Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 06:47, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в дипломной работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Самый распространенный метод документальной проверки предприятия (ввиду отсутствия достаточного количества времени для осуществления полной проверки) - выборочный аудит. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие, хотя имеющие определенную специфику части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
Рассмотрим применение общей схемы выборочного аудита как последовательности определенных этапов.
1. Конкретизация направлений проверки (постановка задач).
Аудитор начинает подготовку к проверке конкретного участка учета с определения "локальных" задач, которые следует решить, проверяя данный участок. На постановку "локальных" задач влияет как общая цель аудита данного хозяйствующего субъекта, так и специфика отдельных проверяемых объектов. Аудитор, проверяющий расчеты по налогу на добавленную стоимость, ставит конкретную задачу - выявить необоснованно взятые к зачету суммы НДС посредством выборки счетов-фактур и тестирования соответствующих записей в книге покупок. После установки задач (выработки направлений) аудита все последующие действия проверяющего будут ориентированы на их решение.
2. Определение критериев отклонений.
До начала процедуры тестирования необходимо определить критерии, по которым будут выявляться отклонения (ошибки, погрешности). При проверке расчетов по НДС аудитор определяет критерии, указывающие на недопустимость принятия к зачету сумм НДС (отсутствие счетов-фактур, товар не отгружен или оплата не произошла); недействительность документов при отсутствии необходимых реквизитов; арифметические ошибки в первичных документах либо ошибочный перенос сумм в книгу покупок и т.д. Помимо определения критериев наличия ошибок при проведении количественного выборочного исследования важно решить, как рассматривать положительные и отрицательные суммовые отклонения. Возможны варианты:
положительные и отрицательные отклонения считать нарушениями и брать по модулю;
положительные и отрицательные суммовые отклонения взаимно компенсируются, тогда их оставляют при своих знаках;
во внимание принимаются только положительные или только отрицательные отклонения). Выбор одного из вариантов зависит от проверяемого объекта и поставленной задачи.
Определение генеральной совокупности. Генеральная совокупность - это весь объем документов или операций, которые необходимо проверить аудитору посредством отбора и изучения части из них (выборочной совокупности). При аудите зачтенных сумм НДС генеральной совокупностью будут являться все операции с корреспонденцией счетов Дт 68 - Кт 19.
3. Определение генеральной совокупности очень важно, так как аудиторское заключение может быть сделано только о генеральной совокупности. Если аудитор провел отбор и проверку документов только за первые два квартала года, то и выводы правомерно распространять лишь на совокупность документов за первое полугодие, но никак не за девять месяцев или год. Определив генеральную совокупность, аудитор располагает информацией для установления допустимой ошибки. Допустимая ошибка - это предельно-допустимые искажения информации, наличие которых не ведет к существенному искажению финансовых отчетов, или максимальная степень отклонения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которую аудиторская организация определила на стадии планирования.
При проверке верности оборотов и сальдо по счетам, допустимой ошибкой является максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, которую аудиторская организация согласна допустить, чтобы совокупное влияние таких ошибок на весь процесс аудита позволило ей утверждать с достаточной степенью достоверности, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок.
Определение порога, при котором ошибки становятся существенными - трудная задача при любых обстоятельствах. Понятие допустимой ошибки тесно связано с понятием материальности (предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов в целом, или максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение). Аудитор должен определить сумму допустимой погрешности в целом (т.е. материальность), а затем распределить эту сумму по группам счетов или по каждому счету.
4. Выбор метода отбора.
Отбор элементов из генеральной совокупности может осуществляться в виде вероятностного (случайный выбор документа) или методичного отбора (каждый двадцатый документ).
5. Определение объема выборки.
6. Получение выборки и выявление отклонений.
После выбора из генеральной совокупности и исследования элементов найденные отклонения (ошибки, нарушения, недочеты, замечания) необходимо отразить в рабочей документации аудитора (в соответствии с требованиями по "Документированию аудита" аудитор должен документировать все стадии проведения проверки и анализа ее результатов).
