Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 08:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов исходя из особенностей хозяйственной деятельности организаций в современных условиях.
В соответствии с целью исследования в работе были решены следующие задачи:
изучение теоретико-экономического содержания материально-производственных запасов;
изучение основ учета материально-производственных запасов;
проведение анализ учетной политики организации;
рассмотрение порядка документального оформления материально-производственных запасов на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Понятие, состав и классификация материально-производственных запасов
.2 Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов
.3 Методика бухгалтерского учета материально-производственных запасов
2.БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. Анализ учетной политики предприятия
.2 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов
.3 Синтетический учет и отражение в отчетности материально-производственных запасов
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
3.1 Аудит материально-производственных запасов
3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО
3.3 Совершенствование учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учет поступления материалов производится на счете 10 «Материалы» без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Таким образом, учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение.
Транспортно-заготовительные услуги, оказываемые сторонними организациями, по заготовке и доставке товаров, учитываются в стоимости материалов. При отпуске материально-производственных запасов и ином выбытии их оценка производится по средней стоимости.
Списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство производится единовременно в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.
Учет затрат на производство ведется с разделением на: прямые и косвенные. Прямые затраты отражаются на счете 20 «Основное производство» по видам продукции, работ, услуг, а косвенные, в свою очередь, на счете 23 «Вспомогательные производства», счете 25 «Общепроизводственные расходы», счете 26 «Общехозяйственные расходы.
В конце отчетного периода
Косвенные расходы, собираемые на счете 26, распределяются в конце отчетного периода по видам продукции, работ, услуг и списывают в дебет счета 90 «Продажи».
При осуществлении организацией хозяйственных операций, в том числе и с материально производственными запасами, порядок отражения которых в бухгалтерском учете не предусмотрен нормативными актами, а также Положением об учетной политике, оформляется дополнение к данному Положению, утверждаемое руководителем организации.
Для целей обложения налогом на добавленную стоимость моментом определения налоговой базы является день отгрузки продукции, работ, услуг, имущественных прав.
Таким образом, учетная политика предприятия отражает основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета, не детализируя многие важные вопросы.
.2 Документальное оформление и аналитический учет материально - производственных запасов на предприятии
Создание
эффективной системы учета
Все хозяйственные операции на предприятии ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108» оформляются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет материально-производственных запасов. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов в компании возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих производственных подразделений.
Поступающие в организацию материалы оформляются специально предназначенными для этого бухгалтерскими документами. Рассмотрим такие стадии оформления на примере ООО «ВЕРиС».
Первоначально с поставщиком материалов в соответствии с требованиями законодательства оформляется договор поставки материалов. Договор составляется в двух экземплярах и содержит основные условия осуществления гражданско-правовой сделки. В договоре содержится информация об условиях поставки, правах и обязанностях сторон, порядок расчетов. Также к договору присоединяется Спецификация №1, в которой оговариваются условия оплаты, условия отгрузки, сроки поставки. Доставка материалов на предприятие осуществляется водителем ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108» по выданной ему доверенности.
Вместе с отгрузкой ООО «ВЕРиС»
По стоимости товаров, составившей 774200,00 рублей, в том числе сумма НДС(18%) - 139356,00 рублей, зафиксированной в счет-фактуре, происходит оплата покупаемых материалов. Оплата на предприятии осуществляется путем безналичных расчетов.
Платежное поручение № 370 отражает оплату 13 апреля 2009 года и списание необходимой суммы со счета плательщика (1850240,00 рублей, в том числе НДС 282240,0 рублей со счета ОАО «Связьстрой-1» ПМК-108).
За ценности, находящиеся на складах,
материальную ответственность несет
кладовщик, являющийся материально - ответственным
лицом. С целью обеспечения
Для эффективного учета движения материальных ценностей кладовщик основного склада ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108» ведет журнал прихода товарно-материальных ценностей. Здесь кладовщик фиксирует дату поступления материалов, порядковый номер записи, наименование поставщика, перечень поступивших материалов, их количество и цену. Журнал прихода регулярно просматривается главным бухгалтером и заверяется его подписью.
