Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 08:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов исходя из особенностей хозяйственной деятельности организаций в современных условиях.
В соответствии с целью исследования в работе были решены следующие задачи:
изучение теоретико-экономического содержания материально-производственных запасов;
изучение основ учета материально-производственных запасов;
проведение анализ учетной политики организации;
рассмотрение порядка документального оформления материально-производственных запасов на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Понятие, состав и классификация материально-производственных запасов
.2 Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов
.3 Методика бухгалтерского учета материально-производственных запасов
2.БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. Анализ учетной политики предприятия
.2 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов
.3 Синтетический учет и отражение в отчетности материально-производственных запасов
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
3.1 Аудит материально-производственных запасов
3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО
3.3 Совершенствование учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, выше были рассмотрены основные теоретические аспекты содержания материально-производственных запасов, раскрыты используемые при исследовании понятия, классификации и методы оценки. Изложение представлено в соответствии с современной учебно-методической литературой, а также действующим законодательством Российской Федерации.
1.2Документальное оформление
Первым этапом в изучении основ учета материально-производственных запасов является отражение возможных способов их поступления на предприятие и осуществляемых на данном этапе операций.
Материально-производственные запасы могут поступать в организацию по договорам купли-продажи (договорам поставки и др.); при изготовлении материалов силами организации; при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал; при получении организацией безвозмездно; от подотчетных лиц; путем возврата сырья от своего производства; а также в результате выбытия пришедших в негодность основных средств. [7, с.312]
Следующий этап, который заслуживает
внимания - это надлежащее оформление
унифицированными первичными документами
по учету материалов, разработанными
Федеральной службой государств
В организации определяется круг лиц,
ответственных за приемку и отпуск
запасов и за правильное и своевременное
оформление операций, имеющих право
подписи. Список таких лиц согласовывается
главным бухгалтером и
Поступающие на предприятие материалы оформляются бухгалтерскими документами в определенном порядке. Осуществляя отгрузку, поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование, товарно-транспортные документы и др. Эти документы направляют в бухгалтерию, где их проверяют на правильность оформления, после чего передают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют соответствие договорным условиям и делают отметку о полном или частичном согласии на оплату. В отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов с целью их последующего контроля. Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для доставки материалов. [7, с.321]
Экспедитору для принятия материалов
выдается доверенность. В случае обнаружения
недостачи или порчи материальн
Затем наступает этап принятие материалов от экспедитора на склад, который оформляют приходными ордерами. В случае некоторых несоответствий приемку материалов производит комиссия с оформлением акта о приемке материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными. Материалы, полученные от разборки и демонтажа объектов основных средств, поступают на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают материалы
за наличные деньги. Документом, подтверждающим
стоимость приобретенных
Следующая стадия цикла движения материалов - отпуск со склада организации на производство, хозяйственные нужды, на сторону. Расход материалов, отпускаемых в производство, оформляются лимитно-заборными картами, которые выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов, сроком на один месяц. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте подразделения-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. [2, с.328]
Иногда отпуск оформляют требованиями-
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения. При перевозке материалов автотранспортом применяют товарно-транспортную накладную.
Вместо первичных документов по расходу материала допускается использовать карточки учета материалов. С этой целью представители подразделения-получателя расписывается в получении материалов в карточках. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат.
На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, расход материалов (нормативный и фактический) с указанием выявленных отклонений и их причин.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый остается на складе, а второй сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на первом экземпляре. [21, с.177]
.3 Методика бухгалтерского учета
материально-производственных
При изучении движения материально-производственных запасов следует различать учет материалов на складе и в бухгалтерии. На складе учет движения материалов ведет кладовщик, с которым заключается типовой договор о полной материальной ответственности. В обязанности кладовщика входит ведение карточек складского учета на каждый номенклатурный номер материалов. Записи в карточках делаются на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи прихода (расхода) материалов заведующий складом выводит остаток материалов на конец дня. В конце месяца он подсчитывает обороты за месяц по приходу и расходу и выводит остаток на конец периода, используя формулу 1:
Ск = Сн + П - Р, (1)
где
Ск - сальдо на конец месяца;
Сн - сальдо на начало месяца;
П - приход материалов за месяц;
Р - расход материалов за месяц.
Выведенные остатки заносятся в ведомость учета остатков материалов, сальдовую книгу, которая хранится в бухгалтерии.
Кроме того, бывают такие организации,
где вместо карточек на складах ведутся
специальные книги учета
Для более детального контроля параллельный учет материалов ведется в бухгалтерии. Аналитический учет ведется одним из двух методов:
1)Количественно-суммового (на
2)Оперативно-бухгалтерским (
При количественно-суммовом методе могут применяться два вида учета.
При первом случае в бухгалтерии одновременно ведется в количественном и денежном выражениях (на складах и подразделениях - только в количественном выражении) по каждому складу по синтетическим счетам и субсчетам:
·на каждый вид материально-
·в карточках бухгалтер
·на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению;
·на основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
·движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;
·сводные оборотные ведомости
сверяются с данными
Во втором случае в бухгалтерии не ведутся карточки аналитического учета:
·все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
·оборотные ведомости и
·остатки в оборотных
Такой учет является достаточно громоздким и трудоемким.
Более прогрессивным и рациональным является сальдовый метод. Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе: [21]
·учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
·движение (образование и распределение)
и остатки транспортно-
·в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
·на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
·остатки материалов, записанных в
сальдовой ведомости, таксируются
по каждому номенклатурному
При бухгалтерском учете материалов с использованием компьютера данные синтетического бухгалтерского учета, т. е. формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и т. п.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться. [11, с.56]
Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
Поступление материалов на предприятие в зависимости от принятой организацией учетной политики может быть отражено двумя способами: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования этих счетов. Это зависит от того, как в организации ведется учет получения МПЗ: по фактической себестоимости, либо по учетным ценам. При этом фактическая себестоимость материалов включает:
·стоимость материалов по договорным ценам (сумма оплаты, установленная соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы);
·транспортно-заготовительные
·расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях (затраты по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом).
При учете материалов по фактической себестоимости все затраты, связанные с поступлением материалов, собираются непосредственно на счете 10 в разрезе полученных партий сырья и материалов
Если организация не использует счета 15 и 16, то оприходование материалов отражается записями:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 10 «Материалы»
Кредит «20 «Основное производство»
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 23 «Вспомогательные производства»
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» и т. п., в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности.
Перевод материальных ценностей со склада в производство оформляется проводками:
Дебет «20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы»
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Кредит 10 «Материалы»
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит 10 «Материалы»
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 10 «Материалы»
Списание стоимости материалов оформляется проводкой:
Информация о работе Учет материально-производственных запасов