Учет затрат социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Любое предприятие представляет собой систему, состоящую из многочисленных
внутренних взаимозависимых частей, находящихся в тесном взаимодействии. Согласно многочисленным исследованиям, состав внутренних переменных организации, основанный на декомпозиции системы, может быть связан с различными подходами к выделению её элементов.
Одни авторы в качестве составляющих внутренней среды организации выделяют
совокупность определённых параметров (цели, структура, задачи, технология, персонал, миссия, бизнес-процессы, власть, культура и др.), которые могут иметь различные комбинации в системе.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание учета затрат по социальной сфере.
1.1 Сущность, экономическая характеристика затрат.
1.2 Понятие и состав социальной сферы, классификация затрат по их содержанию.
2. Учет затрат по социальной сфере на различных предприятиях
2.1 Сводный учет затрат на производство
2.2 Синтетический и аналитический учет затрат по содержанию социальной сферы.
2.3 Обоснование затрат на развитие социальной сферы предприятия и оценка их эффективности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 79.74 Кб (Скачать файл)

                                      Совокупные постоянные затраты                                    

0         а     b                c   
Объем деятельности 
Рис 17.2. Полупостоянные (ступенчатые постоянные) затраты

     Долгосрочные переменные затраты—  в долгосрочном плане постоянные затраты не остаются постоянными, так как на них оказывают влияние различные факторы: инфляция, пересмотр нормативов, изменение технологии производства и др. Кроме того, постоянные затраты могут изменяться и в краткосрочном

плане под влиянием тех же факторов. 
     Полупеременные затраты включают фиксированный элемент (постоянная составляющая) плюс элемент, который обусловлен числом заказов (переменная составляющая). То есть полупеременные затраты являются отчасти фиксированными, отчасти переменными  
     По отношению к принятию решений затраты классифицируются на релевантные и нерелевантные.  
    Релевантные затраты и поступления (затраты и поступления будущего периода) — это те будущие затраты и поступления, которые меняются в результате принятия решения.  
    Нерелевантные затраты и поступления — затраты и поступления, на которые принимаемое решение влияние не оказывает.  
Иногда вместо терминов релевантные и нерелевантные затраты используют другие — устранимые и неустранимые затраты.  
     Под первыми понимают те расходы, которых можно избежать, и которые могут быть сэкономлены, если не принимать какой-то альтернативный вариант. Что касается неустранимых, то они будут понесены в любом случае. Следовательно, для принимаемого решения значимыми являются только устранимые затраты. 
    По отношению к принятию решений можно также выделить следующие затраты:  
Невозвратные издержки — расходы, понесенные в результате решений, принятых в прошлом, которые не могут быть изменены никаким последующим решением в будущем. Это затраты на уже приобретенные ресурсы, причем общее количество этих ресурсов не зависит от выбора между различными альтернативными вариантами их дальнейшего использования. Невозвратные издержки являются для принятия рассматриваемого решения незначительными.  
   Альтернативные издержки— это затраты, измеряющие потерянную или пожертвованную возможность в результате выбора одного из вариантов действий, когда от остальных вариантов приходится отказываться. При принятии решений альтернативные издержки очень важны. Если альтернативного использования ресурсов нет, то альтернативные издержки являются нулевыми, в противном случае, если речь идет о дефицитных ресурсах, альтернативные издержки существуют и должны быть учтены.  
    Инкрементные (приростные или дополнительные) затраты и поступления— это разница между понесенными расходами и поступлениями для рассматриваемых видов продукции при каждом анализируемом варианте. Инкрементные затраты могут включать или не включать постоянные издержки. Если постоянные издержки в результате принятия решения меняются, увеличение таких расходов приведет к дополнительным затратам. Если же в результате принятия решения постоянные издержки не меняются, инкрементные затраты по своей составляющей будут нулевыми. Инкрементные затраты и поступления отражают дополнительные расходы (поступления) в результате выпуска нескольких добавочных единиц продукции. 
     Маржинальные затраты и поступления — дополнительные расходы (поступления) только на дополнительную единицу выпускаемой продукции.  
По составу затраты классифицируются на нормативные (стандартные) и фактические затраты.  
    Нормативные (стандартные) затраты— это затраты, которые устанавливаются заранее. Для организации они являются целевыми и соответствуют расходам при эффективном производстве. Нормативные затраты по своей сути похожи на сметные издержки, однако их отличие в том, что норматив обеспечивает оценку затрат на единицу производства, а смета — оценку затрат на весь объем деятельности.  
    Фактические затраты — действительно, произведенные затраты предприятия, оформленные соответствующими документами. 
    В экономической литературе рассматриваются и на практике используются два подхода к выбору состава затрат, учитываемых по местам их возникновения: во-первых, - это комплекс прямых и косвенных затрат, связанных с работой данного подразделения или службы, безотносительно к видам вырабатываемой продукции; и, во-вторых, когда расходы учитывают по видам продукции без их обобщения по местам возникновения. Выбор того или иного варианта диктуется целями управления. В первом случае контролем охватывают все используемые производственные ресурсы на данном месте возникновения расходов, что усиливает степень влияния учета на процесс формирования издержек и действенность внутреннего хозяйственного механизма. При варианте более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений. Такая система учета называется учетом по центрам ответственности. а каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности. 
Иначе говоря центр ответственности — это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности - продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности. В центре ответственности действует принцип  
«затраты > объем переработки сырья > прибыль». 
По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические. Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные — обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности. Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.  
Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется учетом по Центрам ответственности. Организация учета, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. 
Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром. По первому признаку центры ответственности подразделяются на центры затрат, инвестиций, доходов и прибыли. По выполняемым функциям различают основные и обслуживающие центры ответственности.  
Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключаются в следующем:

определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: он отвечает только за те показатели, которые может контролировать;

персонализация документов внутренней отчетности;

участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период.

