Учет основных средств их анализ их использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является оценка эффективности постановки учета операций с основными средствами и анализ их использования на примере финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «КОМСТАР-Регионы», специализирующегося на предоставлении телекоммуникационных услуг населению, таких как интернет, телевидение, телефония и др.

Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть понятие основных средств и принципов отнесения объектов к основным средствам;

- изучить классификацию основных средств;

- рассмотреть виды оценки основных средств и механизм их формирования;

- рассмотреть нормативную базу, регламентирующую бухгалтерский учет основных средств;

- систематизировать задачи учета и анализа основных средств на современном этапе;

- охарактеризовать основные направления анализа операций с основными средствами;

- представить систему показателей для анализа основных средств;

- проанализировать обеспеченность предприятия основными фондами, оценить изменение их структуры, проанализировать их техническое состояние;

- определить уровень использования основных средств по обобщающим и частным показателям;

- рассмотреть организацию и методику учета различных операций с основными средствами на предприятии с учетом специфики отрасли связи;

- разработать мероприятия по совершенствованию учета основных средств, а также выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и методические аспекты учета и анализа

основных средств предприятия……………………………………………………6

1.1. Основные средства как объект учета и анализа……………………………....6

1.2. Классификация основных средств предприятия…………………………….11

1.3. Виды оценки основных средств предприятия……………………………….20

1.4. Методика учета операций с основными средствами предприятия………...25

1.5. Методика анализа основных средств предприятия………………………….43



2. Оценка эффективности учета основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»…………………………………………………………………………….51

2.1. Характеристика предприятия………………………………………………....51

2.2. Документальное оформление операций с основными средствами………..54

2.3. Аналитический и синтетический учет операций с основными средствами.62

2.4. Совершенствование учета основных средств на предприятии…………......74



3. Анализ эффективности использования основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»………………………….…………………………………………………83

3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами и их

состояние…………………………………………………………………………....83

3.2. Анализ движения основных средств предприятия…………………………..87

3.3. Анализ использования основных средств на предприятии…………………89

3.4. Разработка мероприятий по оптимизации использования основных средств на предприятии……………………………………………………………………..96

Заключение………………………………………………………………………...102

Список использованной литературы…………………………………………….105

Приложения………………………………………………………………………109

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 293.65 Кб (Скачать файл)

Обязательная  инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года по состоянию на 31 декабря отчетного года.

При проведении инвентаризации конкретных видов активов и обязательств Компания руководствуется положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и локальными нормативными актами по проведению инвентаризации.

Учитывая наличие большого количества структурных подразделений, для проведения инвентаризации Приказами Генеральной дирекции и ЦУС создаются инвентаризационные комиссии Генеральной дирекции, ЦУС, участков, цехов.

Для проведения инвентаризации бухгалтерия  Генеральной дирекции оформляет  приказ о проведении инвентаризации с указанием перечня инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания  инвентаризации, а также с указанием  обязательного издания Приказа  по форме ИНВ-22 бухгалтериями ЦУС с указанием инвентаризируемых активов и обязательств, датами начала и окончания проведения инвентаризации.

Проверка фактического наличия  имущества проводится при обязательном участии материально ответственных лиц и лиц, ответственных за сохранность и учет вверенного им имущества в соответствии с Положением «О материальной ответственности сотрудников в ЗАО «КОМСТАР-Регионы». Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями по установленным типовым формам.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в  описи данных о фактических остатках активов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Для проведения инвентаризации используются инвентаризационные описи по унифицированной форме  №ИНВ-1 (основные средства) (Приложение 10).

 

 

2.3 Аналитический и синтетический  учет основных средств

 

Аналитический учет основных средств на предприятии  ведется в бухгалтерии по классификационным  группам, а внутри групп по инвентарным  объектам и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность.

Основным  регистром аналитического учета  основных средств является инвентарная карточка (форма № ОС-6) (Приложение 11). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной  стороне инвентарных карточек указывают  сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и  модернизации объекта, выполненных  ремонтных работах, а также краткую  индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер в  одном экземпляре. Заполняют их на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

В бухгалтерии  инвентарные карточки формируют  в инвентарную картотеку, построенную  в разрезе классификационных  групп по видам основных средств.

Для учета основных средств действующим Планом счетов предусмотрен ряд синтетических счетов.

Счет 01 Основные средства предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается на этом счете в соответствующей доле.

Счет 02 Амортизация основных средств применяется для отражения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности и сданных в аренду, включая финансовую аренду.

Счет 03 Доходные вложения в материальные ценности предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Счет 08 Вложения во внеоборотные активы применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, а также о затратах по формированию основного стада, рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, которые учитываются в составе средств в обороте). К счету открыты следующие субсчета:

08-1 Приобретение  земельных участков

08-2 Приобретение  объектов природопользования

08-3 Строительство объектов основных средств;

08-4 Приобретение отдельных объектов основных средств;

08-8 Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Счет 19 НДС по приобретенным ценностям предназначен для обобщения информации об уплаченных или причитающихся к оплате организацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому счету открыт субсчет 19-1 НДС при приобретении основных средств.

Счет 91 Прочие доходы и расходы предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. На этом счете находят отражение поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным получением активов, а также расходы по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и пользование, расходы на консервацию объектов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 91-1 Прочие доходы; 91-2 Прочие расходы.