7. Анализ обнаруженных отклонений.
Прежде чем сделать окончательный вывод по выборочной проверке, распространив найденные отклонения на всю совокупность, аудитор должен рассмотреть и определить характер отдельно каждого из обнаруженных отклонений.
Необходимо выяснить, чем обусловлено данное отклонение (изъянами в системе внутреннего контроля, неправильным пониманием персоналом нормативных актов, умышленным искажением и т.п.), является ли данное отклонение случайным или систематическим (т.е. присуще всем документам, операциям), как данное нарушение скажется на других объектах учета и финансовых результатах в целом. Проведя анализ найденных отклонений, аудитор дает рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля на предприятии, ведению учета. Кроме того, может быть принято решение об увеличении размера выборки, проведении дополнительного исследования.
8. Оценка результатов и выводы по выборочной проверке.
В зависимости от использованного метода отбора аудитор проводит статистическую или нестатистическую оценку результатов. Задача аудитора на заключительном этапе - распространить обнаруженные в выборке ошибки на генеральную совокупность. Оценка может быть получена в виде конкретного суммового интервала, в пределах которого с заданной вероятностью лежит ошибка, либо в виде профессионального суждения аудитора об этой ошибке. Перед проведением аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.
Для успешного выполнения этих задач необходимо:
изучить систему внутреннего контроля проверяемой единицы;
ознакомиться с мерами, принятыми для выполнения рекомендаций предыдущего аудитора;
составить план проверки, утвержденный директором аудиторской фирмы и директором проверяемого предприятия;
подготовить документацию, необходимую для проведения аудита;
осуществить аудит;
составить квалифицированное аудиторское заключение, если результаты проверки предоставляют такую возможность.
Программа аудита расчетов с бюджетом по налогам призвана учитывать все направления аудита этого участка проверки. Особое внимание при планировании аудита необходимо обратить на рассмотрение вопросов, поднимавшихся при аудите расчетов с бюджетом на предприятии в прошлые годы. Изучить рекомендации, сделанные предыдущими аудиторами, а также предпринятые меры для устранения выявленных ошибок.
При составлении общего плана проведения аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на предприятии целесообразно предусмотреть следующие вопросы:
условия договора на выполнение аудита;
содержание аудиторского отчета, сроки его предоставления и другие способы передачи информации клиенту;
установление уровней существенности решаемых задач;
аудиторский риск;
определение наиболее важных этапов и задач аудита;
установленная законом ответственность аудитора;
ответственность клиента за предоставленную бухгалтерскую отчетность и полноту другой необходимой информации;
применяемая форма бухгалтерского учета;
степень доверия к форме бухгалтерского учета и внутреннему контролю;
сущность и объем аудиторских доказательств;
работа внутренних аудиторов и масштабы их привлечения;
привлечение экспертов.
Помимо документов, которые предоставит аудитору для проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии клиент, необходимо подготовить рабочие документы аудитора, в которых будет отражен весь ход аудиторской проверки.
Рабочие документы аудитора - записи аудиторов, соответствующие общепринятым стандартам - содержат обоснования выбора необходимых в данных условиях процедур и других решений, принимаемых в ходе проверки. Для проведения аудита налога на добавленную стоимость аудитору требуется следующий набор рабочих документов.
1. Непрерывно ведущиеся документы (содержат информацию по вопросам, интересующих аудитора в течение многих лет проверки одного и того же клиента): копии Устава; заметки о предприятии, его продукции; копии текущих контрактов; финансовые отчеты и аудиторские отчеты прошлых лет.
2. Текущие аудиторские административные документы (содержат информацию о начальных стадиях планирования проверки): письмо о приглашении аудиторов или договор на проведение аудиторской проверки; документ о назначении аудиторов для выполнения проверки; докладная записка о встречах с руководством предприятия-клиента; предварительный аналитический обзор; начальные оценки эффективности и материальности; памятная записка о планировании; расписание проверки; перечень вопросов по внутреннему контролю; перечень вопросов по управленческому контролю; перечень вопросов по компьютерному контролю; оценка системы внутреннего контроля; аудиторская программа; рабочий план счетов Главной книги.
