Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:51, дипломная работа
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
Объекты основных средств составляют основу любого производства, поэтому от их количества, стоимости, качественного состояния и эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Линейный способ заключается в равномерном начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств. Сумма амортизационных отчислений за месяц при линейном способе определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта и нормы амортизации, начисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Линейный метод является самым простым, не требующим от бухгалтера дополнительных расчетов. Это единственный метод, который разрешается использовать и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Таким образом, основным «плюсом» линейного метода является упрощение технического процесса. Но не стоит также забывать, что начисление амортизации отражается на балансовой стоимости актива. Чем выше стоимость имущества и меньше его износ, тем более привлекательной выглядит компания.
Во-первых, применяемый метод в бухгалтерском учете непосредственно влияет на обязательства организации по налогу на имущество. Как следствие, происходит рационализация денежных потоков, достигается инвестиционный выигрыш организации. Во-вторых, для совпадения сумм начисленной амортизации необходимо соблюдение дополнительных условий, что в ряде случаев является просто невозможным. И, наконец, при выборе линейного метода, предполагается, что актив используется равномерно в течение всего срока его эксплуатации, что не всегда обоснованно.
Применение этого метода списания по сумме чисел лет срока полезного использования предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости основных средств и отношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока его полезного использования.
Например, если срок службы основного средства составляет 5 лет, то сумма чисел лет будет равной . Следовательно, в первый год будет списана 1/3 его стоимости (5/15 = 1/3), во второй год - 4/15 и т. д.
Рассмотрим на примере вопрос выбора способа начисления амортизации, проанализировав плюсы и минусы каждого из способов, предусмотренных ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Пусть первоначальная стоимость шлифовального станка равна 150.000 руб., полезный срок использования – 5 лет (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Расчет амортизации
Год эксплуатации |
Сумма амортизации, исчисленная | ||||
линейным способом |
способом уменьшаемого остатка |
способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования |
Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | ||
1-й |
30 000 |
60 000 |
50 000 |
3 000 |
30 000 |
2-й |
30 000 |
36 000 |
40 000 |
4 000 |
40 000 |
3-й |
30 000 |
21 600 |
30 000 |
2 000 |
20 000 |
4-й |
30 000 |
12 960 |
20 000 |
2 000 |
20 000 |
5-й |
30 000 |
7 776 |
10 000 |
4 000 |
40 000 |
Из таблицы 4 видно, что при линейном способе амортизационные отчисления распределяются равномерно по годам эксплуатации. При способе уменьшаемого остатка организация большую часть амортизации начисляет в первые годы эксплуатации шлифовального станка, а затем постепенно снижает начисления. Для способа списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования самые большие отчисления приходятся на первые годы эксплуатации объекта основных средств. В последующие годы сумма амортизационных отчислений довольно резко падает. Очевидно, что при списании стоимости пропорционально объему продукции (работ) увеличение годового выпуска влечет за собой пропорциональное увеличение амортизационных отчислений.
На основе сравнительного анализа способов начисления амортизации с помощью таблицы видно, что самым экономически обоснованным (но не всегда возможным и не всегда более выгодным) является способ начисления пропорционально объему продукции. Если согласно расчетам организации экономически выгодно как можно быстрее списать балансовую стоимость станка, к его услугам способ списания по сумме чисел лет полезного использования. Для фондоемких крупных производств, видимо, окажется полезным способ уменьшаемого остатка.
Ускоренная амортизация – начисление износа основного средства с применением к норме амортизационных отчислений повышающего коэффициента. Ускоренная амортизация позволяет ускорить списание имущества на себестоимость продукции, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу налога на прибыль организации. В практике разных стран этот метод рассматривается как способ для скорейшего обновления основных фондов и как механизм снижения инфляционных потерь. К преимуществам метода ускоренной амортизации можно отнести быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, следовательно, к завышению цены реализации произведенной продукции. В связи с этим, практика применения ускоренной амортизации в России пока незначительна. Более широко ускоренная амортизация до последнего времени применялась в практике хозяйствования малых предприятий.
На основании этого, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 29 августа 2002 г. N 04-05-06/34, субъекты малого предпринимательства имеют право при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка использовать коэффициент ускорения 2.
Помимо этого, в соответствии с вышеназванным Законом субъекты малого предпринимательства имеют право списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В процессе эксплуатации основных средств, не зависимо от их назначения в процессе производства, постоянно изнашиваются. Для поддержания в рабочем состоянии они требуют ремонта.
Дефектная ведомость составляется в трёх экземплярах: один остаётся на службе главного механика для оперативного контроля за ходом выполнения ремонтных работ, второй передаётся цеху исполнителю для непосредственного исполнения, третий – в бухгалтерию для контроля за обоснованностью списания отдельных расходов на контрольный объект с целью исчисления фактической себестоимости проводимого ремонта.
В связи с тем, что на практике, ремонтные работы могут производиться не равномерно в течение года и, следовательно, расходы по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ и услуг) неравномерно некоторые предприятия (например, овощесушильные или сезонно работающие) могут образовывать резервы на ремонтный фонд. В целях равномерного включения в затраты расходов по ремонту основных средств эти предприятия самостоятельно устанавливают фиксированную норму в процентах к первоначальной стоимости основных средств.
В соответствии с ПБУ 6/01 в учетной политике может быть установлен один из способов списания расходов на ремонт основных средств:
- без создания ремонтного фонда;
- с созданием ремонтного фонда.
