Учет и анализ производственных запасов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:52, дипломная работа

Краткое описание

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплмо.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

Результаты производственно-хозяйственной  деятельности, выполнение бизнес-плана, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов.

В основные задачи анализа  использования трудовых, ресурсов входят:

  • в области использования рабочей силы - оценка обеспеченности пред 
    приятия необходимыми кадрами по численности, составу, структуре, уровню квалификации; установление соответствия профессионального состава и уровня квалификации работающих требованиям производства; изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы, анализ влияния численности работающих на динамику продукции; проверка данных об использовании рабочего времени и разработка мероприятий лучшего использования рабочего времени и по устранению непроизводительных затрат рабочего времени;
  • в области производительности труда - установление уровня производительности труда по структурным подразделениям; сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодов; определение экстенсивных и интенсивных факторов роста производительности труда, оценка факторов, влияющих на рост производительности труда; выявление резервов дальнейшего роста производительности труда и их влияние на динамику выпуска продукции.

          Цель анализа трудовых ресурсов  состоит в том, чтобы вскрыть  резервы повышения эффективности  производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени.

Основными источниками  информации, используемой в анализе  трудовых ресурсов, являются данные отчетности по труду, форма № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников», данные табельного учета, единовременный учет работников по профессиям и квалификациям, сведения о трудоемкости продукции и заданиях по ее снижению

Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.

Изучение показателей  трудовых ресурсов начинается с анализа  обеспеченности предприятия персоналом. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации (таблица 3).

Из таблицы  видно, что в рассматриваемом  периоде изменений в абсолютном размере и качественном составе работников не происходило. Два человека представляют руководящий состав, что составляет 25% от общей численности персонала организации. Остальные 6 человек (75%) представляют исполнительный персонал.

 

Таблица 3 - Состав и структура работников предприятия

 

Категория работников

2005

2006

2007

 

чел.

в% к итогу

чел.

в% к итогу

чел.

в% к итогу

Руководители Специалисты

16

46

25 75

16 46

25 75

16 46

25 75

Всего:

8

100

8

100

8

100


 

Далее рассмотрим динамику объемов реализации в разрезе  по видам товарной продукции предприятия (таблица 4).

 

Таблица 4 - Состав товарной продукции, тыс. руб.

 

Вид товарной продукции

2005

2006

2007

2007 к 2005, %

Собственная продукция:

2360

2405

3627

153,6

 

Комплектующие:

Грузоперевозки

 

832 510

 

 

1210

1329

 

1137 1777

 

136,6 3,49 р.

Итого

6306

7564

10449

165,7


 

Анализируя таблицу, следует отметить устойчивый рост продаж предприятия - в рассматриваемом периоде он составил 165,7%. Наибольшими темпами роста продаж услуги по осуществлению грузоперевозок - в 3,49 раза, и продажа собственно продукции - рост продаж составил 153,6%. На основании этого можно сделать вывод о том, что в целом производственно-коммерческая деятельность предприятия характеризуется положительной динамикой.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

 

В соответствии с производственной программой и нормами расхода  предприятия определяют потребность  в материальных ресурсах. Для учета  и контроля операций приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками используется журнал-ордер № 6, при использовании ЭВМ - машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Записи в журнале-ордере № 6 ведутся позиционным способом - по каждому расчетному документу.

Материалы на предприятие поступают, в основном, от поставщиков (дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Поставщиками выступают территориальные организации материально-технического снабжения, предприятия, взаимоотношения между которыми регулируются договорами поставки.

На материалы, поступившие  от поставщиков согласно заключенным  с ними договорам, предприятие получает сопроводительные документы: платежные  требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов и проверяются с точки зрения соответствия их условиям поставки, предусмотренным договором: по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроку отправки и другим. Проверенные сопроводительные документы предприятие акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего эти документы передают в бухгалтерию предприятия для оплаты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 года перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 года № 514 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок (Приложение 6) и требования к их ведению.

Механизм применения счетов-фактур изложен в Письме Государственной  налоговой службы и Министерства Финансов Российской Федерации от 25 декабря 1996 года № ВЗ-6-03/890, №109 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года».

Уже первые месяцы работы показали, что некоторые вопросы, касающиеся практической организации  работы по реализации положений, установленным  данным нормативным документом, нуждаются  в дополнительных разъяснениях. Например, из пункта № 1 Письма вытекает, что «с введением счетов-фактур сохраняются все действующие формы расчетных и первичных учетных документов. Счета-фактуры вводятся не взамен каких-либо документов, а дополнение к ним». В этом случае резко увеличивается объем работы за счет ее неоправданного дублирования.

