Учет и анализ производственных запасов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:52, дипломная работа

Краткое описание

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплмо.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку материальные ценности списываются на производство по последней рыночной цене, то себестоимость  продукции своевременно отражает колебания рыночных цен, и предприятие получает более реальное представление о прибыли от реализации продукции.

Применение  одного   из  методов  по  конкретному  наименованию производится в течение отчетного года.

 «Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в   ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки  проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением   случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

     Проведение  инвентаризации обязательно:

     - при передаче имущества в аренду,  выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или  муниципального  унитарного предприятия;

     - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

     - при смене материально ответственных лиц;

     - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

     - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     - при реорганизации или ликвидации организации;

     - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».[РI.п.5 ст.12 п.1,2]

В зависимости  от той роли, которую играют материалы  в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, и пр. Внутри каждой из перечисленных групп материалы подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры.

Поступление на предприятие материалов происходит:

- от поставщиков

- от подотчетных лиц

- при списании и ликвидации  основных средств 

- из собственного производства

На материалы, поступившие от поставщиков  согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает расчетные документы:

- товарно-транспортные накладные,

- платежные требования-поручения,

- счета-фактуры.

Документы после регистрации в  журнале учета поступающих грузов проверяются на соответствие их условиям поставки (ассортимент, цены, количество, качество); после чего их акцептуют передают в бухгалтерию.

При поступлении материалов материально-ответственное  лицо проверяет соответствие фактического их количества данным документам поставщика, после чего в случае отсутствия расхождений выписывается приходный ордер формы М-4. При этом оприходование может быть оформлено без составления приходного ордера на основании документов поставщика.

Если при приемке материалов от поставщика установлено расхождение  с данными сопроводительных документов или если имела место неотфактурованная поставка (поступление матери лов без сопроводительных документов), то составляется акт приемки материалов (форма М-7) при участии незаинтересованной стороны. В этом случае акт является одновременно приходным документом и служит для уточнена расчетов с поставщиком.

Поступление на склад материалов собственного изготовлена и оставшихся от ликвидации имущества оформляют накладные  на внутреннее перемещение материалов.

На основании данных приходных документов заводится карточка складского учета материалов (форма М-17). По мере совершения хозяйственных операций материально-ответственное лицо производит записи карточки. При этом каждой записи присваивается очередной порядковый номер с начала года, который фиксируется на послужившим основанием для записи первичном документе. После каждого факта движения материалов выводится его количественный остаток. 

По истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступивших  и количество выбывших материалов и выводит остаток на конец месяц, используя начальное сальдо. Этот остаток должен соответствовать остатку последнего дня месяца. Выведенные остатки заносятся в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии.

Таким образом, на применении карточек складского учета сальдовой книги основан сальдовый метод учета материалов, предусматривающий ведение сортового количественного учета только работниками складов в карточках. При этом синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соответствующем счете 10 «Материалы», а внутри них – по субсчетам, материально-ответственным лицам и группам материалов.

На предприятиях, где количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании данных первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток (дублирует складской учет).

 Информация из карточек количественно-суммового  учета переносится в аналитические оборотные ведомости, открываемые на отдельные материально-ответственные лица.

Материалы отпускают со склада:

- на производственное потребление,

- хозяйственные нужды,

- на сторону для переработки  и для реализации неликвидных  запасов.

Оформление отпуска ценностей  зависит от организации производства, направления расхода и периодичности их выдачи.

Расход материалов, отпускаемых  в производство и другие нужды часто, оформляют лимитно-заборными картами (форма М-8), выписываемыми в 2-х экземплярах (один - складу, другой - получателю). Редкий отпуск материалов со склада фиксируется требованиями (форма М-11). Отгрузку ценностей сторонним организациям или хозяйствам своего предприятия, расположенным за его пределами, оформляют расходными накладными (форма М-15).

В небольших предприятиях отпуск материалов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы отражаются в отчетах о выпуске и реализации продукции, которые после утверждения руководителем служат основанием для списания соответствующих ценностей.

Недостачи в пределах норм естественной убыли относятся счета по учету издержек производства и обращения (обычно через счет 94), сверх же норм — на расчеты по претензиям при составлении соответствующего акта либо на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», откуда обычно списываются на материально-ответственное лицо или при его отсутствии — на финансовые результаты. При этом соответствующие суммы НДС восстанавливаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетами учета источников для финансирован списания недостач материалов.

Транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР) организации принимаются  к  учету путем:

а) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету  «Материалы»;

б) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую  себестоимость материала (присоединение к договорной цене, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). Данный метод целесообразен в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

в) отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;

При применении данной методики используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей».

