Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 06:45, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что заработная плата является главным фактором, стимулирующим экономическое развитие и повышение эффективности экономики. Предметом исследования является промышленное предприятие, а объектом – учет заработной платы. Целью данной работы является рассмотрение учета заработной платы на примере промышленного предприятия, а также его совершенствование.
Введение
3
1 Социально-экономическая сущность заработной платы в условиях формирования рыночной экономики
5
1.1 Сущность и роль заработной платы в системе отношений нанимателя и работника
5
1.2 Значение и задачи учета заработной платы
9
1.3 Системы и формы оплаты труда
11
1.4 Государственное регулирование учета труда и заработной платы
15
2. Учет труда и заработной платы в организации
17
2.1 Учет движения личного состава и использования рабочего времени
17
2.2 Учет расчетов по заработной плате
19
2.3 Порядок определения отдельных выплат работающим
21
2.4 Трудовые и социальные отпуска
27
2.4 Синтетический учет расчетов по оплате труда
29
2.5 Совершенствование учета заработной платы
31
Заключение
35
Список использованных источников
Процесс применения ETC как одного из элементов государственного регулирования заработной платы не стоит на месте, он также совершенствуется. При этом государственное регулирование в этом вопросе не ужесточает, а расширяет права нанимателей, продолжая поиск наиболее оптимальных решений с учетом сложившейся реальной ситуации на рынке труда и в экономике государства.
В 2009 году с целью дальнейшего совершенствования государственного регулирования в области оплаты труда следует выделить такие основные направления, как:
- расширение прав нанимателей в выборе эффективных и действенных систем материального стимулирования работников коммерческих организаций (далее — организации), в первую очередь высококвалифицированных работников (руководителей, специалистов и рабочих), необходимых для данного производства;
- стимулирование реализации продукции, товаров (работ, услуг), снижения их запасов на складах и увеличения поступления валютной выручки;
- обеспечение стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики в зависимости от результатов труда и эффективности хозяйствования.
Названные направления были реализованы с принятием конкретных нормативных правовых актов, в частности, Декрета Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году», постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009 г. № 103 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 и от 27 декабря 2004 г. № 1651 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам регулирования оплаты труда» и от 6 марта 2009 г. № 288 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам оплаты труда».
В установленном порядке постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2009 г. № 44 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122.
Это упростило систему оплаты труда руководителей государственных коммерческих организаций, порядок формирования их должностных окладов повысило роль стимулирующих выплат (премий, надбавок) за выполнение показателей эффективности работы организации. Кроме того, были сняты ограничения на выплату премий по системам премирования из прибыли, оставшейся после налогообложения. В рамках проводимой в республике работы по либерализации экономической деятельности постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» утверждена новая редакция Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — Инструкция), которая вступила в силу с 1 сентября 2009 г.
Новая редакция Инструкции предусматривает расширение прав нанимателей в вопросах дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), а также упрощает расчеты по начислению заработной платы работникам.
Суть новых положений Инструкции, связанных с определением тарифной части заработной платы работников организаций, выражается в:
- отмене привязки тарификации труда работников к основному виду экономической деятельности организации;
- предоставлении права нанимателю тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне трех-четырех разрядов (так называемая вилка разрядов);
- упрощении механизма повышения тарифных ставок (окладов) работников путем введения единого норматива;
- исключении централизованно установленных норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений.
В соответствии с новой редакцией Инструкции наниматель будет самостоятельно принимать решение о применении большинства ее норм и при положительном решении предусматривать их реализацию в локальных нормативных правовых актах (коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах (контрактах), положениях об оплате труда работников и др.).
С 1 сентября 2009 г. отменили обязательную тарификацию руководителей, специалистов по группам ставок в зависимости от основного вида экономической деятельности организации. Их тарификация будет устанавливаться в зависимости от сложности, содержания и специфики труда, квалификации работника.
Конкретные тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты по должностям служащих с 1 сентября 2009 г. будут устанавливаться нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам или уровням управления.
В соответствии с нормами новой редакции Инструкции решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха и др.) также принимается нанимателем, самостоятельно исходя из специфики организации труда и производства.
С 1 сентября 2009 г. отменяется распределение должностей других служащих (технических исполнителей) и руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам. Тарификация данных работников будет устанавливаться нанимателем самостоятельно..
Конкретный тарифный разряд по должности другого служащего (технического исполнителя) либо руководителя подразделения административно-хозяйственного обслуживания устанавливается в штатном расписании нанимателя.
В новой редакции Инструкции исключены основания (их было десять), согласно которым наниматель имел право повышать тарифные ставки рабочих, тарифные оклады служащих.