Каждое предприятие  осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге  продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих  форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на основе книги продаж и подлежащему зачету на основе книги покупок или восстановлению по НДС, уплаченному в соответствии с требованиями Инструкции 39 Госналогслужбы.

В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков за приобретенные основные средства и нематериальные активы, поступившие производственные запасы, малоценные предметы, товары и оказанные услуги. Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС входящего (уплаченного). Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств - оплате счетов-фактур и оприходовании товаров. Как представляется, с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы или из подотчетных сумм.

Следует отметить и негативные стороны нововведения.

Во-первых, предложенная в письме схема ведения счетов-фактур и их регистрации в книге продаж и покупок значительно усложнила  работу предприятия, породив дубликации.

Во-вторых, по предложенной схеме данные книги продаж и книги  покупок не могут быть использованы для исчисления налога, так как  в них не содержится всей исчерпывающей  информации для начисления НДС за товары и услуги и зачета НДС уплаченного.

В-третьих, Госналогслужба России совместно с Минфином, выпустив письмо «О применении счетов-фактур при  расчетах по налогу на добавленную  стоимость» «поправила» Закон, обязав соблюдать норму, в нем не предусмотренную.

К зачету по НДС начисленному не будут приниматься суммы, если предприятием не ведется книга покупок и журнал. Это следует понимать так, что если предприятие не допустило ошибок в расчетах с бюджетом по НДС, но не ведет книгу покупок, то у него, во-первых, будет исключена зачтенная сумма НДС входящего и, во-вторых, оно уплатит штраф в том же размере, хотя интересы бюджета соблюдены и не нарушены.

Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации бухгалтерия выписывает экспедитору доверенность.

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документам поставщика и если расхождений нет, то выписывает приходные ордера (Приложение 8) на все количество поступившего груза в одном экземпляре в поступления материалов. Если расхождений между фактически принятым количеством материальных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика, нет. То оприходование можно оформить и без выписки приходного ордера - на основании документов поставщика.

Если при приемке  от поставщиков будет установлено  расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишек, пересортица) или если имела место неотфактурованная  поставка (поступление материалов без  счета-фактуры поставщиков), то заведующий складом вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляет акт о приемке материалов в двух экземплярах. В этом случае приходные ордера не составляются, а акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщику. Данные по поступившим материальным ценностям ежедневно передаются на информационно-вычислительный центр, где по каждому складу составляется табуляграмма «Список поступивших материалов».

В установленные сроки  заведующий складом передает все  первичные документы в бухгалтерию  предприятия по реестру, выписываемому  обычно в двух экземплярах: первый с  приложенными оправдательными документами  остается в бухгалтерии, второй с  распиской бухгалтера о количестве принятых приходных и расходных документов - у заведующего складом. Как правило, документы передаются ежедневно, но не реже одного раза в неделю.

Материалы могут поступать (дебет счета 10 «Материалы») от подотчетных  лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») вследствие выбытия пришедших в негодность основных средств (кредит счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств») и могут быть изготовлены собственными вспомогательными производствами (кредит счета 23 «Вспомогательные производства»). На этапе образования предприятия материалы могут поступать от учредителей в качестве их вклада в уставный (складочный) капитал (дебет счета 10 «Материалы», кредит субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»). Может иметь место безвозмездное получение материалов (дебет счета 10 «Материалы») от физических и юридических лиц (кредит субсчета 87-3 «Нераспределенная прибыль»).

Операции по доставке приобретенных материальных ресурсов, их погрузке и выгрузке включается в себестоимость заготовленных производственных запасов (дебет счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы») с кредита счетов (23, 60, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в зависимости от вида расходов (если учетной политикой не предусмотрено использование счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»).

Уплачиваемый при приобретении материалов НДС отражается в учете  по субсчету 19-3 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям», только если он выделен в расчетных  документах отдельной позицией (дебет  счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). К расчетным документам относятся платежные требования, платежные требования-поручения, платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцом. Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятия принимают на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления. В дальнейшем ежемесячно НДС подлежит зачету (дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», кредит субсчета 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и списанию (дебет счетов 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96) в порядке предусмотренном Инструкцией № 39 ГНС России «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Информация о работе Учет и анализ производственных запасов организации