В ЗАО ПКП «Новомосковский хлебокомбинат» ремонтный фонд не используется. Рекомендуется его создать так как он имеет ряд преимуществ: имеет целевое значение; если не использовали средства фонда в текущем году, то они переносятся на следующий год (накапливаются). Хозяйственным способом обычно проводят текущие ремонты. Специальный цех централизованного ремонта (ЦЦР) выполняет работы по ремонту тепломеханического основного и вспомогательного оборудования, а для ремонта электротехнического ремонта создаются отдельные бригады в цехах. Финансирование хозяйственного способа осуществляется, или за счет ремонтного фонда, или, если ремонтный фонд не формируется, то все затраты списываются по тем статьям, к которым они относятся (материалы и запчасти на «Материальные затраты», заработная плата на «Оплату труда» и пр.). Для оптимизации сроков и (или) затрат ремонтной кампании используют методы сетевого планирования (СП), которые позволяют оптимизировать весь процесс ремонта: обеспечить согласованность во времени действий многочисленных участников ремонта и найти наиболее оптимальные (быстрые) пути для достижения конечного результата. Таким образом, внедрение СП призвано обеспечить повышение производительности труда и снижение стоимости ремонта.
Все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта ОПФ в состав затрат на производство и реализацию продукции.
Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия — прибыли после налогообложения.
Затраты на ремонт в большей степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подразделения, чтобы можно было поддерживать машины и оборудование в работоспособном состоянии. В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения.
Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.
3.2 Автоматизация учета основных средств
В ЗАО ПКП «Новомосковский хлебокомбинат» для ведения хозяйственного учета использует программу «1С: Бухгалтерия 7.7», настроенная непосредственно на учет хозяйственной деятельности предприятия, имеющий свои специфические особенности.
Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал хозяйственных операций. В программу следует вводить все проводки, отражающие хозяйственную деятельность предприятия. Программа рассчитана на хранение большого числа проводок - десятков и сотен тысяч, однако среди них всегда можно найти нужные по дате, счетам дебета и кредита, сумме или содержанию. Кроме этого можно ограничить «видимость» проводок за год, полгода, квартал и др.
Вопрос сравнительной оценки программ, безусловно, актуален. Развитие предпринимательской деятельности в нашей стране, происходящее в период развития рыночных отношений, предопределило резкое увеличение спроса на профессию бухгалтер, что, в свою очередь, сообразно бурному развитию компьютерной техники, вызвало потребность обеспечения деятельности бухгалтеров новейшими программными средствами, позволяющими оптимизировать нелегкий труд счетных работников, свести к минимуму «бумажную» работу.
Целью исследования является сравнение современных бухгалтерских программ на примере 1С: «Бухгалтерия 8» и 1С: «Бухгалтерия 7.7»— с целью выявления основных сходств и принципиальных отличий. Все программные продукты для бухгалтерии имеют свои отличительные характеристики, но конечная цель у них одна и та же — оптимальным образом автоматизировать бухгалтерию предприятия.
Фирма «1С», система «1С: Бухгалтерия». На сегодняшний день это самый известный и продаваемый продукт в России. Популярность этой программе обеспечили мощная реклама, развитая дилерская сеть, невысокая цена и грамотная маркетинговая стратегия. Основные возможности системы легко укладываются в схему «проводка – главная книга – баланс». В базовый комплект поставки входит некоторый набор заполняемых форм первичных документов, которые при необходимости можно перенастроить, изменить форму и алгоритм заполнения. Для этого надо воспользоваться внутренним макроязыком, освоение которого требует некоторой квалификации.
Продукт обладает всеми необходимыми функциями для отражения ежедневной бухгалтерской деятельности компании и формирования отчетности. Программа обладает качественными встроенными в систему помощниками, которые придут на помощь бухгалтеру при освоении программы и решении сложных ситуаций.
Программа 1С: «Бухгалтерия 8» - более современный и функциональный программный продукт по сравнению с 1С: «Бухгалтерия 7.7», и имеет ряд существенных преимуществ (см. таблицу 5).
Таблица 5 - Сравнительная характеристика программ 1С: «Бухгалтерия 7.7» и 1С: «Бухгалтерия 8»
Функциональные возможности |
1С 7.7 |
1С 8 |
Преимущества 1С 8 по сравнению с 1С 7.7 |
Ведение учета нескольких организаций в единой информационной базе |
нет |
есть |
Организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т.д. При этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы. За счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль». |
Ведение партионного учета |
Только по средней себестоимости |
Помимо способа оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости, становится возможным применение и таких способов, как ФИФО и ЛИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации |
Введение партионного учета расширяет область применения типового решения |
Применение различных режимов налогообложения |
Поддерживается только общая система налогообложения и единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности. Для применения УСН или ведения учета индивидуального предпринимателя необходимо приобретать специализированные программы. |
Поддерживаются различные схемы налогообложения: общая система налогообложения; упрощенная система налогообложения; единый налог и налог на добавленную стоимость; единый налог без налога на добавленную стоимость; единый налог для субъектов предпринимательской деятельности -физических лиц |
Нет необходимости приобретать отдельные программы для организаций, применяющих УСН, или программы для ведения учета индивидуального предпринимателя |
Информация о работе Учет и анализ использования основных средств