, являющихся  лицами, участвующими в арбитражном процессе  по делу о банкротстве, могут быть отнесены и другие лица. Однако новый Закон  не называет каких-либо новых лиц по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. Под иными лицами, участвующими в арбитражном процессе по  делу  о банкротстве,  в  Законе о  банкротстве 2002 г. имеются  в виду, в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой  деятельностью  (пункт 1 статьи 183), федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг (пункт 1 статьи 187).

    В соответствии со статьей 54 АПК РФ в  арбитражном процессе наряду с лицами,  участвующими в деле, могут участвовать  их представители и содействующие  осуществлению правосудия  лица - эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

    В соответствии с частью 2 статьи  223  АПК  РФ дела о банкротстве  рассматриваются  коллегиальным  составом  судей, если иное не предусмотрено федеральным  законом, регулирующим вопросы  банкротства.  Частью  4 статьи  228 Закона о банкротстве 2002 г.  установлено, что  дело  о  банкротстве  отсутствующего  должника рассматривается судьей единолично.    При  этом  необходимо  отметить,  что  отдельные  заявления  и ходатайства лиц,  участвующих в деле  о банкротстве,  могут быть разрешены судьей единолично.

    Кроме этого,  в  пункте 1 статьи 60 Закона  о  банкротстве 2002 г. указывается, что  заявления   и    ходатайства  арбитражного управляющего, в том  числе о разногласиях,  возникших между ним  и кредиторами (между  ним и должником), жалобы кредиторов о нарушении их прав и  законных интересов рассматриваются судьей единолично. Однако с самостоятельными   требованиями о разрешении разногласий  о составе, размере и оплате труда  и выходных  пособий  работники должника в деле о банкротстве обращаться не вправе (Постановление ФАС Московского округа от  28.02.2003 г. по делу № КГ-А41/571-03).

    Также в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона о банкротстве 2002 г. судебное  заседание  арбитражного  суда по проверке обоснованности требований заявителя к  должнику  проводится  судьей  арбитражного суда, то есть единолично. Согласно пункта  1 статьи  49 нового Закона, определение о введении процедуры наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично.

    Дело  о   банкротстве должно  быть  рассмотрено  в  заседании  арбитражного суда в срок,  не  превышающий  семи  месяцев  с  даты поступления  заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (статья 51 Закона о банкротстве 2002 г.).

    В статье 134 АПК РФ определяется срок подготовки дела к судебному разбирательству, который не должен  превышать  двух месяцев со  дня поступления  заявления  в  арбитражный  суд. В статье 152  АПК  РФ устанавливается  срок  для  рассмотрения арбитражным  судом  первой  инстанции дела и принятия решения по нему, который составляет один  месяц. Причем  этот срок исчисляется со дня вынесения  определения  о назначении  дела  к  судебному  разбирательству,  если  иное  не установлено  новым АПК РФ,  то  есть  после подготовки  дела  к судебному разбирательству. Таким образом, общий срок  рассмотрения дела в соответствии с нормами АПК РФ составляет три месяца.

    Исходя  из сказанного, мы можем сделать  вывод о том, что  новый Закон  о банкротстве 2002 г. не проводит разграничения между двумя  сроками - сроком на подготовку дела  к судебному разбирательству и  сроком рассмотрения дела в судебном разбирательстве.

    Тем не менее дела о банкротстве рассматриваются  по правилам АПК РФ, с особенностями,  установленными Законом о банкротстве .

    Новым Законом о банкротстве  не устанавливается  срок  подготовки  дела к судебному  разбирательству. Стало быть,  данный срок будет составлять два месяца, то есть в этом случае будут  применяться  нормы АПК РФ. Следовательно, в судебном заседании дело о банкротстве  должно быть рассмотрено арбитражным  судом  первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий пяти месяцев со дня вынесения  определения  суда  о назначении  дела  к  судебному разбирательству. Общий срок рассмотрения дела о банкротстве  будет составлять семь месяцев.

    Подготовка  дела к судебному   разбирательству,  как в соответствии с нормами  АПК РФ,  так и нового Закона о банкротстве, проводится  судьей  единолично  по  каждому  делу  о  банкротстве,  находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции,  в  целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.

      Закон  о  банкротстве  2002 г. дополнительно  к  тем   действиям, которые  совершает   судья  при   подготовке  дела  к   судебному разбирательству, в соответствии с положениями АПК РФ устанавливает следующие действия (в Законе  о банкротстве 2002 г. используется   термин "арбитражный суд", а не "судья").

    Во-первых, арбитражный суд  при подготовке дела о банкротстве к судебному  разбирательству  рассматривает  заявления,  жалобы  и  ходатайства лиц, участвующих в  деле о банкротстве,  устанавливает  обоснованность требований кредиторов (пункт 2 статьи 50 Закона  о банкротстве 2002 г.).

   Во-вторых,  по ходатайству  лиц,   участвующих  в   деле  о  банкротстве, арбитражный  суд  может назначить экспертизу в  целях выявления признаков фиктивного банкротства. На второе правомочие  арбитражного суда  хотелось бы  обратить  особое внимание. Это  связано с  тем, что, как  уже было  сказано, дела о банкротстве  рассматриваются коллегиальным составом  судей, если  иное  не  предусмотрено  федеральным  законом,  регулирующим   вопросы  банкротства.   Подготовка  же   дела,  в   том  числе о  банкротстве,  к судебному  разбирательству   проводится   судьей  единолично. В пункте 3 части 1 статьи 135 АПК РФ при перечислении  действий, которые судья   совершает при подготовке  дела к судебному разбирательству,  говорится не  о назначении  экспертизы,  а о разрешении вопроса о назначении  экспертизы.  Таким  образом,  в  соответствии с  нормами АПК  РФ при  подготовке дела  к  судебному  разбирательству лишь решается вопрос о целесообразности назначения  экспертизы. Само  же  назначение  экспертизы    возможно лишь в судебном заседании.  В случае рассмотрения дела  о   банкротстве это особенно  важно, так как данные дела рассматривается  коллегиальным  составом  судей.  Возможно,  лица,  участвующие в деле о банкротстве,  воспользуются  своим  правом заявить отвод  судье  или  судьям  либо  эксперту. Представляется, что  при  подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству  судья лишь  вправе разрешить  вопрос  о  назначении  экспертизы  в  целях выявления признаков фиктивного банкротства.  Назначение же такой  экспертизы возможно лишь при рассмотрении  дела о банкротстве  в судебном заседании коллегиальным составом суда. 
 

Информация о работе Содержание процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, другие процедуры, предусм