Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 09:42, курсовая работа
Цель работы - теоретическое и практическое рассмотрение вопросов бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
отражение синтетического учёта поступления и реализации товарных запасов;
исследование порядка документального оформления операций по движению товарных запасов;
анализ экономических показателей деятельности предприятия;
анализ состава и структуры товарных запасов в оборотных активах организации;
изучить методологические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
провести анализ бухгалтерского учета материалов в ОАО «Ашинский МЗ».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ……………………6
Понятие, классификация и оценка учета материально-производственных запасов…………………………………………….……6
Задачи учета и анализа материально-производственных запасов и основные требования, предъявляемые к нему……………………………17
Документальное оформление движения производственных запасов………………………………………………………………………22
Обоснование и выбор способов и приемов анализа материально-производственных запасов …………………………………..……………25
УЧЕТ И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АШИНСКИЙ МЗ»)………………...….28
Организационная и финансово-экономическая характеристика ОАО «Ашинский МЗ»……………………………………………………...28
Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля на ОАО «Ашинский МЗ»…………………………...………………………....36
Аналитический и синтетический учет запасов…………………..38
Анализ материально-производственных запасов ОАО «Ашинский МЗ»……………………………………………………………………….....48
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ…………………………52
Экономические расчеты эффективности предложенных мероприятий………………………………………………………….…52
Составление учетной политики на планируемый год………...…54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………
4. анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, чистых активов и уставного капитала, выявление резервов улучшения экономического состояния общества, выработка рекомендаций для органов управления обществом;
5. проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашений прочих обязательств;
6. подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты общества, годовую бухгалтерскую отчетность, распределение прибыли, отчетной документации для налоговых и статистических органов, органов государственного управления;
7. проверка правомочности единоличного исполнительного органа по заключению договоров от имени общества;
8. проверка правомочности решений, принятых советом директоров, единоличным исполнительным органом, ликвидационной комиссией, их соответствия уставу общества и решениям общего собрания акционеров;
9. анализ решений общего собрания на их соответствие закону и уставу общества.
Ревизионная комиссия общества избирается в составе 5 человек общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.
2.3 Аналитический и синтетический учет запасов
Для хранения материалов на предприятии существуют специализированные склады (кладовые). Кроме центрального склада в различных подразделениях могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов.
Для правильного учета материалов важное значение имеет четкая организация работы склада. Важной предпосылкой рациональной организации учета является четкая система документооборота, строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей, компьютеризация складского учета.
Все операции движения материалов осуществляет кладовщик, являющийся материально-ответственным лицом. Материально-ответственное лицо организует складской учет на складе и ведет его ежедневно под постоянным контролем бухгалтерии в карточках учета материалов формы № М-17 по каждому сорту, виду и размеру. В карточке указывается название предприятия, номер карточки, склад, номенклатурный номер материала, единица измерения, наименование материала. Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их кладовщику.
Записи в карточках учета материалов производятся только на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных, накладных на внутреннее перемещение материалов, накладных на отпуск материалов на сторону). После каждой записи о поступлении или расходовании материалов выводится остаток. Благодаря этому склад располагает активными сведениями о состоянии запасов материалов. Карточки располагаются в картотеке в порядке возрастания номенклатурных номеров.
Карточки складского учета материалов в ОАО « Ашинский МЗ» не ведутся. В установленные сроки (конец месяца) бухгалтер материального отдела принимает от материально-ответственного лица документы на приход и расход материалов, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра. Подтверждением приемки-сдачи документов здесь служит подпись работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей по каждой операции, что не противоречит действующим нормативным документам.
На местах ведется количественный учет поступления и использования материалов, полученных со склада. Приход материалов отражается в книге учета материалов на основании лимитно-заборных карт и требований-накладных.
Расход материалов проставляется в заказе на выпуск продукции по факту использования, так как на предприятии применяется позаказный метод учета затрат. В начале месяца, следующего за отчетным, бухгалтерия дает в цех данные об отпущенных ему со склада материалах в стоимостном выражении (расцененные требования-накладные).
На основе требований и заказов учетчик цеха составляет материальный отчет по цеху за месяц, который является основным аналитическим регистром по формированию себестоимости продукции в части прямых материальных затрат. Производственный отчет содержит данные об остатках материалов в цехе на начало месяца по каждому наименованию материала в количественном и суммовом выражении, поступлении материалов за месяц и расходе каждого наименования материала на каждый заказ и в целом на выпуск продукции, а также об остатках материала на конец месяца. Ежемесячно материальный отчет передается в бухгалтерию предприятия.