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется его спецификой, при этом необходимо учитывать следующие требования:

в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;

во главе центра ответственности должно быть ответственное лицо — менеджер;

необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности;

степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;

желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми;

поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Наиболее практичными считаются следующие центры ответственности:  
Центр затрат — это подразделение внутри предприятия, руководитель которого обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты, отвечая лишь за произведенные затраты. Формирование центров затрат осуществляют на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей организации. Предприятия с централизованной организационной структурой управления могут быть представлены несколькими центрами затрат. 
Центры затрат могут работать в трех направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее получить максимальный результат при заданном уровне вложений затрат; довести до минимума затраты, необходимые для достижения заданного результата; и увеличить результат при снижении затрат. 
Руководители центров затрат не могут самостоятельно определять цены и объемы производства. Издержки, учитываемые и планируемые для центров затрат, являются для них прямыми. Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансовых показателей, это может стимулировать менеджеров к уменьшению затрат за счет снижения качества продукции. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность центров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополнительное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями.  
Центр доходов — это центр ответственности, руководитель которого отвечает только за выручку от реализации продукции, услуг и за затраты, связанные с их сбытом. Примерами таких центров являются региональные 1одразделения по реализации, менеджеры которых отвечают за обеспечение объема реализации на определенной территории. В некоторых организациях центры поступлений приобретают готовую продукцию от производственных подразделений и отвечают за ее дистрибьюцию и реализацию. Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. 
Центры доходов следует отличать от центров прибыли так как центры доходов ответственны только за реализационные расходы, а менеджеры центров прибыли отвечают за производственные и реализационные. Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например за обеспечение возможности конкурировать лишь на тех рынках, где их фирма занимает лидирующую позицию по продажам. 
Центр прибыли — подразделение, руководитель которого ответственен не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности.  
Отчет о прибыли и убытках для центра прибыли является основным документом управленческого контроля. Большая часть решений руководителя центра прибыли имеет воздействие на данные этого отчета. Так как деятельность менеджеров центров прибыли измеряется прибылью, у них есть стимул принимать решения по входам и выходам, которые увеличат объявленную прибыль их центров. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленческий учет должен предоставить информацию о величине издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра, а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. 
Центр инвестиций — подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений.  
Руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. Они вправе принимать собственные инвестиционные решения, распределяя выделенные руководством предприятия средства, по отдельным проектам,  
Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях. Деление предприятия на центры ответственности позволяет: 
- использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия; 
- увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;

децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;

- установить  ответственных за возникновение  затрат, выручки, прибыли.

 

 

1.2 Понятие сферы, ее основные компоненты.

 

       Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

     Ряд авторов, полагая, что социальная  сфера занимает своего рода  промежуточное положение между  экономической и политической  системами и выступает как  бы передаточным звеном от  экономики к политике, считают  неоправданным выделение социальной  сферы как некоторой относительно  самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.  

 Социальная  сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему  общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального  процесса. Это устойчивая область  человеческой деятельности людей  по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной  функции общества. Именно в ней  обретает смысл социальная политика  государства, реализуются социальные  и гражданские права человека.   

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством.

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети-сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия  семьям, имеющим детей;

4) пособия  по безработице;

5) государственное  обеспечение детей - сирот;

6) государственное  обеспечение заключенных;

7) материальная  помощь в виде дополнительных  выплат;

8) натуральная  помощь в виде предметов первой  необходимости и продуктов;

9) оказание  социальной услуги на дому;

10) бесплатное  питание;

11) бесплатное  лечение;

12) бесплатное  или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная  оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное  или льготное обучение или  переобучение;

15) ночное  проживание бездомных;

16) бесплатный  или льготный проезд на общественном  транспорте;

17) финансирование  предприятий с целью организации  рабочих мест для инвалидов.

      Кризисные явления в обществе  ухудшили социальное положение  значительной части населения, в  том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались  многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Под  угрозой оказались здоровье и  благополучие самого ценного  достояния нации - подрастающего  поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. 

     Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.  

    Социальная  сфера не имеет жестких пространственных  и временных рамок. Она существует  не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи  с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и  системами природного порядка. Социальная  сфера, выражая жизнедеятельность  в целостном осуществлении, имеющая  своим результатом человека, социальные  группы, как бы пронизывает все  другие, так как в каждой из  них действуют люди, социальные  общности. С другой стороны, условием  развития социальной сферы является  функционирование других сфер, поскольку  в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются  функции политического управления  обществом. Таким образом, социальная  сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в  фокусе, все предпосылки воспроизводства  и развития общества. В этом  смысле все другие сферы общества  могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная  сфера выступает как фактор  укрепления и поддержания стабильности  социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это  является непременным условием  сохранения целостности всей  общественной системы.  

Информация о работе Учет затрат социальной сферы