Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель исследования: совершенствование организации учета операций с денежными средствами в кассе на ООО «Бэлло».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические основы организации учета и аудита денежных средств в касса предприятия.
Оценить поставку учета денежных средств в кассе на исследуемом предприятии, выявить ее достоинства и недостатки.
Провести аудиторскую проверку учета денежных средств в кассе.
Выявить пути совершенствование организации учета и повышения эффективности системы внутреннего контроля на исследуемом предприятии.
В настоящее время основным законодательным актом, обладающим наивысшей юридической силой является Конституция Российской Федерации. Она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности [1, С.12].
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны. В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде [2, С.36]. Он выступает основой федерального закона в гражданском законодательстве. Он является законом прямого действия и определяет наиболее общие, основные правовые нормы.
Учет денежных средств в кассе предприятиях регулируется так же Налоговым Кодексом.
В зависимости от назначения и статуса, нормативные документы регулирующие учет денежных средств в кассе предприятиях целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень:
законодательные акты, указы Президента
РФ и постановления
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. К ним относятся:
Центральный банк РФ своим положением № 373-П от 12 октября 2011 года утвердил новый порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ в целях организации наличного денежного обращения. Прежний порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 №40, действовал 18 лет.
Положение распространяется на юридических, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Отмечу, что старый порядок ведения кассовых операций распространялся только на предприятия, объединения, организации и учреждения, то есть на юридических лиц.
Новое положение регулирует: организацию работы по ведению кассовых операций; порядок приема и выдачи наличных денег; порядок ведения кассовой книги; обеспечение порядка ведения кассовых операций. Согласно новому документу, с организаций снимается обязанность по оборудованию кассовых комнат и закрепляется право самостоятельно устанавливать лимит кассы.
В приложении к документу содержится порядок определения лимита наличных, которые могут храниться в кассе юридического лица (индивидуального предпринимателя). Накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций. Однако период между днями сдачи в банк не должен превышать семи рабочих дней.
Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:
где L - лимит остатка наличных денег в рублях;
V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги обособленными подразделениями, за исключением случая, установленного в абзаце втором пункта 1.2 Положения);
Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);
- период времени между днями
сдачи в банк юридическим
Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня равен трем рабочим дням. При определении могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (например, сезонность работы, режим рабочего времени).
При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель - ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:
,
где L - лимит остатка наличных денег в рублях;
R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, установленного в абзаце втором пункта 1.2 настоящего Положения);
Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);
- период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней.
В положении установлено, какие должностные лица имеют право оформлять кассовые документы, кто контролирует ведение кассовой книги, какие подписи и печати нужны в том или ином случае и т. д.
Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Продолжительность срока выплаты заработной платы и стипендий увеличена до пяти рабочих дней (включая день получения наличных с банковского счета на указанные выплаты). Ранее действовал срок 3 дня.
Для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, как и раньше, оформляется расходный кассовый ордер. РКО оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются деньги, подпись руководителя и дату [20, с. 64].
В положении отдельно прописаны требования к банковским платежным агентам (субагентам), определен порядок ведения кассовой книги при наличии у организации обособленных подразделений.
4-й уровень: рабочие документы
по бухгалтерскому учету
Таким образом, учет денежных средств в кассе предприятий регулируется множественными нормативно-правовыми законами, актами.
Необходимо отметить, что на рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона, предусматривающего принципиально новую систему регулирования бухгалтерского учета
Введение нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета продиктовано изменившимися экономическими условиями деятельности субъектов. Нормы действующего закона о бухгалтерском учете, принятого в 1996 году, не отвечают современным правовым и экономическим реалиям.
Проектом закона установлены его цели, предмет и сфера применения. Предполагается, в частности, что действие нового закона будет распространено на все хозяйствующие субъекты, в том числе применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД). Исключение предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также представительств иностранных организаций при условии, что учет доходов, расходов или иных объектов налогообложения данные лица ведут в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Законопроект вводит новые определения и терминологию, применяемую в законодательстве о бухгалтерском учете (вводятся, в частности, понятия международного, национального, отраслевого стандарта бухгалтерского учета).
Предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета основана на взаимодействии государственных органов и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров, аудиторов и предпринимателей. Определена компетенция субъектов регулирования [25, с. 82]. К ведению субъектов негосударственного регулирования отнесены, в частности, разработка национальных стандартов и проведение публичного обсуждения их проектов. Утверждение национальных стандартов, а также программы их разработки отнесено к компетенции органов государственного регулирования. Для проведения экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета предусматривается создание совета по стандартам бухгалтерского учета.
Вводятся новые требования к организации бухгалтерского учета, в частности [23, с. 72]:
- определено понятие учетной
политики и порядок ее
- установлены квалификационные и иные требования к лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (в том числе наличие стажа работы и отсутствие судимости);