Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:43, реферат
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.
Введение
1 Экономическая характеристика деятельности организации
1.1 Характеристика предприятия и его финансового состояния
1.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2 Теоретические и методологические вопросы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками на основе действующего законодательства
2.2 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Типичные ошибки при расчетах с поставщиками и подрядчиками
3 Действующая практика учета расчетов на ОАО «ВЭЛТ-К»
3.1 Порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии
3.2 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованной литературы
нет ли задолженности с истекшими сроками исковой давности;
нет ли неистребованной дебиторской задолженности, по которой истек установленный срок исполнения обязательств по расчетам.
Важное значение для оценки реальности сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет проверка материалов инвентаризации расчетов. При этом выясняется: со всеми ли поставщиками проведена инвентаризация расчетов, имеются ли акты, соблюдены ли правила их оформления, правильность отражения результатов и документальная обоснованность обязательств по расчетам. Если материалы инвентаризации по отдельным поставщикам отсутствуют (или инвентаризация расчетов с поставщиками не проводилась), аудитор направляет поставщикам запросы от имени проверяемой организации для подтверждения обязательств по расчетам. Обобщая результаты проведенных процедур, аудитор определяет суммы нереальной задолженности.
Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
наличие и правильность оформления договоров;
полнота и правильность оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);
своевременность и правильность оплаты материальных ценностей (работ, услуг).
Аудитор устанавливает прежде всего наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства. К основным из них относятся:
соблюдение формы договора;
определение срока исполнения обязательств;
-- полнота и своевременность
исполнения обязательств
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации, и оценивают риски, связанные с такими сделками.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Расчеты за полученные материально-производственные запасы (услуги, работы) должны быть подтверждены сопроводительными документами (товарно-транспортными накладными, товарными накладными, счетами, таможенными декларациями, актами сдачи выполненных работ и т. п.). Аудитор устанавливает подлинность этих документов и правильность оформления.
Сопоставляя данные договора (цена, количество, условия доставки, момент перехода права собственности и др.) с данными первичных документов (заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией), аудитор получает подтверждения о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).
При проверке первичных документов обращается внимание на выделение отдельной строкой НДС во всех расчетно-платежных документах и недопустимость выделения сумм НДС расчетным путем (кроме случаев, обусловленных нормативными документами). Проверяя соблюдение этих требований, аудитор получает подтверждения обоснованности предъявления к зачету НДС по полученным материальным ресурсам и услугам. Его возмещение производится по оплаченным, оприходованным и использованным в производственных целях ценностям.
Завышение задолженности подрядчиками (следовательно, завышение себестоимости продукции или стоимости объектов капитальных вложений) путем приписки объемов выполненных работ может быть выявлено посредством проведения контрольных обмеров выполненных работ.
При проверке неотфактурованных поставок (расчетные документы не получены) выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность).
По сомнительным документам и суммам можно провести встречную сверку документов у поставщика, опрос материально ответственных лиц и специалистов.
По расчетам за импортные поставки дополнительно требуется проверить правильность определения момента перехода права собственности, курса ЦБ РФ иностранной валюты на дату оприходования ценностей и оплату платежных документов, курсовых разниц, сумм НДС и условий франкировки.
По расчетам за продукцию (товары, работы, услуги), стоимость которых выражена в условных единицах, потребуется проверить правильность оценки обязательств в соответствии с условиями договора и правильность отражения в учете суммовых разниц [33, с. 245].
Проверка оплаты счетов поставщиков и подрядчиков.
При проверке аудитор устанавливает:
подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходному кассовому ордеру, выписками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);
подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов, оформленных на иностранных языках и т. п.);
соответствие данных платежных документов записям в учетных регистрах по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
соответствие данных регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» взаимосвязанным регистрам по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для них (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а так-же правильность отражения в учетных регистрах.
При проверке операций по зачету взаимных требований необходимо выяснить соблюдение условий, определяемых законодательством:
--наличие встречных
задолженностей, признанных и не
оспариваемых сторонами (образование
встречной дебиторской и
--однородность встречных требований (например, денежные обязательства, с одной стороны, и вещные -- с другой, не являются однородными);
взаимозачету подлежат задолженности, срок которых наступил, не указан или определен моментом востребования;
документальная обоснованность факта взаимозачета задолженности.
Важно проверить правильность документального оформления таких операций. Например, некорректное оформление (отсутствие подписей должностных лиц, печатей организации и т. п.) актов сверки, писем может привести к признанию операции недействительной и необоснованному предъявлению НДС к зачету.
