Учет накладных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством предприятия, является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путей сокращения издержек и повышения эффективности должно происходить на всех стадиях производственного процесса. Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.

Вложенные файлы: 1 файл

учет накладных расходов окончательный.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

Пользователь получает необходимую ему информацию о затратах, ориентирует бухгалтерский учет на совершенствование технологии обработки учетных данных и на выполнение им информационного обеспечения органов управления и контроля.

Автоматизация учёта затрат на производстве производится применительно к организации технологии производственного процесса конкретного производителя с учётом отраслевых особенностей.

Учёт затрат на производство является сводным вторичным участком учёта по отношению к учёту труда и заработной платы, ТМЦ, основных средств и др. Поэтому он основан на документах первичного и сводного учёта деятельности предприятия.

Автоматизацию учёта затрат на производстве целесообразно проводить после автоматизации учёта по различным участкам и синтетическим счетам. Учёт затрат на производство можно разделить на отдельные комплексы задач, которые выполняются в определённой последовательности: определение прямых расходов; учёт и распределение накладных расходов; учёт потерь в производстве; учёт незавершённого производства; учёт затрат основного производства и составление вводных регистров; расчёты по калькуляции себестоимости продукции.

В зависимости от видов и технологии выпускаемой продукции, от метода учета, затраты на производство и выпуск готовой продукции учитываются в регистрах различной формы. При позаказном методе на каждый заказ открывают карточку затрат и выпуска.

Записи в карточку производятся сводными данными за каждый месяц. Для разноски данных используют соответствующие ведомости учета затрат на производство. Печать осуществляется на компьютере. На оборотной стороне карточки разноску данных производят за каждый месяц. Фактическая себестоимость по каждому элементу затрат получается путем сложения остатка на начало месяца по этому элементу с затратами за отчетный месяц (по данным лицевой стороны карточки) и вычитания из суммы остатка на конец месяца.

Плановая себестоимость выпуска исчисляется путем умножения норматива по каждому элементу затрат на количество выпущенных изделий. Итог плановой себестоимости сопоставляется с фактическим итогом и устанавливается экономия или перерасход по себестоимости выпущенного изделия за отчетный месяц. Фактическую себестоимость единицы получают путем деления суммы затрат на выпуск за отчетный месяц на количество выпущенных изделий. После обработки карточек за отчетный месяц картотеку передают в бухгалтерию (в группу учета производства).

Для определения себестоимости товарной продукции, учета выполнения плана и контроля выполнения задания по снижению себестоимости сравнимой продукции на промышленных предприятиях составляют калькуляции, в которых отражают по каждому изделию или группе изделий фактическую себестоимость единицы в сопоставлении с плановой и среднегодовой себестоимостью. Номенклатура статей калькуляции предусмотрена соответствующей отраслевой инструкцией по учету производства и калькулированию готовой продукции. Калькуляционные листы содержат плановые и отчетные данные по каждой статье калькуляции на весь выпуск изделий и на единицу продукции [29].

Входные данные в калькуляционный лист по плановой себестоимости вносятся на основании справочника-ценника, сведений по затратам, данные по фактической себестоимости на весь выпуск и на единицу изделия по каждой статье калькуляции рассчитывают на компьютере.

Следующим этапом работы является свод калькуляций, который обычно составляется раз в квартал и с начала года. На основании сводов выявляют среднюю себестоимость за каждый квартал и с начала года.

Для совершенствования учета расходов предлагается развивать планирование расходов на ТОО «Темиржолсу-Балхаш».

Главной целью планирования является установление целесообразной структуры расходов и их объёма на предстоящий определенный период. Плановые бюджеты (бюджетирование) составляются «снизу вверх» в разрезе действующих, структурных, внутриструктурных подразделений и суммированием в целом по компании. Бюджет текущих расходов включается в план доходов и расходов.

Важнейшими этапами планирования текущих расходов являются:

- пооперационный анализ расходов  за прошедший период по накопленным  данным бухгалтерского учета;

- прогноз изменения факторов, влияющих  на объем и структуру расходов;

- составление плановых калькуляций  по видам продукции, товаров, работ, услуг;

- разработка сводного плана (бюджета) по компании в целом;

- анализ будущего отражения  планируемых расходов на счетах бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой для обеспечения понятности и сопоставимости при оценке качества планирования.

Особое внимание в процессе операционного анализа уделяют причинам возникновения излишних расходов, не обусловленных нормальным ходом производственного цикла.

Согласно п. 9 СБУ 7 затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисление на страхование;

- износ средств;

- прочие затраты.

Провести анализ экономического содержания элементов затрат зачастую довольно затруднительно. Возникают сверхнормативные затраты сырья, материалов и энергоресурсов, перерасходы по оплате труда. Возникают затраты по содержанию излишних товарно-материальных запасов, изменение амортизационной политики, изменение уровня ставок и видов налогообложения, изменения уровня ставок вознаграждений по привлекаемым заемным средствам, изменения уровня цен на закупаемые материалы, энергоносители, тарифов на транспортные перевозки и иные факторы, оказывающие существенное влияние на величину текущих расходов.

Расчеты по сопоставлению плановых калькуляций на отдельные группы однородной продукции (товаров, работ, услуг) осуществляют в разрезе установленных статей учетной номенклатуры эксплуатационных затрат. В процессе составления плановой калькуляции используются методы калькулирования расходов, такие как нормативный, попередельный, позаказный, соответственно, эти же методы применяются в бухгалтерском учете состоявшихся расходов как товарно-материальных запасов.

Позаказный метод и калькуляцию расходов применяют при мелкосерийном и индивидуальном производстве, например, на ремонтных предприятиях, в экспериментальных цехах. Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам. Заказы открывают в планово-производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха-исполнители заказов и в бухгалтерию. Каждому заказу присваивается код, который проставляют в карточке учета затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению заработной платы рабочим и др.

Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определяться после окончания заказа, до этого все затраты составляют незавершенное производство. Недостаток позаказного метода заключается в том, что при изготовлении сложных, не повторяющихся или редко повторяющихся заказов трудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат.

Попередельный метод и калькуляцию расходов применяют при массовом производстве продукции, в котором из исходного сырья путем последовательной обработки в ходе технологического процесса вырабатывают готовый продукт. Этот метод применяют на предприятиях, комплексно использующих исходное сырье, например, в металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях. Например, на предприятиях текстильной промышленности имеются 3 передела – прядильный, ткацкий и отделочный; в черной металлургии – доменный, сталеплавильный, прокатный; в кожевенном производстве – зольный, дубильный и отделочный [30].

Затраты на производство при попередельном методе учитывают по отдельным фазам, стадиям, переходам, которые обобщенно называют переделами. В результате после каждого передела вырабатывают полуфабрикат, а в конечном итоге – готовую продукцию. Перечень переделов устанавливают на основе данных о технологических процессах с учетом используемого оборудования, прерывности процессов производства, характера выпускаемых полуфабрикатов, продукции и др. специфических условий. При этом учитывают возможности организации планирования и учета затрат по переделам, учета и оценки незавершенного производства, калькуляции себестоимости полуфабрикатов собственного производства и готовой продукции.

При применении попередельного метода должны быть использованы основные элементы нормативного метода – систематическое выявление и учет изменения норм.

В документации по расходу ресурсов, трудовых затрат и оперативной отчетности должен отражаться не только фактический расход материальных, энергетических и др. затрат, но и расход их по нормам или основанным на них производственных заданиях (рецептурам, смескам и т.п.). Необходимо обеспечить своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных материальных затрат, ассортимента выпуска продукции, ее сортности и т.п. Применяется 2 варианта попередельного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте отмеченные калькуляции составляют по каждому переделу (фазе, стадии, агрегату), включая накладные расходы. При бесполуфабрикатном варианте калькулируют только себестоимость готовой продукции, которая образуется из материальных и трудовых и др. затрат на первом переделе и затрат на обработку, возникающих на последующих переделах.

Учет затрат на производство при попередельном методе ведут в карточках учета затрат на производство или ведомостях, открываемых на каждый передел.

В металлургической, лесоперерабатывающей и других отраслях промышленности, где из исходного сырья в одном производственном процессе получают продукцию разных сортов или марок для определения ее себестоимости, применяют коэффициенты. Например, при распиловке леса из одного исходного сырья получают доски обрезные, доски необрезные разных сортов, деловой и дровяной горбыль. В таких случаях первый сорт определенного наименования принимают за единицу, а остальные сорта имеют коэффициенты больше или меньше единицы, обычно, исходя из отпускной цены данного сорта к цене того сорта, который принят за единицу.

Основной недостаток позаказного и попередельного метода учета затрат состоит в том, что фактическую себестоимость продукции определяют по окончании отчетного периода или же после выполнения заказа, а это лишает возможности руководства предприятия (цеха) следить в течение отчетного периода за соответствием фактических затрат на производство установленным по плану (нормам). Кроме того, при этих методах учета фактическую себестоимость единицы продукции и всего выпуска сравнивают с данными по плану (плановыми калькуляциями, в которых нормы затрат рассчитаны как средние величины на весь планируемый период, в силу чего они не всегда могут точно отражать действительный уровень затрат на производство).

Эти недостатки устраняют путем применения нормативного метода, при котором фактическую себестоимость единицы продукции и всего выпуска сопоставляют с нормативной себестоимостью, которую, в отличие от плановой себестоимости, определяют на основе действующего на данный период технологического процесса производства, а также прогрессивных норм расхода материальных, трудовых и других затрат. В нормативную калькуляцию вносят изменения норм по мере осуществления мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства. Учет затрат построен таким образом, что отклонения от норм расхода материальных, трудовых и других расходов выявляют в ходе производства, когда еще есть возможность повлиять на них, а не после отчетного периода или после выполнения заказа, когда такой возможности уже нет.

Нормативный метод калькуляции расходов и калькуляции себестоимости продукции в основном применяют при массовом производстве, хотя он может быть применен в мелкосерийном и индивидуальном производстве. Организацию работ по нормативному методу начинают с составления технологических и нормативных карт, в которых определяют расход материалов, заработной платы и другие затраты. На основе нормативных карт составляют нормативные калькуляции, в которых указана нормативная себестоимость единицы продукции. При их составлении исходят из действующей технологии производства, норм времени и расценок по оплате труда, норм расхода материалов и покупных полуфабрикатов с указанием черновой массы, чистой массы и отходов, действующих цен на материалы и покупные полуфабрикаты, утвержденных квартальных смет накладных расходов.

Необходимо установить порядок оформления изменений норм и смет расходов, а также порядок извещения заинтересованных отделов и цехов (центров затрат) об изменениях технологического процесса, норм и смет. При нормативном методе важно также упорядочить складское и весоизмерительное хозяйства, хранение и отпуск материалов на производство, обеспечить цехи счетчиками и устройствами для определения потребления воды, пара, газа, электроэнергии не только в целом по цеху, но и по отдельным видам продукции (если энергетические и другие расходы относятся на продукцию прямым путем).

Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей оборудования, сырья и материалов, нормирования их расхода и технологического процесса производства. На отклонения от норм влияют такие факторы, как замена материалов, качество их использования (качество раскроя), использование отходов вместо полноценных материалов и др. Выявление отклонений от норм по расходу материалов производится путем документирования, партионного раскроя материалов, инвентаризации (инвентарным методом).

Информация о работе Учет накладных расходов