Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 06:47, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в дипломной работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ.
Следует отметить, что для налогового права и целей налогообложения особое значение имеет несовпадение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость с объектом налогообложения. Налогооблагаемая база состоит из следующих показателей:
объекта налога (обороты по реализации товаров, работ, услуг);
будущего объекта (авансы полученные);
иные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (сумма штрафов по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятия).
Налогообложение будущего объекта (авансов полученных) не приводит к двойному налогообложению, так как в момент появления оборота по реализации суммы НДС, уплаченные ранее с авансов, возвращаются налогоплательщику. Далее рассмотрим действующие ставки налога, данные приведены в табл.1.3.1
Таблица 1.3.1 Ставки НДС с 1 апреля 2012 года по настоящее время
Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке |
Налоговая ставка |
Основание | |
Основная |
Расчетная (Р) | ||
Реализация товаров (работ, услуг) установленных в пп.1 - 10 п.1 ст.164 НК РФ |
0% |
ст.164 НК РФ | |
Реализация: - продовольственных товаров по перечню; - товаров для детей по перечню; - периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер); - книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер); - реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства |
10% |
||
Расчетный метод: - при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 НКРФ; - при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. п.2 - 4 ст.155 НК РФ; - при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п.1 - 3 ст.161 НК РФ; - при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ; - при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п.4 ст.154 НК РФ; - при реализации автомобилей в соответствии с п.5.1 ст.154 НК РФ; - при передаче имущественных прав в соответствии с п. п.2 - 4 ст.155 НК РФ; - в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом |
10 Р = - ----- - х 100% 100 + 18 либо 18 Р = - ---- - - х 100% 100 + 18 |
||
- в случаях, не указанных выше |
18% |
||
- при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации |
10% 18% |
Следующим элементом налога, являются - льготы по налогу. Для предприятий налоговым законодательством установлены льготы по НДС. Их перечень является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть изменен решениями местных органов власти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства-участники СНГ.
В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары, работы, услуги как подлежащие льготам по НДС, и не подпадающие под льготный режим налогообложения, необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров, работ, услуг.
Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях - получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).
Льготы, предоставленные предприятиям, действующим законодательством, распространяются на:
обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации (предприятия) для промышленно-производственных нужд другим подразделениям этого же предприятия (внутризаводской оборот);
обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам;
средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
средства, полученные в виде пая (доли) в натуральной и денежной форме при ликвидации или реорганизации организаций (предприятий) в размере, не превышающем уставный фонд, а также пай (доля) юридических лиц при выходе их из организации (предприятий) в размере, не превышающем вступительный взнос;
денежные средства, перечисляемые головной организации (предприятию) - исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами);
средства, перечисляемые головной организацией (предприятием);
бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств;
средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, также денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью.
Важно иметь в виду, что в качестве документов, подтверждающих право на не включение указанных работ и услуг в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, предприятия в обязательном порядке представляют в налоговые органы:
контракты (копии контрактов, заверенные в установленном порядке) или другие документы российского юридического лица - налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение этих работ и услуг;
выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы или оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированную в налоговых органах;
копии таможенных документов, подтверждающих ввоз на таможенную территорию Российской Федерации обслуживаемых товаров и уплату НДС по указанным работам и услугам таможенным органам;
копии международных транспортных или товаросопроводительных документов или любых иных документов.
В целом следует сделать вывод, что в нашей стране законодательство по НДС с момента его введения постоянно претерпевает изменения с момента его введения было принято около 20 законов по данному налогу. Но с принятием второй части Налогового кодекса в целом следует отметить, что законодательство по НДС и, особенно в части основных элементов налога заметно стабилизировалось.
Изменения в законодательстве, принятые в 2009 году, внесли серьезные коррективы в существующий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудиторская деятельность - это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования, осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух направлениях:
проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего субъекта, когда этого требует в обязательном порядке закон или уполномоченные на то государственные органы (обязательная аудиторская проверка);
по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень хозяйствования и надежность своего положения перед другими участниками оборота (инициативная проверка).
Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налога на добавленную стоимость, который является составляющей частью аудиторских проверок:
проведение объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций;
инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
При проведении аудита налога на добавленную стоимость можно выделить следующие основные цели:
установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налога, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.
подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.
В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налога на добавленную стоимость:
проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;
правильность применения налоговых ставок и льгот;
анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налога в бюджет;
определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;
проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.
После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования. Под объектами аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно. Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:
по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом;
расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности - учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством - учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);
по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;
по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.
Методы документальной проверки можно условно разделить на две группы.
1. Методы формальной проверки документов:
проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов (от правильности оформления документов зависит объективность всей последующей анализируемой информации; первичные документы являются основанием для записи в регистры бухгалтерского учета);
сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами, что позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), правильность применения льгот, ошибки при исчислении и уплате налогов;
проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам (позволяет выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций);
счетный контроль (позволяет определить правильность исчисления налоговых платежей при заполнении налоговых деклараций).
2. Методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств:
сопоставление данных документов, отражающих смысл совершенных операций, с данными документов, которые явились основанием для этих операций (для использования этого метода необходимо знать, в каких производных документах отражены данные, фиксируемые в первичных документах);
проверка записей в регистрах бухгалтерского учета (позволяет определить достоверность и точность отчетных данных - бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а затем первичных документов);
сканирование (непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных);
встречная проверка (этот метод особенно эффективен при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной организации и отпуском их другой; состоит в сопоставлении различных экземпляров одного и того же документа для установления тождественности всех экземпляров);
взаимная проверка (проводится по взаимным операциям в одной организации);
контрольное сличение (применяют при проверке складских товарных операций);
восстановление натурально-стоимостного учета (на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается их натурально-стоимостной учет с целью выявления недостач одного вида ценностей и излишков других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались).
Информация о работе Учет и расчеты по налогу на добавленную стоимость на предриятии