С 1 сентября 2009 г. Инструкцией предоставлено право нанимателю при необходимости дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300 % включительно, если иное не предусмотрено законодательством. Такое повышение наниматель может устанавливать в зависимости от финансового состояния организации и других факторов.
Например, тарифные ставки (оклады) работников могут повышаться за:
- наличие присвоенной специалисту
в установ
ленном порядке квалификационной категории;
- степень сложности и ответственности, характер выполняемых работ и трудовых функций, в том числе по производной профессии (должности) «старший»;
- особенности организации труда и производства;
- наличие обособленных подразделений;
- участие в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий;
- личный вклад в эффективность работы организации и по другим основаниям.
Конкретные основания и размеры повышения устанавливаются нанимателем самостоятельно на основании локальных нормативных правовых актов (коллективного договора, положения об оплате труда работников и др.).
В новой редакции Инструкции уточнен механизм определения тарифной ставки рабочего и должностного оклада служащего, который предусматривает следующую последовательность:
- определяется тарифная ставка
(оклад), рас
считанная (рассчитанный) по ETC. Для этого
тарифная ставка первого разряда, действующая
в организации, умножается на тарифный
коэффициент соответствующего тарифного
разряда ETC (кратный размер тарифной
ставки первого
разряда), установленный по соответствующей
профессии
(должности), и на коэффициент повышения
по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности
и отраслям.
Решение о применении коэффициентов повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям принимается нанимателем самостоятельно:
- устанавливаются размеры повышения тарифной ставки (оклада), рассчитанной
(рассчитанного) по ETC, и исчисляются суммы
повыше
ний.
Суммы повышений исчисляются по каждому основанию путем умножения тарифной ставки (оклада) работника, рассчитанной (рассчитанного) по ETC, на установленный размер повышения:
до 300 % — согласно Инструкции;
до 50 % — согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;
до 10 % — согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда».
Поскольку Инструкция в новой редакции вступила в силу с 1 сентября 2009 г., то наниматель привел свои локальные нормативные правовые акты (коллективные договоры, положения об оплате труда работников, штатные расписания и др.) в соответствие с Инструкцией. При этом, учитывая, что новый механизм формирования тарифной части заработной платы работников повлечет за собой изменение размеров оплаты их труда, что в соответствии с нормами статьи 32 Трудового кодекса Республики Беларусь является изменением существенных условий труда, наниматель предупредил работников письменно не позднее, чем за месяц (не позднее 1 августа 2009 г.) об изменении существенных условий труда и в установленном порядке, внес необходимые изменения и дополнения в их трудовые договоры (контракты).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заработная плата является главным фактором, стимулирующим экономическое развитие и повышение эффективности экономики.
Как было отмечено ранее, законодательством предусмотрены следующие гарантии в области оплаты труда:
1. величина минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
2. величина размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;
3. республиканские тарифы оплаты труда –
часовые и (или) месячные тарифные ставки
(оклады), определяющие уровни оплаты труда
для конкретных профессионально-
4. размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
5. меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
6. ограничения размеров удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов;
7. государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;
8. ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.
В настоящее время законодательная база в Республике Беларусь по учету заработной платы огромна, изменчива, что приносит неудобства при ее изучении и применении на практике.
Работа по совершенствованию организации и государственного регулирования оплаты труда будет продолжаться. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и в дальнейшем намерено отслеживать складывающуюся ситуацию в этой сфере и с учетом экономической обстановки вносить соответствующие предложения по дальнейшей либерализации в области оплаты труда, максимальному упрощению механизма применения ETC.
Одновременно с изменением нормативной правовой базы в области оплаты труда должен меняться и менталитет руководителей при решении вопросов стимулирования работников. На практике руководители отдельных организаций при стимулировании работников еще продолжают пользоваться принципом уравниловки. Но это неправильно ни с экономической, ни с моральной, ни с какой-либо другой точки зрения. Труд человека необходимо стимулировать за конкретные результаты его деятельности.
Важнейшей задачей предприятия в современных условиях является усиление стимулирующей функции заработной платы. Средимногообразия факторов повышения стимулирующей роли заработной платы доминирующее значение имеют внутренние факторы, то есть организация оплаты труда. Вся деятельность предприятия в области оплаты труда осуществляется на основе научно обоснованных принципов. К числу наиболее характерных принципов организации заработной платы относятся:
- дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников и условий труда;
- самостоятельность предприятий в вопросах организации и оплаты труда;
- соответствие уровня заработной платы реальным результатам труда;
- постоянный рост номинальной заработной платы;
- материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда;
- минимальные гарантии размеров оплаты труда;
- обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы;
- материальная ответственность за выполнение трудовых обязанностей.
По мере написания работы решались следующие задачи:
- изучено
действующее законодательство
- рассмотрены формы и систем оплаты труда, выявлены достоинства и недостатки