Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:43, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.

Содержание

Введение
1 Экономическая характеристика деятельности организации
1.1 Характеристика предприятия и его финансового состояния
1.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2 Теоретические и методологические вопросы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками на основе действующего законодательства
2.2 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Типичные ошибки при расчетах с поставщиками и подрядчиками
3 Действующая практика учета расчетов на ОАО «ВЭЛТ-К»
3.1 Порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии
3.2 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 126.60 Кб (Скачать файл)

Как показывают расчеты, продолжительность оборачиваемости кредиторской задолженности в 2005 году меньше продолжительности оборачиваемости дебиторской задолженности. Следует все-таки сказать о значительном увеличении в 2005 году продолжительности оборачиваемости дебиторской задолженности на 33759,1 дня (33820,2-61,1).

Как свидетельствуют расчетные данные коэффициенты оборачиваемости как собственного, так и заемного капитала снизились к концу 2005 года, а продолжительность оборота увеличилась.

Рентабельность - степень доходности, выгодности, прибыльность бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Так как предприятие ОАО «ВЭЛТ-К» уже на протяжении нескольких лет получает убытки, то расчет показателей рентабельности не имеет смысла [26, с. 123].

Для диагностики угрозы банкротства воспользуемся пятифакторной моделью credit-men, разработанный Ж. Депаляном (Франция). Она имеет вид (формула 8):

N=25*R1+25*R2+10*R3+20*R4 +20*R5, (8)

где

R1 = Дебиторская задолженность + Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения (стр. 240+250+260) / Краткосрочные обязательства (стр. 690-640, 650) = (1882+386)/215758 = 0,01

R2= Капитал и резервы (стр. 490) / Общие обязательства (стр. 590 и 690) = 92113/215758 = 0,43

R3= Капитал и резервы (стр. 490) / Остаточная стоимость внеоборотных активов (стр. 190) = 92113/44623 = 2,064

R4= Себестоимость проданных товаров / Запасы (стр. 210) = -5051/10953 = -0,46

R5= Выручка (нетто) от продажи / Дебиторская задолженность (стр. 230+240)

= 2855/(246780+1882) = 0,01

N=25*0,01+25*0,43+10*2,064+20*(-0,46) +20*0,01 = 22,64

Если N = 100, то финансовая ситуация предприятия нормальная, если N > 100, то ситуация хорошая, если N < 100, то ситуация на предприятии вызывает беспокойство [30, с. 112-113].

Полученное значение N для ОАО «ВЭЛТ-К» значительно ниже 100, что говорит о высокой угрозе банкротства. Данная модель оценки угрозы банкротства подтверждает вышесказанное о том, что предприятие находится на стадии банкротства.

2 Теоретические  и методологические вопросы учета  расчетов с поставщиками и  подрядчиками

2.1 Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками на основе

действующего законодательства

Осуществлять предпринимательскую деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым расчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами в соответствии с ГК РФ выступают поставщики, подрядчики, покупатели и заказчики.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками относятся к одному из видов расчетов в зависимости от субъектов -- участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности (см. рис. 1). Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Расчетный документ -- это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).

Другой стороной договора выступают покупатели материалов (товаров) и заказчики на строительство (приобретение объектов основных средств, выполнение проектных геолого-разведочных работ, проведение научных исследований и т. д.). В процессе инвестирования финансовых ресурсов во внеоборотные активы возможно совмещение функций заказчика и подрядчика в одном юридическом лице.

В ГК РФ существует понятие обязательства как отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора соответствующее действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Исходя из этого в бухгалтерском учете Российской Федерации, как и в мировой практике, под обязательствами понимают кредиторскую задолженность юридического лица, игнорируя то обстоятельство, что данная организация может иметь и дебиторскую задолженность, которую она обязана погасить в сроки, установленные договором или законом. Так что, строго говоря, дебиторская задолженность -- это тоже обязательство. Однако будем пользоваться устоявшимся правилом: кредиторская задолженность -- это обязательство, дебиторская -- долги.

Обязательства перед другими юридическими лицами возможны и связи с приобретением материалов, товаров, приемкой выполненных работ и оказанных услуг, оплата которых еще не произошли. Иными словами, активы организации увеличиваются одновременно с возрастанием пассивов в балансе. Так, если поступление материалов, оборудования предшествует его оплате, то принятие на учет МПЗ, вложений во внеоборотные активы должно отражаться одновременно с увеличением задолженности поставщикам или подрядчикам.

Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие:

надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ);

зачет (ст. 410 ГК РФ);

новация (ст. 414 ГК РФ);

прощение долга (ст. 415 ГК РФ);

ликвидация организации, являющейся должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).

Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором отражаются следующие сведения:

о полученных товарно-материальные ценностях, принятых, выполненных работах и потребленных услугах, расчетные документы на которые акцептованы;

о товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

об излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке

о выданных поставщикам и подрядчикам авансах;

о курсовых и суммовых разницах [20, с. 432].

В табл. 2.1 приведены основные факты расчетов с поставщиками и подрядчиками и обусловленные ими корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

Таблица 2.1

Записи на счетах бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

№ п/п

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет

Кредит

 

1

Перечислен аванс поставщику товарно-материальных ценностей

Выписка банка

60

51, 52

 

2

Произведена оплата за поставленные товарно-материальные ценности

Выписка банка

60

51, 52

 

3

Отражен НДС по приобретенным ценностям

Счет-фактура

19, субсч. 19-3

60

 

4

Зачтена задолженность поставщику товарно-материальных ценностей в счет поставки в его адрес продукции, товаров, работ, услуг

Акт взаимозачета, счета поставщиков, счета-фактуры

60

62

 

5

Начислены курсовые разницы, возникающие при расчетах в иностранной валюте:

- положительные

- отрицательные

Бухгалтерская справка, выписка банка

60 91,субсч. 91-2

91,субсч. 91-1

60

 

6

Начислены суммовые разницы в расчетах между российскими организациями за материальные ценности:

положительные

отрицательные

Счет поставщика, выписка банка

10

10

60

60

(красное сторно)

 

7

Приняты к зачету НДС по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям

Выписка банка, расчет НДС, приходный ордер (форма №М-4)

68

19, субсч. 19-3

 
           

Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей либо соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственныx запасов, товаров, расходов на производство и продажу и др.

Нa суммы НДС, подлежащие оплате поставщикам или подрядчикам, в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам (МПЗ)» в корреспонденции с кредитом счета 60, если в соответствии с законодательством НДС подлежит вычету.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями, заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки организации.

В аналитическом учете по счету 60 ведется учет по каждому поставщику и подрядчику по отдельным договорам поставки с целью группировки и обобщения информации в разрезе:

акцептованных расчетных документов, срок оплаты которых не 
наступил;

неоплаченных в срок расчетных документов;

неотфактурованных поставок;

авансов выданных;

выданных векселей, срок оплаты которых не наступил;

просроченных оплатой векселей;

полученных коммерческих кредитов;

других признаков [29, с. 453].

Статьей 410 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил или он не указан либо определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 410 ГК РФ:

наличие встречных задолженностей, признаваемых сторонами;

однородность встречных требований, которыми считаются их сопоставимость, приведенная к единому эквиваленту. При этом денежные обязательства признаются однородными независимо от оснований их возникновения;

срок обязательства наступил или он не указан либо определен моментом востребования.

Прекращение обязательства, учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачетом, фиксируется в бухгалтерском учете по дебету счета 60 с кредитованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При новации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ).

Основная особенность новации, позволяющая отличить ее от уступки требования и перевода долга, состоит в замене обязательства: вместо прекратившего существование обязательства возникает новое. Однако в первоначальном и вновь возникающем обязательстве выступают тот же кредитор и тот же должник. Имея в виду данное обстоятельство, а также то, что сумма нового обязательства но сравнению со старым остается неизменной, записи в синтетическом учете предприятия-должника не производятся: делают отметки лишь в аналитических показателях.

ГК РФ предусматривает также такую форму прекращения обязательства, как прощение долга. Согласно ст. 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В связи с тем, что прощение долга превращается в один из видов дарения, оно должно подчиняться запретам и ограничениям, предусмотренным ст. 575 и 576 ГК РФ.

Прощение предприятию долга, возникающего при приобретении товаров (работ, услуг), по правилам бухгалтерского учета отражается как внереализационный доход корреспонденцией:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Такая же запись производится по балансу должника в случае прекращения обязательств по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридического лица-кредитора.

Сумму кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек (как правило, 3 года), следует списывать по каждому обязательству на основании материалов инвентаризации, письменного обоснования и распоряжения руководителя предприятия. Они увеличивают финансовые результаты должника.

При документальном оформлении и учете операций, рассматриваемых в данной главе, кроме общих нормативных документов, перечисленных ранее, следует руководствоваться:

главой 25 НК РФ;

Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;

Приказом МНС России, ГТК № 961, Минфина России № 80н от 1 октября 2001 г. № БГ-3-10/373 «О заполнении отдельных полей расчетных документов».

Информация о работе Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"