Учет и расчеты по налогу на добавленную стоимость на предриятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в дипломной работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Вложенные файлы: 1 файл

НДС_2014.docx

— 202.58 Кб (Скачать файл)

4. Дополнен перечень сведений, которые должны быть указаны в декларации по НДС:

налогоплательщики должны указывать сведения, содержащиеся в книге покупок и книге продаж;

посредники - данные журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по такой деятельности;

неплательщики НДС - сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах с НДС. Конкретный состав дополнительных сведений декларации должна утвердить ФНС России (п.5.1 ст.174 НК РФ). Эти правила действуют с 2015 года.

Кроме того, с 2015 года расширяются полномочия налоговых органов при проверке деклараций по НДС, в которых:

выявлены противоречия или ее сведения не соответствуют данным деклараций по НДС или журналов учета счетов-фактур других лиц, что свидетельствует о занижении НДС к уплате или завышении НДС к возмещению;

заявлена сумма НДС к возмещению.

В рамках камеральной проверки таких деклараций налоговики могут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п.1 ст.91 НК РФ, п.1 ст.92 НК РФ).

Помимо этого, если в декларации выявлены противоречия или несоответствия, инспекция может истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п.8.1 ст.88 НК РФ).

Камеральная проверка

Действующая редакция ст.88 НК РФ разрешает налоговому органу требовать у налогоплательщика пояснения в том случае, если в ходе проверки декларации (расчете) выявлены ошибки или противоречия (несоответствия) в представленных документах. Новая редакция п.3 ст.88 НК РФ вводит дополнительные основания для истребования пояснений налогоплательщика:

представление уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма - к уплате в бюджет по сравнению с первоначальной;

представление декларации, в которой заявлен убыток.

Такие пояснения налогоплательщик должен представить в течение 5 дней. Вместе с ними можно передать выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность внесенных данных (п.4 ст.88 НК РФ).

Однако если "уточненка" с уменьшением налога к уплате или с увеличением убытка представляется налогоплательщиком по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации, то инспекция вправе истребовать первичные и иные документы, а также аналитические регистры налогового учета (п.8.3 ст.88 НК РФ).

Кроме того, в п.10 ст.88 уточнено, что правила проведения камеральной проверки распространяются также на иных лиц, которые обязаны представлять налоговые декларации. Речь идет о неплательщиках, которые выставляют счета-фактуры с выделенным НДС (п.5 ст.173 НК РФ).

Перечисленные нововведения вступают в силу с 1 января 2014 года.

Истребование документов вне рамок налоговых проверок

С 30 июля 2013 года налоговый орган наделяется правом истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок (п.2 ст.93.1 НК РФ). Прежняя редакция данной нормы предусматривала возможность получать только информацию.

Подтверждение о получении документов в электронной форме от налогового органа

Согласно новому п.5.1 ст.23 НК РФ лица, которые обязаны представлять электронную отчетность, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме. Речь идет о направлении налогоплательщику требований о представлении документов, об уплате налога и пр. Причем налогоплательщик должен передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронном виде в течение 6 дней со дня их отправки. В настоящее время утвержден порядок направления требования о предоставлении информации и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде (совместный приказ Минфина России и ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Однако форматы, по которым должен осуществляться такой обмен, пока не утверждены.

Если в течение 10 дней по истечении этого срока лицо не представит квитанцию о приеме требования о представлении документов, о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, то его операции по счетам в банке и переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены (п.3 ст.76 НК РФ).

Такое решение налоговый орган отменит, если (пп.2 п.3.1 ст.76 НК РФ):

лицо передаст квитанцию о приеме документов, направленных налоговым органом;

лицо представит документы (пояснения);

представитель организации явится в налоговый орган.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 года.

Адреса налогоплательщика для направления документов по почте

Уточнены адреса, по которым налоговый орган должен направлять документы по почте налогоплательщикам (п.5 ст.31 НК РФ):

российской организации - по адресу места ее нахождения, содержащемуся в ЕГРЮЛ;

иностранной организации - по адресу места осуществления деятельности на территории РФ, содержащемуся в ЕГРН;

индивидуальному предпринимателю, нотариусу, адвокату, физическому лицу по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному им адресу для направления корреспонденции, содержащемуся в ЕГРН. Форма заявления о предоставлении такого адреса налогоплательщиком должна быть утверждена ФНС России.

Таким образом, законодатель устранил неопределенность в вопросе, по какому адресу налоговый орган обязан направлять документы налогоплательщику. Суды и ранее приходили к выводу, что требования инспекции считаются полученными, если они направлены по юридическому адресу налогоплательщика (см. постановления ФАС Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3420/09-С3, ФАС Московского округа от 26.10.2011 № А40-114301/10-35-622). Однако некоторые исходили из того, что документы должны быть направлены по всем известным налоговому органу адресам налогоплательщика (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 № А78-6367/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 № Ф08-995/08-338А).

Эти правила действуют с 30 июля 2013 года.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций

С 30 июля 2013 года действует новая редакция пп.2 п.2 ст.45 НК РФ, согласно которой в судебном порядке взыскивается числящаяся более трех месяцев недоимка:

зависимых (дочерних) обществ с основных (преобладающих, участвующих) организаций, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ;

основных (преобладающих, участвующих) обществ с зависимых (дочерних) организаций, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ;

зависимых (дочерних) организаций с основных (преобладающих, участвующих) обществ, если после того как организация узнала о проведении проверки, она передала денежные средства, иное имущество основному (преобладающему, участвующему) обществу, что привело к невозможности взыскания;

основных (преобладающих, участвующих) организаций с зависимых (дочерних) обществ, если после того как организация узнала о проведении проверки, она передала денежные средства, иное имущество зависимому (дочернему) обществу, что привело к невозможности взыскания.

Взыскание производится в пределах поступивших от налогоплательщика-должника выручки от реализации, денежных средств или иного имущества (учитывается остаточная стоимость имущества, отраженная в бухучете на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала о налоговой проверке).

Если выручка от реализации, денежные средства или иное имущество передавались налогоплательщиком-должником нескольким организациям, то недоимка взыскивается пропорционально поступившей им доле.

Такой порядок взыскания применяется и в тех случаях, если выручка или имущество передавались между взаимозависимыми организациями через совокупность взаимосвязанных операций с участием других лиц.

Новые обязанности банков

Изменения коснулись обязанностей банков (ст.86 НК РФ). Так, с 1 июля 2014 года банки должны представлять налоговым органам сведения об открытии, закрытии, изменении реквизитов не только счета, но и вклада (депозита) организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о счетах (вкладах, депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

 

Заключение

 

В настоящей дипломной работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам изучения методики аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость необходимо сделать ряд выводов и обобщений.

В теоретической части дипломной работы выяснилось, что взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.

НДС - косвенный федеральный налог, является одним из основных источников доходов бюджета. НДС облагаются: реализация и передача товаров (работ, услуг) на территории России, выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд, импорт и экспорт товаров (работ, услуг). Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя дата - день отгрузки товаров. Сумма налога, начисленная к уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую ей ставку налога. Существует три ставки налога: 0, 10 и 18 %.

Начисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. Вычету подлежат в первую очередь суммы НДС, товаров полученных от поставщиков. Основным первичным документами по учету НДС является счет - фактура, который регистрируется в журнале учета полученных или выставленных счетов - фактур. Накопительный учет сумм НДС осуществляется в регистрах налогового учета - Книге покупок и Книге продаж.

Организации, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции (скажем, торгующие одним и тем же товаром оптом и в розницу) обязаны вести по этим операциям раздельный учет. Его следует вести в строгом соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством. Однако нормы, посвященные раздельному учету, настолько "сырые", что при практическом применении вызывают у бухгалтеров множество вопросов.

Облагаемые и необлагаемые операции

Раздельный учет необходим из-за того, что по необлагаемым операциям фирмы не могут поставить "входной" НДС к вычету (вместо этого сумма налога учитывается в расходах при расчете налога на прибыль), а по облагаемым - могут. Обратите внимание: при отсутствии раздельного учета суммы "входного" НДС нельзя отнести ни к вычетам по облагаемым НДС операциям, ни учесть в расходах при расчете налога на прибыль по операциям необлагаемым (п.4 ст.170 НК РФ).

Также отметим, что к необлагаемым НДС операциям в целях ведения раздельного учета относятся не только те, что поименованы в статье 149 Налогового кодекса ("Операции, освобождаемые от налогообложения"),

но и следующие операции:

подпадающие под ЕНВД;

реализация товаров, работ и услуг, если местом их реализации признается иностранное государство;

операции, осуществляемые фирмами и предпринимателями, которые воспользовались освобождением от обязанностей плательщика НДС на основании статьи 145 НК РФ (освобождение предоставляется, если сумма выручки без учета налога за три предшествующих месяца не превысила 2 миллиона рублей);

операции, которые не признаются реализацией в соответствие с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.

Аудит учета расчетов с бюджетом по НДС на предприятии ООО "Рехау-флекс Технолоджи" проводился в соответствии с Федеральным законом от 7.08.12 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", со 10 января по 16 января 2011 г., проверке были подвергнуты регистры синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, бухгалтерская отчетность ООО "Рехау-флекс Технолоджи" за октябрь-декабрь 2012 г. В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля на предприятии ООО "ВЕКО" масштабам и характеру его деятельности.

Как показало исследование, исчисление и уплата НДС в ООО "Рехау-флекс Технолоджи" осуществляется в соответствии с требованиями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ. Особенностью налогообложения данного предприятия является наличие нескольких видов налогообложения.

Основным первичным документами по учету налога на добавленную стоимость на предприятии является счет - фактура. Порядок ведения этих документов на исследуемом предприятии соответствует установленному постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Положительной оценки заслуживает тот факт, что на предприятии обеспечивается раздельный учет НДС по различным видам деятельности. Организация аналитического учета к счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" была признана удовлетворительной.

Выявленные в ходе аудита нарушения законодательства в организации учета НДС ООО "Рехау-флекс Технолоджи" связаны исключительно с неправильным или неполным заполнением счетов-фактур поставщиками на приобретенные товары, работы и услуги. В некоторых счетах-фактурах отсутствуют отдельные обязательные реквизиты, подписи и расшифровки руководителя и главного бухгалтера организации, реализующей товары. Это является нарушением требований п.5 ст.169 Налогового кодекса и в случае налоговой проверки будет основанием для признания того, что ООО "Рехау-флекс Технолоджи" принявший такой НДС к вычету, необоснованно применяет налоговые вычеты по НДС. Кроме того, отмеченные факты являются нарушением требований, установленных п 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н. и ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Таким образом, при проведении аудита расчетов по НДС в ООО "Рехау-флекс Технолоджи" было выявлено следующее:

нарушений в учетной политике для целей налогообложения не выявлено;

недостатков в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДС и выполнению обязательств перед бюджетом не выявлено;

отсутствие некоторых реквизитов в первичных документах предприятия;

количественных отклонений при формировании базы по НДС в соответствии с налоговым законодательством не выявлено;

искажений в представлении и раскрытии информации по НДС и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности также не выявлено.

Таким образом, аудит расчетов по НДС в ООО "Рехау-флекс Технолоджи" показал и подтвердил правильность расчетов по НДС, а также полноту и своевременность перечислению в бюджет данного налога.

Информация о работе Учет и расчеты по налогу на добавленную стоимость на предриятии