Порядок аналитического учета в бухгалтерии зависит от метода учета материалов в бухгалтерии и его взаимосвязи со складским учетом. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
В ОАО « Ашинский МЗ» используется оперативно-бухгалтерский метод учета материалов (сальдового). Этот метод более прогрессивный и рациональный, поэтому он применяется в ОАО « Ашинский МЗ»
Основными принципами оперативно-бухгалтерского метода являются:
При этом методе учета бухгалтерия не дублирует данных складского сортового учета, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складе.
Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, но не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-ое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в сальдовую ведомость (ведомость остатков материалов на складе).
Бухгалтер, занимающийся учетом материалов, составляет группировочные ведомости отдельно по приходу и расходу материалов.
В ОАО « Ашинский МЗ» сальдовые ведомости не ведутся по складу. Так как учет на исследуемом предприятии автоматизирован, для взаимосверки и взаимоувязки складского и бухгалтерского учета материалов в бухгалтерии бухгалтер заносит данные первичных документов в компьютер, который составляет оборотную ведомость по складу, являющуюся регистром аналитического учета. В данной ведомости отражены сальдо на начало месяца, приход материалов за месяц, их расход и сальдо на конец месяца. Одновременно составляются оборотные ведомости по счетам, корреспондирующим со счетом 10 «Материалы». Затем данные автоматически поступают в сводные оборотные ведомости по счетам.
Отраженные в ведомостях движения материалов по всем складам сальдо по субсчетам к счету 10 «Материалы» на начало месяца и сальдо на конец месяца должны совпадать с аналогичными показателями сводной ведомости по счету 10 «Материалы».
Таким образом, в ОАО «Ашинский МЗ» осуществляется полная тождественность и увязка количественных показателей на складе и стоимостных в бухгалтерии, что обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета.
Учет МПЗ на предприятии ОАО «Ашинский МЗ» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет МПЗ» ПБУ 5/01. Вся информация о наличии и движении материальной массы (сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и тому подобных ценностей), принадлежащей предприятию, отражаются на активном счете 10 «Материалы».
По дебету счета отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо счета показывает наличие материала на момент учета.
Метод оценки производственных запасов определяется из расчета их фактической стоимости с применением счета 10 «Материалы» (согласно учетной политике предприятия). Фактическая стоимость списываемых в производство МПЗ определяется по средней с/с (ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»).
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета. Отметим, что Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, введен еще один субсчет к счету 10 «Материалы» – 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Это связано с тем, что в новом Плане счетов исключено понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). В новом плане счетов не предусмотрено счетов 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов». Остатки по этим счетам по усмотрению организации должны быть перенесены соответственно на счет 01 «Основные средства» или на счет 10 «Материалы».
В ОАО «Ашинский МЗ» к счету 10 открыты субсчета, приведенные в таблице 4.
Характеристика субсчетов, открываемых к счету 10 «Материалы»
Таблица 4 - ОАО «Ашинский МЗ»
№ |
Наименование субсчета |
Содержание |
10-1 |
Сырье и материалы |
Учитывает наличие и движение: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, участвующих в производстве продукции или потребляемых для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу |
10-2 |
Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали |
Учитывает покупные полуфабрикаты, готовые комплектующие изделия, включая строительные конструкции и детали, специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, приобретаемые организацией в качестве комплектующих изделий |
10-3 |
Топливо |
Учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления. |
10-4 |
Тара и тарные материалы |
Учитывает все виды тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также о материалах и деталях, предназначенных для её изготовления и ремонта |
10-5 |
Запасные части |
Учитывает запасные части, предназначенные для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей узлов |
10-6 |
Металлолом |
Учитывает наличие и движение отходов производства (лома металлов, стружки, обрезков и т.п.), которые не могут быть использованы как материалы |
10-9 |
Инвентарь и хозяйственные принадлежности |
Учитывает наличие и движение инвентаря и хозяйственных принадлежностей |
Счета, указанные в таблице сохранили свое название и значение в учете материалов.
Поступление материальных ценностей находит отражение в следующих ведомостях:
- материальных ценностей, поступивших от поставщиков (обороты в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») – соответственно в ведомости учета по счетам (счет 60);
- материалов, приобретенных подотчетными лицами (обороты в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») – в ведомости учета по счетам (счет 71);
- материалов собственной выработ
- параллельно выходным машинным формам ведомости по счетам 43, 44 ведется вручную журнал-ордер №11 (по кредиту счетов 43, 44).
Основными каналами поступления материальных ценностей в ОАО «Ашинский МЗ» являются:
1) приобретение материалов у поставщиков;
2) приобретение материалов
3) оприходование материальных
4) поступление материалов
При существующем на данном предприятии способе учета приобретение материалов у поставщиков отражается в учете проводками в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Инструкция по применению Плана счетов прямо предусматривает, что счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших МПЗ (без НДС) в корреспонденции со счетами учета этих ценностей.
Информация о работе Учет и анализ материально-производственных запасов