Ведение журнала осуществляется по поставщикам материалов. Учет по видам материалов в компании осуществляется с использованием карточек складского учета, которые заводятся на каждое наименование материала (Приложение И), номенклатурные номера материалам не присваиваются, что связано с их большим количеством. В карточке отражается: наименование материала, его цена, начальный остаток материала на складе, его поступление и расход за месяц, подписи материально-ответственных лиц.
Отпуск материалов в производство обычно осуществляется в полном объеме поступивших материалов. Поэтому, на основании товарной накладной оформляется требование-накладная на материалы (Приложение К). В ней отражены отправитель и получатель материалов, наименование материала, его количество и цена. Требование-накладная применяется в ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108» для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска по структурным подразделениям.
Накладная составлена в двух экземплярах материально ответственными лицами склада и подразделения-получателя. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей складом, второй - для получения материалов принимающей стороной. Таким образом, для кладовщика требование-накладная - главный документ, который позволяет ему списывать с себя материальную ответственность.
В конце месяца по карточкам складского учета на каждый материал происходит сверка информации складского учета с данными бухгалтерии.
После чего материалы полностью
расходуются в одном
В организации ведется
В рассмотренном примере
Таблица 4 - Аналитический учет в ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108»
Наименование
Таким образом, рассмотрев первичные документы учета МПЗ в ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108», можно сделать вывод об отсутствии заметных различий с теоретическим изложением. На предприятии используются стандартные документы для отражения движения материалов. Недостатком организации складского учета является недостаточной контроль над использованием материально-производственных запасов и наличие значительного документального оборота. Также можно отметить, что сверка складского учета с бухгалтерией до сих пор ведется с помощью карточек складского учета (Приложение Л), а это представляется нецелесообразным.
.3 Синтетический учет и
Синтетический учет материалов, поступивших в организацию, ведется по фактической себестоимости в соответствии с планом счетов, принятым в ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108». То есть для поступления материалов используется активный счет 10 «Материалы». ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108» не использует счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей».
В дебете счета 10 «Материалы» формируется
фактическая себестоимость
Для отражения операций, связанных
с движением материально-
В анализе счета 10 «Материалы» субсчета 1 «Сырье и материалы», сформированного за март 2009 года, отражено их движение по счетам синтетического учета в ОАО «Связьстрой-1 ПМК-108». Анализ этого документа показывает, что дебетовое сальдо по счету 10.1 на начало марта 2009 года составило 4,256,055.58 руб. За исследуемый месяц по этому счету можно сделать следующие проводки:
Материалы, приобретенные по фактической стоимости, списаны в основное производство:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 23,845.51 руб.
Списаны фактические расходы по изготовлению материалов:
Дебет 23 «Вспомогательное производство»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 125,106.18 руб.
Материалы, приобретенные по фактической стоимости, списаны на производственные нужды:
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 6,536.80 руб.
Материалы, приобретенные по фактической стоимости, списаны на хозяйственные нужды:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 83,534.34 руб.
Материалы, приобретенные по фактической стоимости, списаны на обслуживание производства и хозяйства:
Дебет 29 «Обслуживание производства и хозяйства»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 8,373.58 руб.
Списание остаточной стоимости материалов:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы» 27,507.01 руб.
Готовая продукция, необходимая для собственных нужд, оприходована на склад:
Дебет 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы»
Кредит 43 «Готовая продукция» 341,777.25 руб.
Приобретены материалы без НДС:
Дебет 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 476,851.75 руб.
Оприходованы материалы:
Дебет 10 «Материалы» субсчет 1 «Сырье и материалы»
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 59,706.09 руб.
Дебетовый оборот по счету 10 «Материалы» субсчету 1 «Сырье и материалы» за март 2009 года составил 878,335.09 руб., кредитовый оборот - 274,903.01 руб. Таким образом, сальдо на конец периода составило 4,859,487.25 руб., которое одновременно будет являться начальным сальдо за апрель 2009 года.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов