Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:43, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.

Содержание

Введение
1 Экономическая характеристика деятельности организации
1.1 Характеристика предприятия и его финансового состояния
1.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2 Теоретические и методологические вопросы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками на основе действующего законодательства
2.2 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Типичные ошибки при расчетах с поставщиками и подрядчиками
3 Действующая практика учета расчетов на ОАО «ВЭЛТ-К»
3.1 Порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии
3.2 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 126.60 Кб (Скачать файл)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 ГК РФ.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк (ст. 874 ГК РФ).

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов (ст. 875 ГК РФ).

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами (ст. 877 ГК РФ).

Чек должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование "чек", включенное  в текст документа;

2) поручение плательщику  выплатить определенную денежную  сумму;

3) наименование плательщика  и указание счета, с которого  должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места  составления чека;

6) подпись лица, выписавшего  чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (ст. 878 ГК РФ).

Чек оплачивается за счет средств чекодателя.

В случае депонирования средств порядок и условия депонирования средств для покрытия чека устанавливаются банковскими правилами.

Чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

Лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа (ст. 879 ГК РФ).

В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность (ст. 885 ГК РФ).

3.3 Аудит расчетов  с поставщиками и подрядчиками

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками проводится в общей для всех расчетных операций последовательности.

Проверку на соответствие учетных и отчетных данных начинают с установления тождества информации баланса и учетных peгистров.

 

Планирование аудиторской проверки учредительных документов и расчетов с учредителями осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблицах 3.1 и 3.2.

Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками - правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита.

Результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

 

Таблица 3.1План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация ОАО «ВЭЛТ - Кинескоп»

Период аудита 01.03.05 - 30.03.05

Количество человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Сидоров П. П.

Состав аудиторской группы Сидоров П. П., Петрова Л. В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

 

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Исполнитель

Примечания

 

1.

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

01.03.05 - 03.03.05

Сидоров П. П.

При возникновении необходимости - привлечение эксперта

 

2.

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

01.03.05 - 06.03.05

Петрова Л. В.

   

3.

Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

04.03.05 - 06.03.05

Сидоров П. П.

   

4.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

07.03.05 - 25.03.05

Сидоров П. П.

Петрова Л. В.

   

5.

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

26.03.05 - 27.03.05

Петрова Л. В.

   

6.

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.03.05 - 30.03.05

Сидоров П. П.

   
           

Руководитель аудиторской организации Прохоров О. И.

Руководитель аудиторской группы Сидоров П. П.

 

Таблица 3.2Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация ОАО «ВЭЛТ - Кинескоп»

Период аудита 01.03.05 - 30.03.05

Количество человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Сидоров П. П.

Состав аудиторской группы Сидоров П. П., Петрова Л. В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

 

№ п/п

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Период проведе-ния аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примеча-ния

 

1.

1.1

1.2

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

Экспертиза договоров с поставщиками

Экспертиза договоров с подрядчиками

01.03.05 - 03.03.05

Сидоров П. П.

Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения)

При проверке применять непредста-вительную выборку

 

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)

Проверка соблюдения графика документооборота

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах

Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД

01.03.05 - 06.03.05

Петрова Л. В.

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документо-оборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

При осуществле-нии провер-ки по пос-туплению ТМЦ - применять репрезента-тивную выборку (метод системати-ческого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) - выборка непредста-вительная

 

Продолжение таблицы 3.2

           

№ п/п

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Период проведе-ния аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примеча-ния

 

3.

3.1

3.2

Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию

04.03.05 - 06.03.05

Сидоров П. П.

Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию

Провести выбороч-ную инвен-таризацию задолжен-ности, списанные безнадеж-ные долги проверять сплошным методом

 

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

Проверка расчетов по векселям выданным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензиям

Проверка учета курсовых и суммовых разниц

07.03.05 - 25.03.05

Сидоров П. П.

Петрова Л. В.

Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, претензионные письма с приглашающейся документацией

Проверку проводить сплошным методом

 

5.

5.1

5.2

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (аналитического) учета

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.03.05 - 27.03.05

Петрова Л. В.

Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность

   
             

№ п/п

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита

Период проведе-ния аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примеча-ния

 

6.

6.1

6.2

6.3

6.4

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет по сомнительной задолженности

Налоговый учет суммовых разниц

Учет налога на добавленную стоимость

26.03.05 - 30.03.05

Сидоров П. П.

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

   
             

Руководитель аудиторской организации Прохоров О. И.

Руководитель аудиторской группы Сидоров П. П.

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Экспертиза договоров с поставщиками. Договоры этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Сюда относятся: договор купли-продажи, договор поставки, договор электроснабжения, договор мены. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует.

Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура - подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР.

Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.

Пример. Сальдо счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в регистре аналитического учета меньше, чем сальдо по этому счету в регистре синтетического учета и Главной книге на n-сумму, равную 12% статьи баланса «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Величина отклонений для данной статьи может рассматриваться как существенная. При анализе данных регистра аналитического учета (оборотной ведомости) выявлено отсутствие записей по поставщику «А», с которым имеется заключенный договор. В ходе проверке установлено, что карточка учета расчетов с поставщиком «А» не включена в оборотную ведомость, так как была ошибочно помещена в картотеку другого счета. Таким образом, причина несоответствий выявлена и устранена.

Установив тождество учетных и отчетных данных, аудитор оценивает реальность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками. С этой целью проверяется документальная обоснованность числящихся обязательств:

имеются ли в регистрах аналитического учета данные о номерах и датах договоров и первичных документов;

существуют ли указанные в регистре договоры и первичные документы (выборочно);

соответствуют ли данные по первичным документам и учетным регистрам (выборочно).

Суммы обязательств, не подтвержденные документально, относятся к сомнительной задолженности. Реальность такой задолженности может быть подтверждена инвентаризацией расчетов.

При оценке реальности задолженности по расчетам с поставщиками контролируются сроки ее возникновения:

Информация о работе Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО "ВЭЛТ-Кинескоп"