Учет и анализ использования основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
Объекты основных средств составляют основу любого производства, поэтому от их количества, стоимости, качественного состояния и эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические основы учета и анализа использования основных средств.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

В бухгалтерском учете основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного за плату, признается сумма фактически произведенных организацией затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Первоначальной стоимостью для объектов основных средств считается:

- для зданий и сооружений при подрядном способе их строительства – сметная стоимость объекта, при строительстве хозяйственным способом – фактическая себестоимость их возведения;

- для оборудования – величина затрат на приобретение, включая расходы на доставку, монтаж, установку и т. п.;

- для объектов основных средств, поступивших безвозмездно, – их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, с добавлением в необходимых случаях затрат на доставку и установку объекта;

- для основных средств, бывших в эксплуатации и приобретенных за плату, – фактические затраты на приобретение, доставку и установку.

Первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляются организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения оценщиков.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость основных средств, отражаемая в бухгалтерском учете, также называется балансовой стоимостью.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, оговоренных в законодательстве. Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.

Восстановительная стоимость – стоимость, используемая при реализации механизма переоценки основных средств. В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:

- данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

- оценка бюро технической инвентаризации;

- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

- экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости основных средств;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций.

Остаточная стоимость – это стоимость, по которой объект отражается в бухгалтерском балансе. Она исчисляется как разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации по объекту (или группе объектов) основных средств на определенную дату.

Движение основных средств связано с хозяйственными операциями по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения, что обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 «Основные средства». Все операции по движению основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

 

 

Рисунок 1 – Классификация основных средств

 

1.2 Нормативно-правовая  база учета основных средств

 

В соответствии с действующим законодательством система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет пятиуровневую иерархическую структуру.

Первый уровень системы включает кодексы, федеральные законы, указы президента и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета:

- Гражданский кодекс Российской  Федерации Часть I от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в редакции от 05.05.2014) и часть II от 26.01.1996 № 14 – ФЗ (в редакции от 21.07.2014). Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты [1];

- Налоговый кодекс Российской  Федерации Часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в редакции от 04.10.2014) и Часть II от 05.08.2000 № 117–ФЗ (в редакции от 22.10.2014). Налоговое законодательство РФ— совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств [2];

- Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (в редакции от 04.11.2014). Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [3];

- Федеральный закон «Об акционерных  обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в редакции от 21.07.2014). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров [4];

Второй уровень включает федеральные стандарты, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия:

- Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 года. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации [5];

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) с изменениями и дополнениями  от 24 декабря 2010 года. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) [6];

- Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) с изменениями от 30 декабря 1999 года. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [7];

- Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) с изменениями от 30 декабря 1999 года. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [8];

- Положение по бухгалтерскому  учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28.06.2010 №63н (в редакции от 08.11.2010). Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) [9];

- Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции от 4 декабря 2012 года) устанавливает формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и порядок их заполнения [10].

Третий уровень включает отраслевые стандарты, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (в качестве основы их разработках также используются международные стандарты). В настоящее время отраслевые стандарты по данному виду деятельности не разработаны.

Четвертый уровень включает рекомендации в области бухгалтерского учета (применяются на добровольной основе):

- Методические указания по бухгалтерскому  учету основных средств, утвержденные  приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н. (в редакции от 24.12.2010) Настоящие Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 [11].

Пятый уровень включает стандарты экономического субъекта, которые принимаются этим субъектом самостоятельно и предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет и анализ использования основных средств