Счет 98 Доходы будущих периодов, субсчет 2 Безвозмездные поступления предназначен для обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Бухгалтерский учет капитальных вложений ведется  с применением счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы» в детализации  субчетов второго уровня по направлениям расходов (строительство, приобретение и пр.). Аналитический учет в разрезе субсчетов второго уровня ведется по видам оборудования и выполненных работ и по объектам строительства.

До окончания  работ по строительству объектов расходы по их возведению учитываются  на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим включением их в первоначальную стоимость объекта  основных средств. Под началом строительства объекта для целей бухгалтерского учета следует понимать начало осуществления фактических затрат инвестора-заказчика по строительству. Окончание работ по строительству объектов оформляется актами приемки - передачи основных средств (формы №№ ОС-1, ОС-3, КС-11, КС-14).

Капитальные вложения в объекты недвижимости, оформленные актами приемки - передачи основных средств, по которым производится фактическая эксплуатация, но не оформленные документами, подтверждающими государственную регистрацию объектов недвижимости, относятся к основным средствам и учитываются на счете 01 с момента ввода в эксплуатацию. Амортизация по таким объектам в бухгалтерском учете начисляется с момента начала фактической эксплуатации, а регистрационные сборы и другие расходы, осуществленные после перевода объектов на счет 01 «Основные средства» и не связанные со строительством объектов, учитываются на соответствующем счете расходов периода, в котором они понесены.

Капитальные вложения в объекты линий кабельных сетей, оформленные актами приемки - передачи основных средств, по которым производится фактическая эксплуатация, но не оформленные документами, подтверждающими государственную регистрацию, относятся к основным средствам и учитываются на счете 01 с момента начала фактической эксплуатации. Амортизация по таким объектам в бухгалтерском учете начисляется с момента начала фактической эксплуатации.

Сооружение  связи, построенное подрядным или  хозяйственным способом, может вводиться  в целом или по частям (вводимая очередь), но при выполнении условия: на сооружении связи в целом или  на его части возможно оказание услуг  связи.

Приобретенное оборудование, требующее монтажа  и предназначенное для установки  в строящихся (реконструируемых) объектах, до момента его принятия к монтажу  учитывается отдельно на счете 07 «Оборудование  к установке».

При определении  стоимости капитальных вложений, производимых хозяйственным способом, заработная плата и начисления на нее страховых взносов работников Компании, занимающихся строительством, подлежит распределению по объектам строительства пропорционально  стоимости монтируемого на объекте  оборудования, сформированной на конец  отчетного месяца.

В ЗАО  «КОМСТАР-Регионы» учет объектов основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Основные  средства, принятые на баланс (на счет 01) в соответствии с установленным  порядком ведения учета и впоследствии переданные другой организации за плату  во временное пользование (например, в аренду, прокат, временное безвозмездное  пользование), на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» не переводятся, а учитываются на отдельном субсчете счета 01 «Основные средства, переданные в аренду». Стоимость переданного  во временное пользование объекта  переносится на указанный субсчет  бухгалтерской проводкой на дату передачи имущества в соответствии  с актом приема-передачи и договором. Объекты основных средств, полученные по договору аренды, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства» (за исключением  объектов в случаях, предусмотренных  в договоре финансовой аренды) в  оценке, принятой в договоре аренды (как правило - это остаточная стоимость такого имущества у передающей стороны). Указание стоимости передаваемого или получаемого имущества при заключении договора аренды обязательно. Начисление амортизации по таким объектам производится арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, предусмотренных в договоре финансовой аренды).

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенные  ЗАО «КОМСТАР-Регионы» с согласия арендодателя, стоимость которых возмещается арендодателем, амортизируются у арендодателя.

Капитальные вложения, произведенные ЗАО «КОМСТАР-Регионы» с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат и амортизируются в организации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. По окончании срока договора аренды начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений прекращается. При этом, если часть стоимости капитальных вложений в виде неотделимых улучшений остается недоамортизированной, данные затраты при передаче объекта арендодателю по окончании данного договора аренды подлежат списанию (выбытию) в бухгалтерском учете из состава основных средств в состав прочих расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Расходы на монтаж/демонтаж дополнительного оборудования в арендованные объекты основных средств учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ).

Капитальные вложения, стоимость которых ЗАО  «КОМСТАР-Регионы» не возмещает арендатору, амортизирует арендатор.

Списанию  с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующей учетной политикой на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета  выбытия объектов основных средств  к счету 01 Основные средства открыт субсчет «Выбытие основных средств». По дебету отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет Выбытие основных средств.

Демонтаж  основного средства оформляется  операцией списания через счета  выбытия. Стоимость демонтируемого оборудования, которое в дальнейшем может быть использовано в составе  основных средств или материально-производственных запасов, отражается в бухгалтерском учете на счете 07 или 10 отдельно с корреспонденцией по счету 91. Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка производится комиссией, создаваемой Приказом руководителя компании/директоров ЦУС. В состав комиссий входят соответствующие должностные лица, в том числе сотрудник бухгалтерии и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Расходы по обслуживанию основных средств оцениваются  в размере фактически произведенных  расходов или в размере стоимости  услуг сторонних организаций.

Затраты по текущему и капитальному ремонту  основных средств оцениваются в  размере фактически произведенных  расходов и учитываются в составе  текущих расходов того периода, в  котором производится ремонт.

Резерв  расходов на ремонт основных средств (в  том числе и арендованных) не создается.

Стоимость объектов основных средств, находящихся в собственности ЗАО «КОМСТАР-Регионы», в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации, с отражением её на счете 02 «Амортизация основных средств».

Информация о работе Учет основных средств их анализ их использование