На дебет  счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относят фактические  расходы по заготовлению и приобретению материальных ценностей в корреспонденции со счетами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на фактурную стоимость приобретаемых производственных запасов; 23 «Вспомогательные производства» - на расходы за доставку; 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на оплату прочих расходов и т.п.

По кредиту  счета 15 поступившие материальные ценности приходуют по учетным ценам бухгалтерской  записью:

Дт 10 «Материалы»                

Кт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Сумма разницы  в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается  в дебет или кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 разницы в стоимости приобретенных  материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.

Рассмотрим операции по движению материалов на конкретных примерах (цифры условные):

а) Оприходованы материалы, полученные от учредителей  в счет их вкладов в уставный фонд предприятия, на сумму 10000 руб.; получено от физических лиц безвозмездно материалов на 20000 руб., подотчетные лица сдали  на склад закупленных за наличные материалов на 3000 руб.; оплачено за материалы из кассы 3000 руб., получен от поставщиков счет на 60000 руб., включая НДС; отражена эта задолженность, а также задолженность по их транспортировке транспортной организации на 6000 руб., в т. ч. НДС 1000 руб.:

Дт 10 «Материалы»                                   88000

Дт 19 «НДС по приобретенным  ценностям»              11000

Кт 75 «Расчеты с учредителями»                      10000

Кт 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрыт. убыток)» 20000

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»                3000

Кт 50 «Касса»                                        3000

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»        60000

Кт 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»   6000

В данном случае материалы, полученные в счет взноса в уставный фонд, приходуются по их согласованной оценке (по дебету 10 и кредиту 75); полученные безвозмездно – по стоимости согласно документам передающей стороны (по дебету 10 и кредиту 84), материалы, полученные от подотчетных лиц, оплаченные из кассы — по их фактической стоимости. Материалы же, полученные от поставщиков, учитываются по дебету счета 10 по их стоимости документам поставщика, отраженной по кредиту счета 60, yвеличенной на транспортные расходы, отраженные по кредиту счета 76. НДС по материалам отражается обособленно по дебету счета 19 и включается в кредитовые обороты по счетам 51, 60, 76.

б) Оприходованы материальные ценности: отходы собственного производства на сумму 13000 руб.; на 5000 руб. поступило  материалов в связи с выбытием основных средств; выявлены излишки при инвентаризации материалов на сумму 1000 руб.

 Дт 10 «Материалы»                                  19000

Кт 20 «Основное производство»                  13000

Кт 91 «Прочие доходы и расходы»                      5000

Кт 99 «Прибыли и убытки»                        1000

Здесь по кредиту отражены счета по учету источников получения  материалов (91, 20, 99).

в) Приобретены материалы  на сумму 20000 руб. за счет краткосрочного банковского кредита без зачисления на расчетный счет, в т. ч. оплачено 4000 НДС; кроме того, начислены проценты в размере 2000 руб. по оформленному на покупку материалов кредиту:

Дт 10 «Материалы»                                         22000

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»                     4000

Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»        26000

При этом начисленные  суммы процентов учитываются  отдельно по кредиту счета 66 и относятся  на стоимость закупленных материалов.

г) Оприходованы материалы  на сумму 5000 руб., поступившие для осуществления совместной деятельности, на сумму 1000 руб. от подразделения, находящегося на самостоятельном балансе при этом затраты на складирование, отнесенные ранее к расходам будущих периодов, в сумме 700 руб. включены в фактическую стоимость материалов:

Дт 10 «Материалы»                                 9700

Кт 86 «Целевое финансирование»                     5000

Кт 79 «Внутрихозяйственные расчеты»                  1000

Кт 97 «Расходы будущих периодов»                     700

д) Оприходованы на склад материалы, учтенные по цене возможного использования  испорченной продукции, на сумму 4000 руб., как испорченные товары —  на сумму 3000 руб. по цене возможного использования; при этом затраты на складирование, учтенные как издержки обращения, в сумме 500 руб. включены в стоимость материалов:

Дт 10 «Материалы»                              7500

Кт 43 «Готовая продукция»                     4000

Кт 41 «Товары»                            3000

Кт 44 «Расходы на продажу»                      500

е) Использованы материалы в основном производстве на 10000 руб., вспомогательном  производстве — на 2000 руб., на ремон  транспортных средств — 500 руб., на управленческие нужды -100 руб., на проведение операций по сбыту продукции — 500 руб., на ремонт торгового помещения — 200 руб.:

Информация о работе Учет и анализ производственных запасов организации