Содержание процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, другие процедуры, предусм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…стр.3


1. Характеристика несостоятельности (банкротства) юридического лица……...стр.4

1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица…………….стр.4

1.2. Признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица…………...стр.7

1.3. Процессуальные особенности (банкротства) юридического лица…………..стр.9

1.4. Порядок объявления о несостоятельности (банкротства) юридического лица……………………………………………………………………………….....стр.15


2. Процедуры банкротства юридического лица………………………………….стр.16

2.1. Наблюдение……………………………………………………………………стр.16

2.2. Внешнее управление…………………………………………………..………стр.22

2.3. Финансовое оздоровление…………………………………………………….стр.24

2.4.Конкурсное производство……………………………………………….….....стр.29

2.5. Мировое соглашение…………………………………………………….……стр.31


Заключение……………………………………………………………………..…..стр.33


Список используемой литературы……………………………………..………….стр.35

Вложенные файлы: 1 файл

учет анализа банкротств.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)
    1. Порядок объявления о несостоятельности (банкротства) юридического лица
 

    Порядок объявления себя банкротом должен был  установить специальный закон. Закон  «О несостоятельности (банкротстве)». Первый нормативный акт с таким названием был принят 8 января 1998 года за № 6.

    В указанном законе была отдельная  глава – «добровольное объявление о банкротстве» (глава 10). По положениям этой главы руководитель компании, установив, что фирма не в состоянии расплатиться со всеми долгами полностью, должен был обратиться к своим кредиторам и получить от них письменное согласие на банкротство. А затем опубликовать в специальном издании объявление компании о банкротстве. После этого в течение двух месяцев руководитель компании принимал претензии кредиторов, принимал решение о включении их в реестр и затем приступал к расчетам. В порядке, предусмотренном названным законом.

    Как видно, эта процедура фактически отдавалась на откуп руководителю компании и кредиторов. И по совместной договоренности вполне возможно было «обанкротить» любую компанию. Ведь обращаться в суд обязанности не было. Это грозило компании только в том случае, если кто-то из кредиторов возражал против объявления банкротства. А при хорошей организации дела, заранее распределив, кому что достанется, таких возражений поступить и не могло. Если же у компании возникали проблемы и выгоднее было вообще свернуть бизнес, то «организовать» себе задолженность и невозможность ее погасить, а затем благополучно, по согласованию с теми же кредиторами, объявить о банкротстве было вполне возможно. Не обращаясь в суд. 
 
 
 
 
 

2. Процедуры банкротства  юридического лица 

    В случае отсутствия признаков банкротства  арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) не всегда влечет обязательную ликвидацию должника. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника— юридического лица, могут применяться и иные процедуры как: наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом.

2.1. Наблюдение 

    Определение о введении наблюдения выносится  в случае, если требование заявителя  к должнику - юридическому лицу  в  совокупности составляет не менее  чем  сто  тысяч рублей, не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должны было быть исполнено и  не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (пункт 2 статьи 33 и пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве 2002 г.). Указанное определение, а также определения об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения, об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу  о  банкротстве могут быть обжалованы.

    Смысл установления данной дополнительной процедуры  состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

    Наблюдение - одна из процедур банкротства, которая  применяется к должнику с момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

    Однако  арбитражный суд не назначает  наблюдение в отношении: ликвидируемого юридического лица; отсутствующего должника; организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

    С момента введения процедуры наблюдения законом устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям. В противном случае данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения так, как они представлены внешним управляющим.

    В случае, если в производстве суда находится  дело, связанное с взысканием с  должника денежных средств и иного  имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные.

    Приостанавливается  исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений  о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае, если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения.

    Запрещается удовлетворение требований участника— юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются Законом о несостоятельности (банкротстве) кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.

    Помимо  перечисленных ограничений существуют также ограничения на ведение  должником хозяйственной деятельности. Органы управления, в чью компетенцию  входит принятие решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о выплате дивидендов и т.д.

    Об  отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд  выносит определение, которое может  быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

    Особого внимания заслуживает норма о  назначении временного управляющего. Назначение временного управляющего осуществляется арбитражным судом в течение 3 дней со дня подачи заявления о  банкротстве из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений— из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

    Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего, в отличие от определения  о назначении внешнего или конкурсного управляющего, не подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно не может быть обжаловано.

    При принятии заявления о признании  должника банкротом арбитражный  суд обращается в государственный  орган по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению, который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников государственного органа по представлению последнего. Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать кандидатуру временного управляющего.

    Временный управляющий за неисполнение или  ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или кредиторов или даже при отсутствии таких последствий, несет ответственность согласно ст. 21 Закона о несостоятельности (банкротстве).

    Практика  показывает, что размер вознаграждения управляющего приблизительно равен  размеру заработной платы руководителя организации-должника.

    Полномочия  временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным  судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного  производства и назначения конкурсного управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании должника банкротом.

    Среди обязанностей временного управляющего одной из важнейших является обязанность  по проведению финансового анализа  состояния должника.

    При составлении финансового анализа  необходимо рассматривать вопросы  не только балансовой, но и фактической (рыночной) стоимости имущества должника, результаты хозяйственной деятельности должника, объемы и структуру финансовых средств, обращающихся в процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу подлежат такие документы, как статистическая отчетность, документы, характеризующие местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих товарных рынках, положение основных конкурентов и т.п.

    Важным  моментом в деятельности временного управляющего является заключение о  возможности восстановления платежеспособности должника. В процессе проведения финансового  анализа временный управляющий  должен дать заключение о наличии или отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника.

    Другая  немаловажная обязанность управляющего—  установление кредиторов, не указанных  в приложении к заявлению должника. В случае выявления таких лиц  временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

    Следующей обязанностью временного управляющего является организация и проведение собрания кредиторов. В его задачу входит определение даты проведения собрания, учитывая, что указанное собрание должно состояться не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда и рассылка кредиторам уведомления о сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов, которыми они будут обладать.

    Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия), а также налоговые и иные уполномоченные органы):

    - требования которых признаны  установленными и направлены  временному управляющему;

    - размер требований которых установлен  арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого собрания.

    Без права голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники должника по требованиям  о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий; временный управляющий и руководитель должника; в случаях предусмотренных законом— органы местного самоуправления и иные органы исполнительной власти.

    Кредиторы обладают числом голосов пропорционально  сумме требований. Решение принимается  простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов.

    На  первом собрании кредиторов принимается  одно из решений, определяющих судьбу должника:

    - о введении внешнего управления  и обращении в арбитражный  суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение о количественном и персональном составе кредиторов.

    - об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  и об открытии конкурсного  производства. При этом решение  должно содержать предлагаемый  срок внешнего управления и  кандидатуру внешнего управляющего, а также как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о количественном и персональном составе кредиторов.

Информация о работе Содержание процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, другие процедуры, предусм