Зачет взаимных требований оформляется актом сверки расчетов или письмом (заявлением) одной из сторон о зачете взаимных требований, оформленных в двухстороннем порядке.
В актах, кроме обязательных реквизитов, должны быть указаны данные договоров и первичных документов, по которым возникли задолженности, с выделением НДС отдельной строкой.
Не допускается зачет требований в отношении задолженности, срок исковой давности которой истек (ст. 411 ГК РФ).
Проверяя законность проведенных взаимозачетов задолженности, особое внимание уделяется установлению обоснованности принятия к зачету НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям (Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям») и полноты начисления НДС по реализованным товарам (работам, услугам), (Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»).
Проверка расчетов по авансам выданным осуществляется по данным регистра субсчета «Расчеты по авансам выданным», выпискам банка и договорам. При этом устанавливаются своевременность и правильность отражения выданных поставщикам авансов (Дебет счета 60 «Расчеты по авансам выданным» Кредит счета 51 «Расчетные сче-та», 52 «Валютные счета») и зачета при расчетах за полученные ценности (Дебет счета 60 Кредит счета 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»). Анализируя сальдо счета 60 по субсчетам в регистрах аналитического учета, аудитор выясняет, по всем ли выданным авансам произведен зачет при выполнении поставки материальных ценностей (выполнении работ и услуг). Контроль за соблюдением этого требования необходим не только для реальности отражения дебиторской и кредиторской задолженностей, но и для своевременности предъявления к зачету НДС, правильности определения курсовой и суммовой разниц по авансам, выданным в иностранной валюте.
При расчетах с поставщиками с использованием условных единиц аудитор проверяет правильность отражения суммовых разниц и соблюдение следующих условий.
1) суммовые разницы отражаются
на дату признания расхода
в бугалтерском учете (п. 6.6 ПБУ 10/99),
т. е. влияют на формирование
2) фактической себестоимостью
МПЗ и основных средств (ПБУ 5/01
и ПБУ 6/01) признается сумма фактических
затрат, т. е. на суммовые разницы
корректируется стоимость
положительные суммовые разницы увеличивают стоимость оприходованных ценностей (Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -- НДС),
отрицательные суммовые разницы уменьшают стоимость oприходованных ценностей Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» «красное сторно» и Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -- НДС «красное сторно»;
-- если ценности реализованы
или переданы в производство
Дебет счета 20 «Основное производство».
44 «Расходы на продажу» Кредит
счета 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками» и Дебет счета
19 «Налог на добавленную
При проверке расчетов с поставщиками по договору мены устанавливается соблюдение условий:
--перехода права собственности
(одновременно после
-- полученные в результате
обмена ценности приходуются
в соответствии с п. 10 ПБУ 5/01 и
п. 11 ПБУ 6/01 по стоимости переданного
имущества, исходя из цены, по
которой в сравнимых
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче, их стоимость определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.
Разница между ценой, указанной в договоре мены, и балансовой стоимостью оприходованных ценностей отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а полученный убыток не уменьшает налогооблагаемую прибыль [18, с. 368] .
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия с учетом границы существенности, принятой при планировании, и уточняет предварительную оценку реальности сальдо.
Заключение
При написании выпускной квалификационной работы были раскрыты поставленные задачи и вопросы.
В первой части работы был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, главная цель которого - оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также стратегия развития будущего его потенциала.
Анализ баланса показал, что имущественная масса предприятия уменьшилась за счет снижения внеоборотных активов, краткосрочные обязательства к концу 2005 года выросли, также выросла доля кредиторская задолженность.
Анализ отчета о прибылях и убытках выявил, что в структуре доходов (расходов) ОАО «ВЭЛТ-К» 2005 году наибольший удельный вес составляют операционные доходы (расходы). В целом темпы прироста расходов выше темпов прироста доходов, что является неблагоприятным.
В ходе проведенного анализа финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов было выявлено, что оно не стабильно. Практически все показатели не соответствуют оптимальному значению, а в 2005 году они ухудшили свое значение по сравнению с 2003.
Во второй части диплома были раскрыты основные понятия, теоретические и методологические вопросы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику в разрезе расчетных документов.
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения.
Расчеты отражаются в журнале-ордере № 6 по предъявленным счетам.
Существуют ошибки и нарушения, свойственные первичному учету расчетов с поставщиками и подрядчиками: арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта, несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации, регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы, отсутствие необходимых реквизитов, нарушения, допущенные при оформлении первичного документа, отсутствие графиков документооборота, ошибки при регистрации документа и другие.