3. Документы аудиторской информации (содержат информацию по основным вопросам проверки): записи о выполненных процедурах; аудиторские таблицы и расчеты; карточки-замечания; решения, принятые в ходе проверки; аудиторские свидетельства. Эти документы свидетельствуют о качестве проверки. На их основании составляются выводы, а затем квалифицированное аудиторское заключение.
4. Заключительные документы (составляются на последней стадии аудиторской проверки): аудиторский отчет и рекомендации аудитора; аудиторское заключение.
Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость проводится в соответствии с внутрифирменными стандартами и выбранной методикой. Рекомендуется общая структура проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС, которую можно разбить на следующие стадии:
определение типа, структуры предприятия и управления им;
изучение, оценка и проверка внутреннего контроля;
планирование и последующий контроль аудита налогов;
изучение и оценка формы и методов учета налогов;
проверка хозяйственных операций и учетных регистров;
проверка соответствия данных бухгалтерской отчетности учетным регистрам;
проверка соответствия прибылей и убытков фактическим результатам деятельности;
проверка правильности формирования налогооблагаемых баз действующему законодательству;
анализ правильности расчета налоговых обязательств и корректность составления налоговых деклараций с целью определения достоверности и объективности информации, содержащейся в них;
обобщение результатов проверки и составление аудиторского отчета
ООО "Рехау-флекс Технолоджи" создано на основе добровольного соглашения лиц, объединивших свои средства, для совместной хозяйственной деятельности и достижения целей, определенных в Уставе Общества.
Общество является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.
Общество имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество в собственности, круглую печать, штампы, товарный знак, другие необходимые реквизиты, вправе открывать счета в банках.
Имущество Общества формируется за счет вкладов его участников, полученных доходов и других законных источников. Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
ООО "Рехау-флекс Технолоджи" образовано 10 февраля 2010 года. Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц присвоен основной государственный регистрационный номер - 3389.
Высшим органом управления обществом является собрание учредителей, которое проводится ежегодно. Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором, который избирается сроком на 5 лет. В его компетенции находятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества.
В соответствии с Уставом целью деятельности Общества является получение прибыли в результате его хозяйственно-финансовой деятельности и удовлетворение общественных потребностей.
Основным видом деятельности организации является производство пластиковых окон. Также Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
В условиях реформирования экономики предприятие взяло курс на переориентацию и расширение производства, на выпуск только конкурентно-способной продукции, имеющей спрос на рынке сбыта.
В организации существует ОТК, который ведет контроль за технологическим режимом: входящий контроль сырья, промежуточный, контроль готовой продукции.
ООО "Рехау-флекс Технолоджи" наблюдается высокая степень автоматизации производства и высокий уровень технологии. Это приводит к сокращению потерь на всех стадиях производственного процесса, повышению производительности труда, улучшению качественных показателей готовой продукции.
Ресурсный потенциал организации представлен материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В соответствии с учетной политикой, бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Аппарат бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер. В его обязанности входит не только осуществление руководства бухгалтерской службой и контроль за ее деятельностью.
При ведении бухгалтерского учета применяется автоматизированная форма учета с применением бухгалтерской программы "1С: Предприятие".
Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с учётной политикой, которая разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия на основании ПБУ 1/98 "Учётная политика организации". Бухгалтерский учёт в ООО "Рехау-флекс Технолоджи" ведётся по рабочему плану счетов. Так же в обществе разработана и утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
Первичные учетные документы принимаются к учету по факту их предъявления. Движение документов на предприятии осуществляется в соответствии с утверждённым графиком документооборота.
Порядок исчисления налога производится в соответствии со статьей 166 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Информация о работе Учет и расчеты по налогу на добавленную стоимость на предриятии